Решения и определения судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2007 N 17АП-8299/2007-АК по делу N А50-10838/2007 Поскольку права применять систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход у предпринимателя не имелось, так как принадлежащий ей на праве собственности объект недвижимости и арендуемая часть помещения относятся к единому объекту торговли, доначисление единого налога по УСН и пени произведено налоговым органом правомерно.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 декабря 2007 г. N 17АП-8299/2007-АК

Дело N А50-10838/2007

(извлечение)

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

при участии:

от заявителя индивидуального предпринимателя К.С.: П.Е. (паспорт серии 5703 N 136859, доверенность от 03.12.2007),

от ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Пермскому краю: Д.Ю. (паспорт серии 5706 N 947959, доверенность от 15.03.2007),

рассмотрел в заседании суда апелляционную жалобу ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Пермскому краю

на решение Арбитражного суда Пермского края

от 9 октября 2007 года по делу N А50-10838/2007-А7

по заявлению индивидуального предпринимателя К.С.

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Пермскому краю

о признании недействительным решения,

установил:

индивидуальный предприниматель К.С. (далее - предприниматель) обратилась
в Арбитражный суд Пермского края с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Пермскому краю (далее - налоговая инспекция) о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 28.04.2007 N 13-28/4362дсп в части доначисления единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - единый налог по УСН) в сумме 183944 руб. и пени в сумме 16953,12 руб.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 09.10.2007 (резолютивная часть решения объявлена 02.10.2007) заявленные требования удовлетворены в части признания незаконным оспариваемого решения налогового органа в части доначисления единого налога по УСН в сумме 141512 руб. и соответствующих пени.

Не согласившись с решением суда в части удовлетворения заявленных требований, налоговая инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Пермского края в данной части отменить, в удовлетворении заявленных предпринимателем требований отказать в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.

В обоснование жалобы инспекция указывает на то, что доначисление единого налога по УСН произведено налоговым органом правомерно, поскольку права применять систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход у предпринимателя не имелось, так как принадлежащий ей на праве собственности объект недвижимости и арендуемая часть помещения для использования под выставочный зал относятся к единому объекту торговли, площадь которого превышает 150 кв. м.

В судебном заседании представитель инспекции доводы апелляционной жалобы поддержал, указывает также на то, что демонстрационный зал не оборудован контрольно-кассовой техникой, все расчеты осуществляются через один контрольно-кассовый аппарат, раздельный учет выручки по торговым площадям предпринимателем не осуществлялся,
уплата ЕНВД в отношении арендуемого помещения пор ул. Советской, 27 не производилась.

Предприниматель с апелляционной жалобой инспекции не согласна по основаниям, указанным в письменном отзыве, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным в части удовлетворения заявленных требований, оснований для его отмены не усматривает, ссылаясь на неправомерное доначисление единого налога по УСН, поскольку используемые ей два объекта недвижимости являются разными, независимыми друг от друга объектами торговли, площадь каждого из которых менее 150 кв. м, в связи с чем ей правомерно исчислялся и уплачивался ЕНВД в отношении объекта, расположенного по ул. Советской, 12, помещение по ул. Советской, 27 использовалось в качестве складского.

Представитель предпринимателя в судебном заседании доводы отзыва поддержал, считает, что оснований для суммирования спорных площадей у налогового органа не имелось, поскольку данные площади расположены по разным адресам, функционируют независимо друг от друга.

Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность решения в порядке ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, предприниматель осуществляет предпринимательскую деятельность на основании свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя N 86 от 02.02.2001 (ОГРН 3045917160000011).

Налоговой инспекцией в период с 17.01.2007 по 14.03.2007 на основании решения заместителя начальника налоговой инспекции N 4 от 17.01.2007 была проведена выездная налоговая проверка предпринимателя по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах в части правильности исчисления удержания и перечисления, в том числе единого налога по УСН, ЕНВД за период с 01.01.2004 по 30.09.2006, в ходе которой выявлена, в том числе неуплата (неполная уплата) единого налога по УСН за 1-3 квартал
2006 г.

По результатам проверки, оформленной актом выездной налоговой проверки N 2607дсп от 29.03.2007, инспекцией с учетом представленных предпринимателем возражений вынесено решение о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 28.04.2007 N 13-28/4362дсп, которым предпринимателю доначислен, в том числе единый налог, уплачиваемый в связи с применением УСН в сумме 183944 руб. и пени за его неуплату в сумме 16953,12 руб.

Основанием начисления единого налога по УСН, соответствующих пени послужили выводы налогового органа о том, что в отношении осуществляемой предпринимателем в 2006 г. деятельности в сфере розничной торговли, в силу закона, не может применяться система налогообложения в виде ЕНВД, поскольку общая площадь, используемая при организации торговли составляет более 150 кв. м. Однако налогоплательщиком указанный налог не исчислялся, в бюджет не уплачивался, соответствующие декларации не представлялись. Предприниматель в нарушение требований закона в 2006 г. применяла систему налогообложения в виде ЕНВД.

Еще одним основанием для доначисления единого налога по УСН (в сумме 42432 руб.) послужили выводы налогового органа о занижении предпринимателем налоговой базы в результате невключения в состав доходов выручки, полученной от реализации товаров по сделкам, которые не могут быть отнесены к договорам розничной купли-продажи.

Предприниматель, полагая, что вышеуказанное решение инспекции принято с нарушениями налогового законодательства Российской Федерации и существенно нарушает ее права и законные интересы, обратилась с заявлением в арбитражный суд с требованием о признании данного ненормативного акта недействительным.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности доначисления единого налога по УСН в сумме 42432 руб., в связи с тем, что доходы от реализации товара не могут быть отнесены к
доходам, полученным от розничной торговли.

Данные выводы суда первой инстанции сторонами не оспариваются.

Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что положения Налогового кодекса Российской Федерации не позволяют сделать вывод о необходимости суммирования торговых площадей помещений, расположенных в разных зданиях и используемых налогоплательщиком для осуществления розничной торговли, в связи с чем оснований для доначисления предпринимателю единого налога по УСН у налогового органа не имелось.

При этом судом первой инстанции не учтено следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Из положений норм глав 26.2 и 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налогоплательщик переводится на уплату единого налога на вмененный доход в обязательном порядке, а упрощенную систему налогообложения выбирает добровольно.

На основании п. 4 ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с главой 26.3 настоящего Кодекса на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. При этом они обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств, хозяйственных операций.

Федеральным законом от 21.07.2005 N 101-ФЗ “О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах
и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации“ в статью 346.26 НК РФ внесены изменения: к видам деятельности, облагаемым единым налогом на вмененный доход отнесена, в том числе розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли; для целей настоящей главы розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется (п. 13 ст. 1 Федеральным законом от 21.07.2005 N 101-ФЗ).

Данные изменения вступили в силу 01.01.2006, так как в соответствии с ч. 2. ст. 5 названного Федерального закона статьи 1 и 4 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2006 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (данный документ был опубликован в следующих официальных источниках: “Собрание законодательства Российской Федерации“, 25.07.2005, N 30 (1 ч.), ст. 3112, “Российская газета“, N 161, 26.07.2005, “Парламентская газета“, N 138, 09.08.2005).

Таким образом, согласно ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.01.2006) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается настоящим Кодексом, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения (далее - в настоящей главе - общий режим налогообложения) и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах
в отношении, в том числе розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли.

Для целей настоящей главы розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого ЕНВД не применяется.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения для применения ЕНВД признается вмененный доход. Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

Пунктом 3 статьи 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации при осуществлении розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы, установлен физический показатель как площадь торгового зала (в квадратных метрах).

Статья 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации определяет, что площадь торгового зала (зала обслуживания посетителей) - это площадь всех помещений и открытых площадок, используемых налогоплательщиком для торговли или организации общественного питания, определяемая на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

В соответствии с государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 51303-99 “Торговля. Термины и определения“, принятым и введенным в действие Постановлением Государственного стандарта Российской Федерации от 11.08.1999 N 242-ст., торговая площадь включает в себя площадь торгового зала - специально оборудованная основная часть торгового помещения магазина, предназначенная для обслуживания покупателей, занятую оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей.

На основании п. 1
ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Из содержания ч. 1 ст. 497 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с образцом товара (его описанием, каталогом товаров и т.п.), предложенным продавцом.

Под образцом понимается товар, выставленный в торговом, демонстрационном зале для ознакомления покупателей и продажи им товаров того же рода.

Согласно п. 13-15 Правил продажи товаров по образцам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1997 N 918 залы демонстрации товаров напрямую отнесены к понятию торгового зала, кроме того, из положений данных норм усматривается, что образцы товаров, предлагаемых для продажи, размещаются непосредственно в месте его продажи.

В соответствии с частью 2 статьи 494 Гражданского кодекса Российской Федерации выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.

Исходя из приведенных положений законодательства Российской Федерации, следует признать, что в целях обложения единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности демонстрационные залы следует классифицировать как торговые залы, за исключением тех случаев, когда налогоплательщиком не доказано иное.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждаются следующие обстоятельства.

Предпринимателю
на основании свидетельства о государственной регистрации права от 13.08.2003 (л.д. 100 т. 1) на праве собственности принадлежит гипсоблочное здание магазина общей площадью 160,1 кв. м, расположенное по адресу: Пермская область, Кишертский район, с. Усть-Кишерть, ул. Советская, д. 12, площадь торгового зала данного магазина составляет 97,1 кв. м (л.д. 101 т. 1).

На основании договоров аренды от 01.01.2006, 01.12.2006 предприниматель арендует часть двухэтажного кирпичного здания (2 этаж) магазина “Сылва“ в с. Усть-Кишерть, ул. Советская, 27, общей площадью 119 кв. м, торговой площадью 80 кв. м для использования в качестве выставочного зала мебели без права выкупа.

При этом суд первой инстанции посчитал, что у налогового органа отсутствовали основания для суммирования используемых предпринимателем торговых площадей и, соответственно для доначисления единого налога по УСН, исходя из толкования норм Налогового кодекса Российской Федерации, без выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела.

В силу ч. 1-4 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство оценивается арбитражным судом наряду с другими доказательствами.

Оценив представленные в материалах дела документы, суд апелляционной инстанции согласен с позицией налогового органа о том, что используемые предпринимателем помещения являются единым торговым объектом.

Так, материалами дела подтверждается, что предпринимателем для осуществления розничной торговли используются оба вышеуказанных помещения, при этом помещение по
адресу ул. Советская, 27, передано предпринимателю исключительно под использование в качестве выставочного зала, при этом в договоре аренды от 01.01.2006 (л.д. 106-108, т. 1) указано на то, что данное обстоятельство (использование магазина исключительно для выставочного зала мебели и сопутствующими товарами) является существенным условием договора (п. 2.6). При этом в п. 1.2 договора, а также в акте приема-передачи здания, являющемся в силу п. 1.5 договора неотъемлемой его частью определена торговая площадь помещения 80 кв. м. При этом данная площадь была уточнена налоговой инспекцией в рамках проводимой проверки и составила 79,2 кв. м, что нашло свое отражение в протоколе осмотра N 6 от 12.02.2007 (л.д. 3, т. 2)

Из имеющихся в материалах дела пояснений предпринимателя и его сотрудников следует, что данное помещение используется в качестве демонстрационного зала, куда имеется доступ покупателей, при этом расчеты за продукцию производятся в другом помещении (по адресу: ул. Советская, 12).

Из материалов дела усматривается, что предприниматель имеет одну единицу контрольно-кассовой техники, установленную по адресу: ул. Советская, 12.

Доказательств обратного предпринимателем суду апелляционной инстанции в нарушение ст. 65 АПК РФ не представлено.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что помещение по ул. Советской, 27, используемое в соответствии с договором аренды и пояснениями предпринимателя в качестве зала для демонстрации образцов мебели, не является обособленным объектом торговли, поскольку в данном помещении покупателям представляется возможность ознакомиться с товаром, что является одним из элементов обслуживания покупателей, и несмотря на расположение по другому адресу, является частью торгового объекта, расположенного по ул. Советской, 12.

Иного суду апелляционной инстанции предпринимателем в нарушение ст. 65 АПК РФ не доказано.

Доводы представителя предпринимателя, приведенные в судебном заседании о том, что помещение по ул. Советской, 27 является складским опровергается материалами дела, в связи с чем подлежит отклонению.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции, с учетом систематического толкования норм права, многостадийностью процесса торговли, считает, что площадь, используемая предпринимателем при осуществлении розничной торговли превышает 150 кв. м, в связи с чем ей должна применяться упрощенная система налогообложения, то есть доначисление единого налога по УСН и пени произведено налоговым органом правомерно.

С учетом того, что предприниматель на основании уведомления от 17.12.2003 N 310 применяла упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доход в связи с утратой обязанности по уплате ЕНВД по торговой точке с. Усть-Кишерть, ул. Советская, 12 на основании результатов проверки налогоплательщик правомерно переведен на уплату единого налога по УСН с 01.01.2006 по 30.09.2006, с доначислением неуплаченных сумм налога в размере 141512 руб., а также соответствующих пени.

В то же время суд апелляционной инстанции, учитывая, что предпринимателем уплачивался ЕНВД, считает необходимым отметить, что права налогоплательщиков, ошибочно уплативших в бюджет налоги, предусмотренные иной, не подлежащей применению к такому виду деятельности системой налогообложения, защищены ст. 78 НК РФ, которой установлены правила зачета либо возврата излишне уплаченных налогов и сборов.

Доводы апелляционной жалобы налогового органа следует признать обоснованными.

При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене в части удовлетворения заявленных требований, апелляционная жалоба - удовлетворению.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы по апелляционной жалобе в сумме 50 рублей относятся на предпринимателя.

При подаче апелляционной жалобы инспекцией была уплачена госпошлина по апелляционной жалобе в большем размере, чем это предусмотрено ст. 333.21 НК РФ. На основании ст. 104 АПК РФ, в порядке статьи 333.40 НК РФ излишне уплаченная налоговым органом государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 104, 110, 176, 258, 266, 268, 269, ч. 1-2 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от 9 октября 2007 года по делу N А50-10838/2007 отменить в части признания незаконным решения Межрайонной ИФНС России N 5 по Пермскому краю N 13-28/4362дсп от 28.04.2007 в части доначисления единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в сумме 141512 руб. и соответствующих пени.

В удовлетворении заявленных требований отказать полностью.

Взыскать с индивидуального предпринимателя К.С. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Пермскому краю расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе в сумме 50 рублей.

Возвратить Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Пермскому краю из федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе в сумме 950 руб., уплаченную по платежному поручению от 08.11.2007 N 698.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.