Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2007 N 17АП-8553/2007-ГК по делу N А50-8584/2007 Требование о признании недействительной государственной регистрации права собственности на земельный участок подлежит удовлетворению, поскольку спорный земельный участок в силу прямого указания закона отнесен к собственности администрации.
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУДПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 декабря 2007 г. N 17АП-8553/2007-ГК
Дело N А50-8584/2007
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 28 декабря 2007 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 декабря 2007 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
при участии:
от истца (администрация Чайковского муниципального района): К., главный специалист правового комитета администрации, доверенность от 28.11.2007 г. N 77, паспорт,
от ответчика (администрация Чайковского городского поселения): А., главный специалист, доверенность от 02.05.2007 г. N 13, удостоверение,
от третьего лица (Чайковский отдел Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю): не явились,
от третьего лица (МУП “Ж“): не явились,
от третьего лица (МУП “В“): Г., директор, постановление от 15.07.1996 г. N 923, паспорт; Ю., доверенность от 14 мая 2007 г., паспорт,
от третьего лица (Управление Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю): Е., главный специалист-эксперт отдела судебной защиты, доверенность от 09.01.2007 г. N 35, удостоверение,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы истца - администрации Чайковского муниципального района, третьего лица - МУП “В“
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 18 октября 2007 года
по делу N А50-8584/2007,
по иску администрации Чайковского муниципального района
к администрации Чайковского городского поселения,
третьи лица: Чайковский отдел Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю, МУП “Ж“, МУП “В“, Управление Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю
о признании недействительной государственной регистрации права собственности на земельный участок,
установил:
администрация Чайковского муниципального района обратилась в Арбитражный суд Пермского края с требованием о признании недействительной государственной регистрации права собственности муниципального образования “Чайковское городское поселение“ на земельный участок общей площадью 2 200 кв. м, с кадастровым номером 59:12:001 06 13:0004, расположенный по адресу: Пермский край, г. Чайковский, Центральный район.
В качестве ответчика к участию в деле привлечена администрация Чайковского городского поселения.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, к участию в деле привлечены Управление Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю, МУП “Ж“ и МУП “В“.
Администрация Чайковского муниципального района, уточняя заявленные требования, пояснила, что считает необходимым рассмотреть заявленные требования в порядке искового производства, поскольку оспаривается право администрации Чайковского городского поселения на регистрацию за ней права собственности на вышеназванный земельный участок.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 18 октября 2007 года администрации Чайковского муниципального района отказано в удовлетворении заявленных требований.
Истец (администрация Чайковского муниципального района) с решением суда от 18 октября 2007 года не согласился, в связи с чем обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, поскольку полагает, что органом, уполномоченным на распоряжение спорным земельным участком, является администрация Чайковского муниципального района. Оснований для регистрации права собственности Чайковского городского поселения на спорный земельный участок не имелось. Кроме того, истец указывает, что земельный участок площадью 1 105,2 кв. м, который накладывается на спорный земельный участок, арендуется муниципальным унитарным предприятием “В“ по договору N 58-094 от 7 июля 2005 г.
Третье лицо (МУП “В“) с решением суда от 18 октября 2007 года также не согласилось. В апелляционной жалобе МУП “В“ пояснило, что земельный участок площадью 1 105,2 кв. м, входящий в границы спорного земельного участка, арендуется им по договору N 58-094 от 7 июля 2005 г., который в установленном законом порядке прекращен не был.
Ответчик (администрация Чайковского городского поселения) просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения. Правомерность регистрации права собственности Чайковского городского поселения на спорный земельный участок обосновывает тем, что до внесения изменений в пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ МО “Чайковское городское поселение“ имело право на распоряжение не разграниченными земельными участками в границах поселения. Кроме того, по мнению ответчика, договор аренды земельного участка N 58-094 от 07.07.2005 г. является незаключенным ввиду неопределенности его предмета.
Третье лицо (Управление Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю) полагает, что для государственной регистрации права собственности Чайковского городского поселения на земельный участок площадью 2 200 кв. м были представлены все необходимые документы. Оснований для отказа в государственной регистрации не имелось. Данных о том, что спорный земельный участок соотносится с земельным участком площадью 1 105,2 кв. м, предоставленным в аренду МУП “В“, в представленных на регистрацию документах не было.
Третье лицо (МУП “Ж“) с доводами, изложенными в апелляционных жалобах истца и третьего лица, не согласилось. Полагает, что права истца оспариваемой регистрацией не нарушены. Не усматривает МУП “Ж“ также нарушений прав МУП “В“, поскольку полагает, что договор аренды на спорный земельный участок был заключен администрацией Чайковского городского поселения по истечении срока действия договора аренды с МУП “В“.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Постановлением главы администрации Чайковского городского поселения Пермского края от 13 июня 2006 г. N 490 прекращено право аренды муниципального унитарного предприятия “В“ на земельный участок площадью 1 105,2 кв. м, предназначенный для размещения объекта временного назначения - мини-рынка в Центрально-планировочном районе г. Чайковского. Муниципальному унитарному предприятию “Ж“ предоставлен в аренду на 11 месяцев земельный участок с кадастровым номером 59:12:001 06 13:0004 площадью 2 200 кв. м для размещения объекта временного назначения - мини-рынка в Центрально-планировочном районе г. Чайковского (том 1, л.д. 68).
13.06.2006 г. администрацией Чайковского городского поселения (арендодатель) и МУП “Ж“ (арендатор) подписан договор N 03-09/47 аренды земельного участка с кадастровым номером 59:12:001 06 13:0004, площадью 2 200 кв. м (том 1, л.д. 69-72).
26 апреля 2007 г. Управлением Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю зарегистрировано право собственности муниципального образования “Чайковское городское поселение“ на земельный участок с кадастровым номером 59:12:001 06 13:0004, расположенный по адресу: Пермский край, г. Чайковский, Центральный район, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации N 59-59-16/027/2007-222 (том 1, л.д. 10).
Администрация Чайковского муниципального района обратилась в суд с требованием о признании недействительной государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок за муниципальным образованием “Чайковское городское поселение“, поскольку считает, что указанной регистрацией нарушены положения действующего законодательства.
Администрация Чайковского городского поселения, отклоняя требования администрация Чайковского муниципального района, пояснила, что, заключение администрацией Чайковского городского поселения в июне 2006 года договора аренды с МУП “Ж“ соответствовало требованиям пункта 10 статьи 3 ФЗ N 137-ФЗ от 25.10.2001 г. “О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ (в редакции, действовавшей до 01.07.2006 г.), согласно которой до разграничения собственности на землю распоряжение земельными участками осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
Из пояснений администрации Чайковского городского поселения следует также, что регистрация права собственности на спорный земельный участок за Чайковским городским поселением, осуществленная в апреле 2007 г., соответствует пункту 3 статьи 3.1 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“, согласно которой в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятия или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления (введена в действие с 1 июля 2006 г. Федеральным законом N 53-ФЗ от 17.04.2006 г.).
С доводами администрации Чайковского городского поселения нельзя согласиться.
Пунктом 10 статьи 3 ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса РФ“ в редакции, действовавшей до 1 июля 2006 года, органам местного самоуправления до разграничения собственности на землю предоставлялись права на распоряжение земельными участками в пределах их полномочий.
Чайковское городское поселение получило статус муниципального образования по Закону Пермской области N 1890-413 от 9 декабря 2004 г. “Об утверждении границ и наделении статусом муниципальных образований административной территории города Чайковского Пермского края“.
Из указанного закона, а также из устава Чайковского городского поселения, утвержденного решением Думы Чайковского городского поселения от 28 ноября 2005 г. N 11, не следует, что Чайковское городское поселение было наделено правом на распоряжение не разграниченными земельными участками.
Кроме того, предоставляя муниципальному унитарному предприятию “Ж“ в аренду земельный участок площадью 2 200 кв. м по договору N 03-09/47 от 13 июня 2006 г., администрация Чайковского городского поселения неправомерно не приняла во внимание того обстоятельства, что указанный земельный участок наложился на земельный участок площадью 1 105,2 кв. м, который муниципальным образованием “Город Чайковский с прилегающей территорией“, правопреемником которого является муниципальное образование “Чайковский муниципальный район“, был передан в аренду муниципальному унитарному предприятию “В“ по договору N 58-094 от 7 июля 2005 г., заключенному во исполнение Постановления администрации города Чайковского от 05.07.2005 г. N 2202 (ситуационный план, том 1, л.д. 95).
Администрации Чайковского городского поселения пояснила, что факт наложения земельных участков был ей известен, однако, пунктом 1 Постановления N 490 от 13 июня 2006 г. она прекратила право аренды муниципального унитарного предприятия “В“ на земельный участок площадью 1 105,2 кв. м.
Указанный довод администрации Чайковского городского поселения не может быть признан состоятельным, поскольку, не являясь стороной договора аренды N 58-094 от 7 июля 2005 г, администрация Чайковского городского поселения не обладала правом на его прекращение.
В силу изложенного, пункт 1 Постановления администрации Чайковского городского поселения N 490 от 13 июня 2006 г. не может быть принят судом во внимание, поскольку он не является законным (ст. 12 ГК РФ).
Довод администрации Чайковского городского поселения о том, что действие договора аренды N 58-094 от 7 июля 2005 г. прекратилось в июне 2006 года, опровергается материалами дела.
Договор аренды N 58-094 был заключен муниципальным образованием “Город Чайковский с прилегающей территорией“ и МУП “В“, учредителем и собственником имущества которого являлось МО “Город Чайковский с прилегающей территорией“, что подтверждается пунктом п. 1.6 устава МУП “В“, на срок с 7 июля 2005 г. по 7 июня 2006 г. (пункт 1.6 договора).
Поскольку по истечению срока действия договора арендатор продолжал пользоваться арендованным земельным участком, против чего не возражал арендодатель, договор продлился на неопределенный срок (пункт 2 статьи 621 ГК РФ).
Ввиду того, что муниципальное унитарное предприятие “В“ арендовало земельный участок площадью 1 105,2 кв. м по договору N 58-094 от 7 июля 2005 г., и этот договор не был прекращен в установленном законом порядке, администрация Чайковского городского поселения была не вправе передать указанный земельный участок муниципальному унитарному предприятию “Ж“ в составе земельного участка площадью 2 200 кв. м.
Довод администрации Чайковского городского поселения о том, что договор аренды N 58-094 от 7 июля 2005 г. не может считаться заключенным, поскольку земельный участок площадью 1 105,2 кв. м не прошел кадастровый учет, не может быть признан состоятельным.
Требования ФЗ от 02.01.2000 г. N 28-ФЗ “О государственном земельном кадастре“, ФЗ от 18.06.2001 г. N 78-ФЗ “О землеустройстве“ могут быть применены к земельным участкам, передаваемым в аренду после введения в действие указанных законов. Как следует из материалов дела, МУП “В“ арендует земельный участок под рынок с 1998 года. Площадь земельного участка, занятого рынком, описана на плане земельного участка, являющегося приложением к договору N 58-094 от 7 июля 2005 г. (том 1, л.д. 140).
Следует также указать, что земельный участок площадью 2 200 кв. м (кадастровый номер 59:12:001 06 13:0004) не может считаться индивидуализированным, так как согласно выписке из государственного земельного кадастра от 26 марта 2007 г. N 12/07-1-1314 площадь указанного земельного участка является ориентировочной и сведения его о границах не позволяют однозначно определить участок в качестве объекта недвижимости, подлежащего передаче по сделке (том 1, л.д. 75).
1 июля 2006 г. введена в действие статья 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 “О введении в действие Земельного кодекса РФ“, в соответствии с пунктом 3 которой в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
земельные участки, занятые строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
иные, предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Поскольку на момент введения в действие указанной статьи земельный участок площадью 1 105,2 кв. м был предоставлен в аренду МУП “В“, учредителем и собственником которого являлось муниципальное образование “Город Чайковский с прилегающей территорией“ (правопредшественник Чайковского муниципального района), указанный земельный участок в силу прямого указания закона отнесен к собственности Чайковского муниципального района.
При таких обстоятельствах у администрации Чайковского городского поселения отсутствовали законные основания для регистрации права собственности на земельный участок площадью 2 200 кв. м с кадастровым номером 59:12:001 06 13:0004 за указанным муниципальным образованием.
С учетом изложенного, решение суда от 18 октября 2007 года по делу N А50-8584/2007 подлежит отмене, как принятое с неправильным применением норм материального права (пункт 4 части 1, часть 2 статьи 270 АПК РФ).
Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны (статья 110 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 18 октября 2007 г. по делу N А50-8584/2007 отменить.
Исковые требования удовлетворить.
Признать государственную регистрацию права собственности муниципального образования “Чайковское городское поселение“ на земельный участок для размещения микрорынка, категория земель: земли населенных пунктов, общей площадью 2 200 кв. м, кадастровый номер 59:12:001 06 13:0004, расположенный по адресу: Пермский край, город Чайковский, Центральный район, недействительной.
Взыскать с администрации Чайковского городского поселения в пользу администрации Чайковского муниципального района в возмещение судебных расходов по иску 2 000 (две тысячи) рублей.
Взыскать с администрации Чайковского городского поселения в пользу МУП “В“ в возмещение судебных расходов по апелляционной жалобе 1 000 (одну тысячу) рублей.
Взыскать с администрации Чайковского городского поселения в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 000 (одна тысяча) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.