Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 04.05.2007, 27.04.2007 N Ф03-А04/07-1/1316 по делу N А04-3228/06-2/90 Дело по иску о взыскании убытков в виде расходов, понесенных истцом на содержание объектов жилищного фонда в связи с незаконным бездействием органа местного самоуправления по принятию данных объектов в муниципальную собственность, передано на новое рассмотрение, поскольку суд не дал оценку доказательствам, подтверждающим расходы истца.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 04 мая 2007 года Дело N Ф03-А04/07-1/1316“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 27.04.2007. Полный текст постановления изготовлен 04.05.2007.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ на решение от 14.12.2006 по делу N А04-3228/06-2/90 Арбитражного суда Амурской области по иску открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ к Администрации Сковородинского района, Финансовому отделу Администрации Сковородинского района, третьи лица: Министерство финансов РФ в лице УФК по Амурской области, Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации Амурской области, о взыскании 2790342,72 руб.

ОАО “Российские железные дороги“ обратилось в Арбитражный суд Амурской области
с иском к Администрации Сковородинского района о взыскании за счет муниципальной казны 2790342,72 руб. убытков в виде расходов, понесенных на содержание объектов жилищного фонда в связи с незаконным бездействием Администрации Сковородинского района по принятию данных объектов в муниципальную собственность, установленным арбитражным судом на основании решений суда от 07.04.2005 по делу N А04-9963/04-25/961, от 25.04.2005 по делу N А04-998/05-9/103, за период с 01.01.2005 по день фактического принятия - 31.05.2006.

Судом к участию в деле в качестве второго ответчика привлечен Финансовый отдел Администрации Сковородинского района, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации Амурской области; Министерство финансов РФ в лице УФК по Амурской области.

Решением суда от 14.12.2006 истцу в иске отказано на основании статьи 1069 ГК РФ, поскольку истцом не доказан размер ущерба и причинно-следственная связь между его убытками по содержанию объектов жилого фонда и бездействием администрации по приему этих объектов в муниципальную собственность.

В заседании суда от 24.04.2007 объявлялся перерыв на основании статьи 163 АПК РФ до 14 часов 00 минут 27.04.2007.

Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив доводы кассационной жалобы, поддержанные представителем заявителя в заседании суда, проверив материалы дела, находит решение суда подлежащим отмене как недостаточно обоснованное, вынесенное по неполно исследованным и оцененным обстоятельствам, имеющим значение для данного дела, с направлением дела на новое рассмотрение.

Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Арбитражного суда Амурской области от 07.04.2005 по делу N А04-9963/04-25/961 признано незаконным, не соответствующим Постановлению Правительства РФ от 07.03.1995 N 235 бездействие Администрации Сковородинского района, выразившееся в непринятии объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения,
переданных в муниципальную собственность Сковородинского района Распоряжением Правительства РФ N 712-р от 02.06.2003, суд обязал Администрацию Сковородинского района в 15-дневный срок с даты вступления в законную силу решения суда произвести прием следующих объектов:

жилые дома общей площадью 32992 кв. м, г. Сковородино, ул. 60 лет СССР, N 1, 2, 2а, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 11;

жилые дома общей площадью 58371 кв. м, расположенные в г. Сковородино по адресу:

ул. Красноармейская, N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11,

ул. Победы, N 2, 2а, 9, 15, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 30,

пер. Звездный, N 1, 5;

жилые дома общей площадью 14013 кв. м, станция Уруша, ул. Транспортная, N 17, 23, 47, 53.

Решением Арбитражного суда Амурской области от 25.04.2005 по делу N А04-998/05-9/103 признано незаконным бездействие Администрации Сковородинского района в период с 8 мая 2004 года по 20 апреля 2005 года как не соответствующее Постановлению Правительства РФ N 235 от 7 марта 1995 года “О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность“, выразившееся в непринятии объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, переданных в муниципальную собственность Сковородинского района в соответствии с Распоряжением Министерства имущества России, Министерства финансов России, Министерства путей сообщения России N 1499-р/110а/Т-92р:

жилой дом 8-кв. ст. Сковородино, ул. Калинина, 2 общей площадью 173 кв. м, инв. N 510009;

жилой дом 8-кв. ст. Сковородино, ул. Читинская, 1 общей площадью 511,7 кв. м, инв. N 5100105;

коттедж N 1Д ст. Сковородино, ул. Читинская, 1Д общей площадью 166,4 кв. м, инв. N 510216;

коттедж N 2Г
ст. Сковородино, ул. Читинская, 2Г общей площадью 166,4 кв. м, инв. N 510217;

коттедж N 3 ст. Сковородино, ул. Читинская, 1Е общей площадью 166,4 кв. м, инв. N 510223;

жилой дом 8-кв. ст. Сковородино, ул. Победы, 17 общей площадью 511,7 кв. м, инв. N 510109;

жилой дом 8-кв. ст. Сковородино, ул. Победы, 19 общей площадью 511,7 кв. м, инв. N 510110;

жилой дом 8-кв. ст. Сковородино, ул. Красноармейская, 20 общей площадью 573,7 кв. м, инв. N 510126;

жилой дом 80-кв. ст. Сковородино, ул. Красноармейская, 23 общей площадью 4267 кв. м, инв. N 510227;

жилой дом 18-кв. ст. Большой Невер, ул. Старика, 100 общей площадью 990 кв. м, инв. N 510185;

жилой дом 67-кв. ст. Уруша, ул. Партизанская, 79 общей площадью 3572 кв. м, инв. N 510305;

жилой дом 24-кв. ст. Уруша, ул. Транспортная, 37 общей площадью 970 кв. м, инв. N 510324;

жилой дом 24-кв. ст. Уруша, ул. Транспортная, 39 общей площадью 970 кв. м, инв. N 510325;

жилой дом 24-кв. ст. Уруша, ул. Транспортная, 41 общей площадью 1208 кв. м, инв. N 510326;

жилой дом 32-кв. ст. Уруша, ул. Транспортная, 43 общей площадью 1591,2 кв. м, инв. N 510327;

жилой дом 70-кв. ст. Уруша, ул. Транспортная, 45 общей площадью 3091 кв. м, инв. N 510328;

жилой дом 60-кв. ст. Уруша, ул. Ключевая, 4 общей площадью 3035 кв. м, инв. N 510356;

одноквартирный коттедж ст. Уруша, ул. Красноармейская, 51 общей площадью 59 кв. м, инв. N 510351;

жилой дом N 1 ст. Сковородино, ПМС-225 общей площадью 1005 кв. м, инв. N 510256;

жилой дом N 2 ст. Сковородино, ПМС-225 общей площадью 1560 кв. м, инв. N
510256;

жилой дом 2-кв. ст. Уруша, пер. Больничный, 4 общей площадью 188 кв. м, инв. N 510356;

жилой дом 2-кв. ст. Ульручьи общей площадью 130 кв. м, инв. N 510195;

жилой дом 2-кв. ст. Ульручьи, 18 общей площадью 130,2 кв. м, инв. N 510197;

жилой дом 2-кв. ст. Ульручьи, 21 общей площадью 130,2 кв. м, инв. N 510199;

жилой дом 2-кв. ст. Ульручьи, 20, общей площадью 130,2 кв. м, инв. N 510198;

жилой дом 18-кв. ст. Ульручьи общей площадью 985 кв. м, инв. N 510200;

жилой дом 2-кв. ст. Ульручьи, 22 общей площадью 130 кв. м, инв. N 510196.

Суд обязал Администрацию Сковородинского района в месячный срок после вступления решения в законную силу принять в муниципальную собственность указанные объекты жилищно-коммунального назначения.

Указанные обстоятельства в силу ч. 2 ст. 69 АПК РФ носят преюдициальный характер и не требуют доказывания в настоящем деле.

Как следует из материалов дела, фактическое принятие спорных объектов жилищно-коммунального назначения в муниципальную собственность осуществлено Администрацией Сковородинского района 31 мая 2005 г.

Постановлением главы Администрации муниципального образования Сковородинского района от 10.08.2005 N 252 переданный ОАО “РЖД“ жилой фонд принят в казну муниципального образования.

Поскольку из-за бездействия Администрации Сковородинского района в период с июля 2003 года по 31.05.2005 по приему указанного жилого фонда в муниципальную собственность истец вынужден был продолжать содержать жилой фонд и нести расходы, не возмещенные от взыскания платы с населения за жилье и коммунальные услуги по утвержденным тарифам, в том числе за предъявленный период с 01.01.2005 по 31.05.2005 в сумме 2790342 руб. 72 коп., составляющих согласно расчету 1947810,55 руб. - ФОТ, 509173,02 руб. - зарплата обслуживающего персонала ЖКХ, 76999,19
руб. - материалы, 115928 руб. - электроэнергия, 140431,96 руб. - прочие материальные затраты (отопление, вывоз мусора), заявлены настоящие исковые требования.

В подтверждение балансовых расходов по содержанию подлежащего передаче в муниципальную собственность жилого фонда истцом представлены первичные документы учета, а также бухгалтерский баланс на 01.05.2005, расшифровка к балансу прочих расходов и доходов, согласно которой расходы истца на содержание всего жилого фонда составили за спорный период 20304 тыс. руб.

В материалы дела истцом также представлена таблица процентного соотношения установленных в районе тарифов, по которым оплачивается обслуживание жилого фонда и поставляемые коммунальные услуги за счет жильцов к фактической себестоимости оказываемых балансодержателем услуг, а также постановление главы Администрации Сковородинского района N 38 от 01.02.2002, установившее предельный уровень платежей с населения в покрытие затрат на все виды ЖКУ в размере 80%.

Суд, отказывая истцу в иске за недоказанностью размера убытков и причинной связи их с бездействием администрации по непринятию жилого фонда у Сковородинской дистанции гражданских сооружений в муниципальную собственность в спорный период, не дал оценки представленным в дело доказательствам расходов истца в период вынужденного содержания жилого фонда, незаконно не принятого в муниципальную собственность, в связи с чем отказ в иске недостаточно обоснован. Вместе с тем, согласно статье 210 ГК РФ, собственник должен нести бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Решение суда, выводы которого не соответствуют закону и обстоятельствам дела как недостаточно обоснованные, подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение для доисследования и оценки предъявленных убытков.

При новом рассмотрении дела суду для исследования и оценки представленных истцом доказательств понесенных расходов по содержанию принадлежащего муниципалитету жилого фонда, не покрытых начисленными к оплате
жильцами платежами, предложить истцу представить расчет начисленных жильцам к оплате платежей за содержание жилья и оказанных коммунальных услуг за предъявленный период по установленным тарифам, а ответчику - установленный в соответствии с законодательством предельный уровень платежей с населения в покрытие затрат на все виды ЖКУ в 2005 году для определения размера убытков истца.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 14.12.2006 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-3228/06-2/90 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.