Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 10.07.2007, 03.07.2007 N Ф03-А59/07-1/2454 по делу N А59-5438/06-С15 В удовлетворении заявления о признании незаконным решения антимонопольного органа отказано правомерно, поскольку заключенные договоры являются муниципальными контрактами, которые должны размещаться на конкурсной основе.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 10 июля 2007 года Дело N Ф03-А59/07-1/2454“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 10 июля 2007 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования “Поронайский район“ на решение от 29.01.2007 по делу N А59-5438/06-С15 Арбитражного суда Сахалинской области по заявлению Администрации муниципального образования “Поронайский район“, третьи лица: открытое акционерное общество “Межрегиональный акционерный банк экономического сотрудничества “Сахалин-Вест“, открытое акционерное общество акционерный коммерческий банк “Росбанк“, о признании незаконным решения и недействительным предписания Управления Федеральной антимонопольной службы РФ по Сахалинской области.

Администрация муниципального образования
“Поронайский район“ (ныне - Администрация городского округа “Поронайский район“, далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконным решения от 13.10.2006 Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Управление ФАС, антимонопольный орган) и недействительным его предписания от 20.10.2006 N 07-44/06 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

К участию в деле привлечены открытое акционерное общество “Межрегиональный акционерный банк экономического сотрудничества “Сахалин-Вест“ (далее - ОАО МАБЭС “Сахалин-Вест“) и открытое акционерное общество акционерный коммерческий банк “Росбанк“ (далее - ОАО АКБ “Росбанк“).

Решением суда от 29.01.2007 пункт 1 оспариваемого предписания признан недействительным как не соответствующий Федеральному закону “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Суд признал договоры о предоставлении возобновляемой кредитной линии муниципальными контрактами, заключенными Администрацией и третьими лицами без проведения конкурса, чем нарушено антимонопольное законодательство - статья 12 ФЗ “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг“.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Администрация, не соглашаясь с судебным решением, в кассационной жалобе просит его отменить. В ее обоснование заявителем приведены доводы о неправильной квалификации его действий нарушением статьи 12 “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг“. При этом Администрация указывает на отсутствие объективной стороны данного правонарушения, считая неправомерной ссылку на непроведение конкурса, поскольку, по ее мнению, кредитные ресурсы не являются средствами местного бюджета и для их привлечения на покрытие временного кассового разрыва требуется проведение конкурса или аукциона, как предусмотрено в статье 13 названного Закона. Кроме того, заявитель полагает, что оспариваемое предписание выдано антимонопольным органом с превышением его полномочий,
предусмотренных законом.

В отзыве на кассационную жалобу ОАО АКБ “Росбанк“ указывает на незаконность решения, оспаривая вывод суда о нарушении при предоставлении Администрации кредита антимонопольного законодательства.

От Управления ФАС и ОАО МАБЭС “Сахалин-Вест“ отзывы не поступили.

В заседании суда представители участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, участия не принимали.

Проверив законность решения от 29.01.2007, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для отмены судебного акта, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, не находит.

Как следует из материалов дела и установлено судом, между Администрацией и ОАО МАБЭС “Сахалин-Вест“ в 2005 году заключены договоры (N 1092 от 11.02.2005, N 1194 от 20.05.2005, N 1264 от 07.07.2005, N 1447 от 23.12.2005) о предоставлении возобновляемой кредитной линии, по условиям которых (с учетом дополнительных соглашений) банк предоставляет Администрации кредит в размере 28000000 руб., 5030000 руб., 3130900 руб. и 11000000 руб. соответственно. Также между Администрацией и ОАО АКБ “Росбанк“ заключены кредитные договоры от 15.06.2005 N SAH/RK/054/05, от 15.07.2005 N SAH/RK/063/05, от 15.06.2005 N SAH/RK/064/05, в соответствии с которыми банк обязался открыть Администрации кредитные линии на сумму 1900000 руб., 3100000 руб. и 6000000 руб. соответственно.

Полученные кредиты Администрация обязалась возвратить в сроки, предусмотренные договорами, и уплатить проценты за пользование кредитом.

Решением антимонопольного органа от 13.10.2006 Администрация МО “Поронайский район“ признана нарушившей статьи 12, 13 ФЗ “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг“, что выразилось в заключении кредитных договоров без проведения конкурса, чем необоснованно созданы благоприятные условия и преимущества для ОАО МАБЭС “Сахалин-Вест“ и ОАО АКБ “Росбанк“.

На основании указанного решения Управление ФАС 20.10.2006 выдало предписание N 07-44/06 о прекращении нарушения антимонопольного
законодательства, обязывающее Администрацию разработать и представить в Управление ФАС порядок проведения конкурса по выбору кредитной организации для осуществления операций со средствами местного бюджета (пункт 1) и впредь привлекать финансовые организации для осуществления операций со средствами бюджета на конкурсной основе (пункт 2). Предписанием установлен срок его исполнения - до 10.12.2006.

Полагая решение и предписание не соответствующими нормам действующего законодательства в сфере защиты конкуренции на рынке финансовых услуг и о бюджетных правоотношениях, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно статье 12 ФЗ “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг“ федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления не вправе совершать действия, в том числе согласованные действия, с финансовыми организациями, ограничивающие конкуренцию на рынке финансовых услуг, направленные на создание необоснованно благоприятных условий отдельным финансовым организациям и (или) ущемляющие интересы других финансовых организаций, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Исследовав условия кредитных договоров и дав им оценку, арбитражный суд признал их заключенными Администрацией в интересах муниципального образования “Поронайский район“ с целью обеспечения муниципальных нужд по финансированию дефицита бюджета, поскольку кредитные ресурсы банков привлекались для покрытия временного кассового разрыва.

В этой связи судом сделан правильный вывод о том, что заключенные с банком договоры являются муниципальными контрактами, которые в силу статьи 72 Бюджетного кодекса РФ должны размещаться на конкурсной основе.

При этом арбитражным судом установлено, что в нарушение статьи 72 БК РФ и статьи 13 ФЗ “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг“ договоры с банками - ОАО МАБЭС “Сахалин-Вест“ и ОАО АКБ Росбанк“, предоставившими муниципальному образованию кредитные ресурсы, заключены без проведения конкурса
по определению финансовой организации, привлекаемой для осуществления операций со средствами бюджета.

Исходя из этого, такие действия Администрации антимонопольным органом обоснованно признаны ограничивающими конкуренцию на рынке финансовых услуг, создающими преимущества для отдельных кредитных организаций и ущемляющими интересы других финансовых организаций, и правильно квалифицированы в решении Управления ФАС нарушением статьи 12 ФЗ “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг“.

В связи с изложенным основания для признания оспариваемого решения недействительным отсутствуют, поэтому судом правильного отказано в удовлетворении этого требования.

Доводы Администрации о неправильной квалификации ее действий опровергаются материалами дела и не основаны на законе, поэтому кассационной инстанцией отклоняются.

Также правомерно отклонены судом и доводы заявителя о том, что оспариваемое предписание выдано антимонопольным органом с превышением его полномочий.

Право антимонопольного органа давать обязательные предписания органам местного самоуправления предусмотрено статьей 23 ФЗ “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг“. Предписанные в пункте 2 действия, которые обязана совершить Администрация, направлены на выполнение одной из задач антимонопольных органов, указанных в статье 22 указанного Закона, поэтому оснований для признания предписания недействительным в обжалуемой части не имеется.

Правильность выводов суда и решения в части признания недействительным пункта 1 предписания сторонами не оспаривается.

Поскольку решение суда соответствует нормам материального права и имеющимся в деле доказательствам, нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, арбитражным судом не допущено, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 29.01.2007 по делу N А59-5438/06-С15 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.