Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 03.07.2007, 26.06.2007 N Ф03-А51/07-1/1819 по делу N А51-14629/2006-36-355 Иск о взыскании убытков, возникших в связи с предоставлением льгот по оплате услуг теплоснабжения, правомерно удовлетворен за счет казны РФ, поскольку денежные средства из федерального бюджета не выделялись.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 03 июля 2007 года Дело N Ф03-А51/07-1/1819“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 03 июля 2007 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю на решение от 25.12.2006, постановление от 02.03.2007 по делу N А51-14629/2006-36-355 Арбитражного суда Приморского края по иску краевого государственного унитарного предприятия “Примтеплоэнерго“ в интересах филиала “Находкинский“ к Министерству финансов Российской Федерации в лице УФК по Приморскому краю, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Администрации Находкинского городского округа о взыскании 134830,87 руб.

Краевое
государственное унитарное предприятие “Примтеплоэнерго“ в интересах филиала “Находкинский“ обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации Находкинского городского округа, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов РФ о взыскании за счет соответствующей казны 134830,87 руб. в возмещение убытков, возникших в связи с предоставлением в 2003, 2004 годах льгот по оплате услуг теплоснабжения специалистам, проживающим в сельской местности, на основании федерального законодательства.

Решением суда от 25.12.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.03.2007, требования истца в размере 117605,47 руб., составляющих задолженность за 2004 год, удовлетворены за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ. Требования о взыскании убытков, возникших в 2003 году, в размере 17225,40 руб. выделены в отдельное производство.

Законность принятых по делу судебных актов проверяется по жалобе Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, полагающего их отменить как вынесенные с неправильным применением норм материального права, регулирующих спорное правоотношение сторон, в иске к Российской Федерации истцу отказать.

При этом заявитель ссылается на то, что Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ исполнила свои обязательства, предусмотрев Законом о федеральном бюджете на 2004 год в Фонде компенсаций целевые средства на оплату льгот по ЖКУ специалистам села в соответствии с ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “Об основах федеральной жилищной политики“ и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг“ 1691778,0 тыс. руб., в том числе Приморскому краю - 39699 тыс. руб.

Оспаривая размер заявленных требований, заявитель жалобы ссылается на незаконное в нарушение разъяснения Минфина РФ от 18.08.1998 N 10-03-02 предоставление
и оплату льгот по холодному и горячему водоснабжению, вывозу мусора, оплате электроэнергии от использования электроприборов как не предусмотренных законодательством, а также на неподтверждение предоставления льгот первичными документами учета по каждому льготнику.

Кроме того, заявитель оспаривает правомерность включения истцом в размер бюджетной компенсации налога на добавленную стоимость как противоречащую ст. ст. 143, ч. 2 ст. 154 Налогового кодекса РФ.

Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, не находит оснований к отмене или изменению принятых по делу судебных актов, находя их законными и обоснованными.

Как следует из материалов дела и установлено судом, истец в 2004 году предоставил льготы по услугам теплоснабжения специалистам народного образования и культуры, работающим и проживающим в сельской местности, затраты по которым частично компенсированы Администрацией Находкинского городского округа.

Сумма не компенсированных затрат за указанный период составила 117605,47 руб., о взыскании которых КГУП “Примтеплоэнерго“ обратилось с настоящим иском.

В соответствии со ст. 24 Закона РСФСР “О социальном развитии села“ и пунктом 5 статьи 55 Закона РФ “Об образовании“ пенсионеры и педагогические работники образовательных учреждений имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Культурно-просветительным работникам, проживающим в сельской местности, в соответствии со ст. 55 Основ законодательства РФ о культуре, ст. 24 Закона РСФСР “О социальном развитии села“, ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, Постановлением Совета Министров РСФСР и ВЦСПС от 26.01.1988 N 31 “О предоставлении льгот работникам культурно-просветительных учреждений, проживающим в сельских местностях и рабочих поселках“ предоставляется право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Постановлением
Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 N 377 утверждены Правила предоставления бюджетам субъекта Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности (далее - Правила).

Пунктом 2 Правил предусмотрена компенсация фактически понесенных бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затрат на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.

В соответствии с пунктом 3 Правил Министерство финансов РФ предоставляет субсидии на основании ежеквартально представляемых субъектами Российской Федерации отчетов о расходах, фактически произведенных на указанные в пункте 2 Правил цели, согласно пунктам 4 и 5 Правил субсидии перечисляются органами Федерального казначейства на балансовый счет субъекта РФ и расходуются органами власти субъектов РФ самостоятельно в соответствии с их бюджетным законодательством.

Как видно из представленных документов, всего из Фонда компенсаций федерального бюджета в бюджет субъекта РФ - Приморский край в 2004 году поступило 39699 тыс. руб. в пределах средств, утвержденных законом РФ о федеральном бюджете. Денежные средства в полном объеме распределены между муниципальными образованиями Приморского края. Муниципальному образованию “Находкинский городской округ“ для предоставления льгот специалистам, работающим и проживающим в сельской местности, перечислены средства в размере 500 тыс. рублей. Между тем указанные средства не покрыли в полном объеме расходы муниципального бюджета на возмещение организациям, предоставившим льготы по оплате ЖКУ работающим и проживающим в сельской
местности специалистам.

Доказательств нецелевого использования субъектом РФ и муниципальным образованием средств на компенсацию льгот Министерством финансов не представлено.

ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ N 184-ФЗ в редакции от 04.07.2003 обязательства по социальной защите населения, установленные федеральными законами, отнесены к полномочиям Российской Федерации в области социальной защиты, финансирование которых должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.

В соответствии со ст. 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта Федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.

Поскольку Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ не исполнила свои обязательства по финансированию в бюджет субъекта РФ субсидий в полном объеме для реализации установленных федеральным законодательством льгот специалистам, суд правомерно удовлетворил требования за счет казны РФ.

Такое решение соответствует Постановлению Правительства от 15.08.2001 N 584 “О Программе развития бюджетного федерализма на период до 2005 года“, согласно которому на субъект РФ может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов, статье 132 Конституции Российской Федерации и ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ от 28.08.1995 N 154-ФЗ.

Все доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в суде обеих инстанций, и им дана надлежащая правовая оценка.

Таким образом, кассационная инстанция считает, что оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 25.12.2006 и постановление от 02.03.2007 по делу N А51-14629/2006-36-355 Арбитражного
суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.