Решения и определения судов

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2007 по делу N А48-5231/06-6 Оказание медицинской помощи осужденным осуществляется не за счет фондов обязательного медицинского страхования, а за счет бюджетных средств, поэтому выплаты, производимые в пользу осужденных за выполнение работ во время отбывания наказания, не облагаются единым социальным налогом в части, зачисляемой в фонды обязательного медицинского страхования.

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 апреля 2007 г. по делу N А48-5231/06-6

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 03.04.2007.

Полный текст постановления изготовлен 10.04.2007.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по С-му району г. Орла на решение Арбитражного суда Орловской области от 15.01.2006,

установил:

федеральное государственное учреждение “Следственный изолятор N Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области“ (далее - учреждение, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по С-му району г. Орла о признании недействительным решения N 56 от 28.08.2006 “О привлечении налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента к налоговой ответственности
за совершение налогового правонарушения“ необоснованным и недействительным в части привлечения к налоговой ответственности за неуплату единого социального налога в территориальный и федеральный фонды обязательного медицинского страхования.

Решением от 06.10.2006 Арбитражный суд Орловской области удовлетворил заявленные требования в полном объеме.

Не согласившись с решением суда, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой на состоявшийся судебный акт, как принятый с нарушением норм материального права и основанный на неправильном истолковании закона.

Налогоплательщик против доводов апелляционной жалобы возражает, считает решение Арбитражного суда Орловской области законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Орловской области следует оставить без изменения.

Как следует из материалов дела, Инспекцией Федеральной налоговой службы по С-му району г. Орла проведена выездная налоговая проверка федерального государственного учреждения “Следственный изолятор N Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области“, по результатам которой вынесено решение N 56 от 28.08.2006 о привлечении учреждения к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 303,68 рубля за неполную уплату единого социального налога, подлежащего уплате в ТФОМС, за 2003 - 2004 годы и в сумме 194,35 рубля за неполную уплату единого социального налога, подлежащего в уплате в ФФОМС, за 2003 - 2004 годы.

Также указанным решением учреждению предложено уплатить:

- 17490,18 рубля не полностью уплаченного налога, в т.ч.: единого социального налога в ТФОМС - 16518,42 рубля (за 2003 год - 7808,36 рубля, за 2004 год - 8710 рублей); единого социального налога в ФФОМС - 971,76 рубля (за 2003 год - 459,40 рубля, за 2004 год
- 512,36 рубля);

- 2746,49 рубля пени за несвоевременную уплату налога, в том числе по единому социальному налогу в ТФОМС - 2643,74 рубля, по единому социальному налогу в ФФОМС - 102,75 рубля.

Основанием для доначисления указанных сумм налога и пени, а также применения ответственности послужил вывод инспекции о неправомерном невключении в налоговую базу по единому социальному налогу в части территориального и федерального фондов обязательного медицинского страхования выплаты осужденным в размере 485835 рублей, в том числе за 2003 год - 229657,93 рубля, за 2004 год - 256178 рублей.

Полагая, что решение в оспариваемой части принято с нарушением законодательства о налогах и сборах, учреждение обратилось с заявлением в Арбитражный суд о признании его недействительным.

Удовлетворяя требования налогоплательщика, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

В соответствии со статьей 236 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по единому социальному налогу признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Выплаты, производимые в пользу осужденных за выполнение работ во время отбывания наказания, не поименованы в статье 238 Налогового кодекса как не подлежащие обложению единым социальным налогом. Статьей 239 Кодекса также не предусмотрены льготы в отношении вышеуказанных выплат.

В пункте 1 статьи 98 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - Уголовно-исполнительного кодекса) указано, что осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а осужденные женщины также обеспечиваются пособиями по беременности и родам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Осужденные имеют право на общих основаниях на
государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Право осужденных на медицинскую помощь закреплено в статье 29 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 22.07.1993 за N 5487-1.

В пункте 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса указано, что осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

Вместе с тем, право осужденных на медицинскую помощь реализуется и обеспечивается в особом порядке. Для обеспечения медицинской помощи осужденным в уголовно-исполнительной системе организованы лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией - лечебные исправительные учреждения. Порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В соответствии со статьей 101 Уголовно-исполнительного кодекса лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.07.2001 N 224 (далее - Правила), и законодательством Российской Федерации.

Согласно параграфу 19 Правил в исправительных учреждениях осуществляются: медицинское обследование и наблюдение осужденных в целях профилактики у них заболеваний, диспансерный учет, наблюдение и лечение.

Согласно статье 29 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан следующие
лица: задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в местах лишения свободы либо административный арест, - имеют право на получение медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, за счет средств бюджетов всех уровней.

Таким образом, на основании норм действующего законодательства, устанавливающих особенности порядка предоставления медицинской помощи и ее финансирования, в том числе положений перечисленных нормативных актов, оказание медицинской помощи осужденным осуществляется не за счет фондов обязательного медицинского страхования, а за счет бюджетных средств, поэтому выплаты, производимые в пользу осужденных за выполнение работ во время отбывания наказания, не облагаются единым социальным налогом в части, зачисляемой в фонды обязательного медицинского страхования.

В то же время эти выплаты и вознаграждения учитываются при расчете налоговой базы по единому социальному налогу в части, направляемой в федеральный бюджет и фонд социального страхования Российской Федерации.

В главе 24 Налогового кодекса Российской Федерации отсутствуют специальные положения относительно налогообложения выплат, производимых в пользу осужденных за выполнение работ во время отбывания наказания, в части, зачисляемой в фонды обязательного медицинского страхования. Принимая во внимание особый характер названных выплат, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в Методических рекомендациях по порядку исчисления и уплаты единого социального налога, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 05.07.2002 N БГ-3-05/344 (далее - Методические рекомендации) разъяснило, что выплаты, производимые в пользу осужденных за выполнение работ во время отбывания наказания, не являются объектом налогообложения в части, зачисляемой в фонды обязательного медицинского страхования (пункт 2.1.4). Приказом от 23.01.2004 N БГ-3-5/38@ Министерство Российской Федерации по налогам и сборам признало утратившим силу Приказ
от 05.07.2002 N БГ-3-05/344 “Об утверждении Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты единого социального налога“, однако законодательство в части особого порядка налогообложения выплат, получаемых осужденными за производимые работы во время отбывания наказания, до настоящего времени не изменялось.

Исходя из изложенного учреждение правомерно не исчисляло в 2003-м, 2004 годы единый социальный налог в части, зачисляемой в фонды обязательного медицинского страхования, с выплат, производимых в пользу осужденных за выполнение работ во время отбывания наказания.

Согласно части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц признаются недействительными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а не Налогового кодекса РФ.

В силу части 1 статьи 65 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых акты, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующий государственный орган или должностное лицо.

Налоговый орган необходимых доказательств не представил.

Доводы, положенные в основу апелляционной жалобы, являлись предметом исследования Арбитражным судом при рассмотрении спора по существу, им дана правильная юридическая оценка, следовательно, они не могут служить основанием для отмены судебного акта, принятого в соответствии с нормами материального права.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части
4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.

В силу изложенного, решение суда первой инстанции отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 110, 112, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

постановил:

апелляционную жалобу Инспекции по С-му району г. Орла оставить без удовлетворения, решение Арбитражного Орловской области от 15.01.2007 - без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.