Решения и определения судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2007 N 17АП-8009/2007-ГК по делу N А60-12384/2007 Новая редакция устава акционерного общества, в которой уставный капитал установлен ниже закрепленного законом уровня, не может считаться изменениями, вносимыми в учредительные документы этого лица, что является основанием для отказа в государственной регистрации таких изменений.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 декабря 2007 г. N 17АП-8009/2007-ГК

Дело N А60-12384/2007

(извлечение)

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

при участии:

от заявителя - ОАО “Т“: Н. по доверенности от 19.03.2007,

от ответчика - Межрайонной инспекции ФНС России N 11 по Свердловской области: не явился,

от третьего лица - Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе: не явился,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя - ОАО “Т“

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 19 сентября 2007 года

по делу N А60-12384/2007

по заявлению ОАО “Т“

к Межрайонной инспекции ФНС России N 11 по Свердловской области

третье лицо: Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе

о признании недействительным
ненормативного правового акта и обжаловании действий налогового органа,

установил:

открытое акционерное общество “Т“ (ОАО “Т“) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России N 11 по Свердловской области от 29 марта 2007 года N 318, о признании действий Межрайонной инспекции ФНС России N 11 по Свердловской области незаконными и нарушающими права ОАО “Т“.

Протокольным определением от 12 сентября 2007 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе (л.д. 78-79).

Решением от 19 сентября 2007 года в удовлетворении требований заявителя отказано (л.д. 81-86).

ОАО “Т“ обжалует названное решение в апелляционном порядке, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы полагает, что принятое 29 марта 2007 года Межрайонной инспекцией ФНС России N 11 по Свердловской области решение N 318 об отказе в государственной регистрации изменений в учредительный документы юридического лица не соответствует Федеральному закону “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ. Заявитель считает, что документ, на отсутствие которого в качестве основания для отказа в регистрации сослался регистрирующий орган - изменения, вносимые в учредительные документы в виде новой редакции устава общества, последнему представлен.

Межрайонная инспекция ФНС России N 11 по Свердловской области с доводами апелляционной жалобы не согласна по основаниям, приведенным в отзыве на апелляционную жалобу. Ответчик ссылается на то, что представленная заявителем на регистрацию новая редакция устава не соответствовала требованиям статьи 29 Федерального закона “Об акционерных обществах“ от
26 декабря 1995 года N 208-ФЗ. Данное обстоятельство, как указывает Межрайонная инспекция ФНС России N 11 по Свердловской области, послужило основанием для непринятия регистрирующим органом данного документа к сведению со ссылкой на его отсутствие. Кроме того, ответчик указывает на то, заявитель не представил доказательств уведомления кредиторов об уменьшении своего уставного капитала.

Ответчик, третье лицо о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

Рассмотрев дело в порядке, установленном статьей 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, Постановлением главы администрации Тугулымского района Свердловской области N 305 от 24 мая 1994 года зарегистрировано акционерное общество открытого типа “А“ (л.д. 13).

Согласно плану приватизации, зарегистрированному финансовым управлением администрации Свердловской области 13 июля 1994 года (код государственной регистрации 62-1П-867), названное выше акционерное общество образовано в результате приватизации отдела рабочего снабжения Тугулымского ЛПК (т.л. 14-23).

В соответствии с указанным планом приватизации, согласно сообщению финансового управления администрации Свердловской области от 13 июля 1994 года N 05-12 (л.д. 24), уставный капитал акционерного общества открытого типа “А“ в размере 788000 руб., образован 560 обыкновенными акциями и 228 привилегированными акциями типа Б номинальной стоимостью 1000 руб. каждая.

Впоследствии, в связи с введением в действие Федерального закона “Об акционерных обществах“ от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ, указанное юридическое лицо было переименовано в открытое акционерное общество “Т“.

Постановлением главы муниципального образования “Тугулымский район“ от 26 июня 1997 года N 279 зарегистрированы изменения в устав названного акционерного общества, в соответствии с которыми уставный капитал общества составил
83528000 руб. и считался образованным 788 обыкновенными акциями стоимостью 106000 руб. каждая (л.д. 31).

В связи с деноминацией на основании Указа Президента Российской Федерации “Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен“ от 4 августа 1997 года N 822 уставный капитал ОАО “Т“ составил 83528 руб., а стоимость акций - 106 руб. каждая.

28 апреля 2004 года заявителем получено требование Регионального отделения Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг в Уральском федеральном округе от 22 апреля 2004 года N 3288-003/06 о предоставлении документов, подтверждающих соответствие размера уставного капитала, указанного в уставе общества, количеству и номинальной стоимости размещенных и находящихся в обращении ценных бумаг, а именно, копию действующей редакции устава и все внесенные в него изменения и дополнения, а также копии свидетельств об их регистрации, выданные соответствующим регистрирующим органом (л.д. 32).

23 марта 2007 года состоялось внеочередное общее собрание акционеров ОАО “Т“, на котором, согласно протоколу от 23 марта 2007 года N 1, принято решение об уменьшении уставного капитала названного общества до 788 рублей путем уменьшения номинальной стоимости всех размещенных акций (л.д. 45).

27 марта 2007 года указанное выше акционерное общество обратилось в Межрайонную ИФНС России N 11 по Свердловской области с заявлением о государственной регистрации соответствующих изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, с приложением новой редакции устава этого общества (л.д. 46).

29 марта 2007 года названным органом принято решение N 318 об отказе в государственной регистрации. Основанием для отказа явилось непредставление заявителем документов, предусмотренных Федеральным законом “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“, а именно, изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица
(подпункт “а“ пункта 1 статьи 23 и подпункт “в“ пункта 1 статьи 17 указанного Федерального закона).

Как следует из текста решения N 318, причиной отказа в регистрации изменений послужило то, что уменьшение открытым акционерным обществом “Т“ уставного капитала до 788 руб. противоречит пункту 1 статьи 29 Федерального закона “Об акционерных обществах“. Регистрирующий орган указал, что в силу данной нормы акционерное общество не может уменьшить свой уставный капитал, если в результате такого уменьшения его размер станет меньше минимального размера уставного капитала, установленного статьей 26 названного Федерального закона, то есть менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного на дату регистрации общества.

ОАО “Т“ оспаривает законность указанного решения Межрайонной инспекции ФНС России N 11 по Свердловской области, а также действий этого регистрирующего органа по отказу в государственной регистрации. Заявитель полагает, что изменяя устав общества, уменьшая его уставный капитала, он - заявитель, действует во исполнение указанного выше требования Регионального отделения Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг в Уральском федеральном округе от 22 апреля 2004 года N 3288-003/06. По мнению общества, поскольку на момент регистрации общества размер его уставного капитала (788000 руб.) был больше установленного на тот момент минимального размера уставного капитала, то и уменьшение уставного капитала до соответствующей суммы (с учетом изменения масштаба денежных знаков - 788 рублей) соответствует требованиям Федерального закона “Об акционерных обществах“.

Согласно подпункту “а“ пункта 1 статьи 23 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“, отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных этим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 названного
Федерального закона для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган в числе прочих документов представляются: а) заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменении в учредительные документы юридического лица;... в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица.

По смыслу данных норм права, регистрирующий орган не проводит правовую оценку учредительных документов на соответствие нормативным правовым актам Российской Федерации, однако проверяет соблюдение установленного федеральным законом порядка принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.

Согласно части 4 пункта 1 статьи 29 Федерального закона “Об акционерных обществах“ (в редакции от 5 февраля 2007 года) общество не вправе уменьшать свой уставный капитал, если в результате такого уменьшения его размер станет меньше минимального размера уставного капитала, определенного в соответствии с данным Федеральным законом на дату представления документов для государственной регистрации соответствующих изменений в уставе общества, а в случаях, если в соответствии с настоящим Федеральным законом общество обязано уменьшить свой уставный капитал, - на дату государственной регистрации общества.

Из материалов дела, в том числе из данных годовой бухгалтерской отчетности на 1 января 2006 и 2007 года (л.д. 67-72), а также из доводов заявителя не следует, что принимая решение об уменьшении своего уставного капитала ОАО “Т“ действовало во исполнение Федерального закона “Об акционерных обществах“.

Пунктом 2 статьи 30 названного Федерального закона предусмотрено, что
государственная регистрация изменений в уставе общества, связанных с уменьшением уставного капитала общества, осуществляется при наличии доказательств уведомления кредиторов в порядке, установленном настоящей статьей. Как верно отметил суд первой инстанции, заявитель не представил доказательств надлежащего уведомления кредиторов об уменьшении уставного капитала в порядке, предусмотренном указанной статьей.

Следовательно, вывод суда первой инстанции о несоблюдении заявителем процедуры уменьшения уставного капитала, а также о несоответствии этих изменений требованиям Федерального закона “Об акционерных обществах“, в результате чего размер уставного капитала общества стал меньше определенного законом минимального размера, является правомерным.

Новая редакция устава ОАО “Т“, не соответствующая требованиям действующего законодательства, не может считаться изменениями, вносимыми в учредительные документы юридического лица по смыслу статьи 17 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“, что является основанием для отказа регистрирующего органа в государственной регистрации указанных изменений на основании подпункта “а“ пункта 1 статьи 23 названного Федерального закона.

Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм процессуального права, которые в соответствии с ч. 4 ст. 270 АПК РФ могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя, ОАО “Т“.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 19 сентября 2007 года по делу N А60-12384/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.