Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 06.06.2007, 30.05.2007 N Ф03-А51/07-2/1675 по делу N А51-13515/2006-33-318 Нарушение органом местного самоуправления правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда явилось основанием для привлечения к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 06 июня 2007 года Дело N Ф03-А51/07-2/1675“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления от 30 мая 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 6 июня 2007 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации г. Владивостока на решение от 23.11.2006, постановление от 02.02.2007 по делу N А51-13515/2006-33-318 Арбитражного суда Приморского края по заявлению Администрации г. Владивостока к Государственной жилищной инспекции Приморского края о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности.

Администрация г. Владивостока (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления
Государственной жилищной инспекции Приморского края (далее - жилищная инспекция) от 11.09.2006 N 70/12-01 о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением суда от 23.11.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.02.2007, в удовлетворении заявленных требований отказано. Оба судебных акта мотивированы тем, что собственником жилого дома N 20 по ул. Тунгусской в г. Владивостоке является муниципальное образование г. Владивосток, что подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности от 16.10.2006. В связи с этим администрация является надлежащим субъектом правонарушения по статье 7.22 КоАП РФ.

Не согласившись с принятыми судебными актами, Администрация города Владивостока обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на то, что она не является собственником жилого дома N 20 по ул. Тунгусской в г. Владивостоке, а является собственником неприватизированных квартир в этом доме. В силу чего администрация указывает, что собственники квартир в многоквартирном доме, в силу положений статей 289, 290 Гражданского кодекса РФ, статьи 36, пункта 1 статьи 39 Жилищного кодекса РФ, несут бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме.

Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако их представители участия в судебном заседании не принимали.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив правильность применения судом обеих инстанций норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа установил следующее.

Как видно из материалов дела, Государственной жилищной инспекцией Приморского края на основании заявления группы жильцов от 30.06.2006 была проведена внеплановая проверка правил и
норм технической эксплуатации жилого фонда - обследование фасада и крыши дома N 20 по ул. Тунгусской г. Владивостока.

В ходе проверки установлены и зафиксированы в акте проверки N 70-12/06 от 13.07.2006 обстоятельства нахождения фасада и других конструкций жилого дома в состоянии, требующем капитального ремонта, а именно: кровля находится в неудовлетворительном состоянии, по всей поверхности металлические листы подвержены коррозии, ослаблены и проржавлены гребни, фальцы, выявлены сквозные пробоины, нарушены примыкания к вентиляционным шахтам, карнизные желоба пришли в полную негодность, окрасочный слой отсутствует на всей поверхности кровли, ослаблено, частично отсутствует крепление металлических листов к обрешетке; строительные конструкции крыши (стропила и обрешетка) имеют следы многолетних подтеков; водосточные трубы пришли в негодность; при обследовании квартир верхнего этажа обнаружены следы затекания на потолках, пятна серого цвета площадью до 1,5 кв. м. Фасад здания также находится в неудовлетворительном состоянии, частично разрушен штукатурный слой стен и архитектурных деталей, разрушены ограждения балконов, балконных плит, значительные разрушения конструкций угловых лоджий; имеются разрушения цокольной части дома.

13.07.2006 Государственной жилищной инспекцией Приморского края составлен протокол об административном правонарушений, в котором зафиксировано нарушение администрацией отдельных пунктов Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170.

11.09.2006 жилищной инспекцией вынесено постановление о назначении административного наказания N 70/12-01, в соответствии с которым Администрация г. Владивостока признана виновной в нарушении правил содержания и ремонта жилого дома N 20 по ул. Тунгусской г. Владивостока, что подпадает под признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ.

Не согласившись с принятым постановлением, Администрация города Владивостока обжаловала его в судебном порядке.

В соответствии со статьей 2.1
КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно статье 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

В статье 210 Гражданского кодекса РФ закреплено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Материалами дела подтверждается, что собственником нежилых помещений жилого дома N 20 по ул. Тунгусской в г. Владивостоке является муниципальное образование - город Владивосток. Согласно материалам дела, проблема ремонта жилого дома N 20 по ул. Тунгусская в г. Владивостоке возникла до вступления 01.03.2005 в законную силу Жилищного кодекса РФ, который предусматривает, что в соответствии со статьями 39, 154 данного Кодекса собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

В 1998 году Администрация города Владивостока уже обладала всеми необходимыми сведениями о техническом состоянии данного дома, в котором был запланирован текущий ремонт кровли дома на второй квартал 1998 года (письмо N 2070 от 11.12.1997). Однако в период с 1999 г. по момент проверки в июле 2006 года фактически
капитальный ремонт дома не проводился и данный вопрос оставался только на стадии рассмотрения, что следует из писем Управления муниципального заказа по ЖКХ от 21.06.1999 N 1504, Управления содержания жилищного фонда и городских территорий от 01.06.2005 N 4586. Несмотря на то, что бюджетом г. Владивостока на 2005 и 2006 годы было предусмотрено финансирование капитального ремонта жилого фонда в размере 168 млн. руб. и 70 млн. руб. соответственно, в список объектов капитального ремонта муниципального жилищного фонда, включая периоды 2005 - 2006 годов, спорный объект включен не был.

В силу статей 14, 30 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, собственник несет бремя содержания общего имущества в соответствующем многоквартирном доме и обязан поддерживать жилое помещение в надлежащем состоянии.

Материалами дела подтверждается, что Администрация г. Владивостока мер для проведения капитального ремонта дома N 20 по ул. Тунгусской г. Владивостока не принимала. Выписка из реестра муниципальной собственности от 16.10.2006 свидетельствует о том, что из 16 квартир 14 приватизировано и балансодержателем нежилых помещений является Управление муниципального имущества, градостроительства и архитектуры муниципального образования города Владивостока.

Поскольку Администрация г. Владивостока является собственником 2 квартир в доме из 14 имеющихся, следовательно, у нее есть обязанность по содержанию принадлежащего ей муниципального жилого фонда.

При таких обстоятельствах Государственная жилищная инспекция Приморского края правильно определила субъект правонарушения по статье 7.22 КоАП РФ и правомерно привлекла администрацию к ответственности, так как факт нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных
Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, доказан материалами дела.

Арбитражным судом обеих инстанций дана оценка всем представленным в дело доказательствам и правомерно установлено, что Администрация города Владивостока несет обязанность по содержанию дома N 20 по улице Тунгусской в городе Владивостоке.

На основании вышеизложенного суд кассационной инстанции находит, что судом первой и апелляционной инстанций правильно применены нормы материального и процессуального права, следовательно, принятые по делу судебные акты отмене не подлежат.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 23.11.2006, постановление апелляционной инстанции от 02.02.2007 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-13515/2006-33-318 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.