Решения и определения судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2007 N 17АП-3909/2007-ГК по делу N А50-21405/2006-Г-10 Несвоевременное опубликование протокола оценки и сопоставление заявок не могут являться основанием для признания итогов конкурса недействительными, так как не нарушают права и законные интересы лица в отсутствие факта участия заявки лица в оценке и сопоставлении иных заявок.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

от 21 июня 2007 г. Дело N А50-21405/2006-Г-10 17АП-3909/2007-ГК“

(извлечение)

Арбитражный суд рассмотрел в заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества “А“ на решение Арбитражного суда Пермского края 20 апреля 2007 г. по делу N А50-21405/2006-Г-10 и

УСТАНОВИЛ:

закрытое акционерное общество “А“ (далее - ЗАО “А“) обратилось в Арбитражный суд Пермской области с иском к муниципальному унитарному предприятию “Ж“ (далее - МУП “Ж“) о признании недействительным результата открытого конкурса на размещение муниципального заказа на выполнение работ по содержанию дорог г. Краснокамска в 2006-2007 годах.

Определением от 22.02.2007 к участию в деле в
качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Краснокамского городского поселения (л.д. 82-83).

Решением от 20.04.2007 в удовлетворении иска отказано (л.д. 134-138).

Истец с решением не согласен по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, просит решение отменить, принять новый судебный акт, удовлетворив исковые требования.

Как указывает заявитель апелляционной жалобы, извещение о проведении открытого конкурса было опубликовано в газете 30 сентября 2006 года, вскрытие конвертов было назначено на 27 октября 2006 года, то есть с нарушением установленного законом срока на 4 дня. Информация, которая содержалась в извещении о проведении конкурса, не соответствовала требованиям, установленным ч. 4 ст. 21 Федерального закона “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“. Впоследствии, 9 октября 2006 года, ответчиком были внесены изменения, касающиеся увеличения стоимости лотов, выставленных на конкурс, и уменьшен размер обеспечения конкурсной заявки с 5 до 1%; указанные изменения не были опубликованы ответчиком в официальном печатном издании.

Невыполнением ответчиком установленных законом требований было нарушено право истца на своевременное получение информации, в результате чего предприятие не было допущено к участию в конкурсе.

Суд в решении указал, что ответчиком нарушения допущены были, однако сделал необоснованный вывод о том, что эти нарушения не являются основанием для признания торгов недействительными. Следовательно, суд нарушил п. 5 ст. 10 ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“, согласно которому нарушение положений о размещении заказа является основанием для признания арбитражным судом недействительным размещения заказа по иску заинтересованного лица.

Поскольку у истца отсутствовала возможность получить разъяснение конкурсной документации относительно порядка
внесения обеспечения заявки в порядке, предусмотренном законом, истец обратился к председателю конкурсной комиссии с просьбой принять в качестве обеспечения задолженность заказчика (ответчика) за выполненные работы. Председатель конкурсной комиссии удовлетворил заявление истца, поставив на письменном обращении резолюцию “Согласовано“. После получения согласования истец считал, что обязанность по обеспечению заявки выполнена им надлежащим образом. В решении вопроса о том, является ли председатель комиссии лицом, уполномоченным на принятие данного решения, истец не сомневался, поскольку подобное обеспечение практиковалось и ранее.

Таким образом, нарушение права истца на своевременное получение разъяснений и некомпетентное поведение председателя конкурсной комиссии явились причиной того, что поданная истцом заявка не была допущена комиссией к участию в конкурсе.

Кроме названных нарушений, ответчиком не выполнено требование ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“, устанавливающее, что при проведении конкурса какие-либо переговоры заказчика с участниками размещения заказа не допускаются. Нарушение этого требования является самостоятельным основанием для признания конкурса недействительным. В деле имеется письмо ответчика от 20.10.2006 в адрес ООО “Д“, в отношении которого судом сделан неправильный вывод о том, что из письма не явствует, что письмо касается отношений, связанных с конкурсом на размещение муниципального заказа. В указанном письме ответчик просил ООО “Д“ производить подсыпку проезжей части дорог противоскользящими материалами и очистку от снега; в соответствии с конкурсной документацией основными видами работ по содержанию дорог и улиц в зимний период являются те же виды работ, то есть заказчик просил ООО “Д“ выполнять виды работ, которые являлись предметом оспариваемого конкурса. При этом ответчиком было указано, что с ООО “Д“ будет заключен
контракт по итогам конкурса.

В ходе судебного заседания ответчик и третьи лица ссылались на тот факт, что муниципальные контракты заключены и обязательства по ним исполняются надлежащим образом. Однако согласно итогам прокурорской проверки по состоянию на 08.12.2006 лица, признанные победителями конкурса, уклоняются от заключения муниципальных контрактов. Доказательств заключения муниципальных контрактов ответчиком не представлено.

Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

По мнению ответчика, несвоевременное опубликование в газете извещения о проведении открытого конкурса не нарушило право истца на участие в конкурсе, поскольку истец получал пакет конкурсной документации с внесенными изменениями. Истцом была подана заявка на участие в конкурсе, что предусматривает согласие истца с условиями конкурсной документации. Несвоевременное опубликование протокола оценки с учетом того, что данный протокол истцом оспорен не был, и сопоставление заявок не может являться основанием для признания итогов конкурса недействительными, так как не нарушает права и законные интересы истца в отсутствие факта участия заявки истца в оценке и сопоставлении иных заявок.

Суждение истца о том, что обеспечение заявки на участие в конкурсе было им выполнено, так как у МУП “Ж“ имеется кредиторская задолженность перед истцом, и данное обеспечение было согласовано с председателем конкурсной комиссии, неправомерно.

В письме от 20.10.2006, на которое ссылается истец, МУП “Ж“ не указывало, с кем именно будет заключен договор на зимнее содержание дорог; на момент подписания названного документа ООО “Д“ не являлось участником размещения заказа, так как пакет документов на участие в конкурсе представило ответчику только 27.10.2007; между ООО “Д“ и ответчиком на момент подписания документа действовал договор N 21
от 01.07.2006 на выполнение муниципального заказа по содержанию проезжей части дорог в летний период со сроком выполнения работ с 01.07.2006 по 15.11.2006.

ОАО “П“ представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

По мнению ОАО “П“, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что допущенные заказчиком конкурса нарушения порядка проведения торгов не могут являться основанием для признания торгов недействительными, поскольку указанные нарушения незначительны, формальны и не повлияли на правильность и объективность подведения результатов торгов.

Довод истца о наличии между ним и ответчиком гражданско-правовых отношений со встречными обязательствами правомерно не был принят судом как состоятельный.

Из письма от 20.20.2006, на которое ссылается истец, не следует, что оно касается отношений, связанных с конкурсом на размещение муниципального заказа.

Иные третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.

Апелляционным судом дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.

30 сентября 2006 года в газете “Краснокамская звезда“ N 190-192 МУП “Ж“ как заказчик открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по содержанию дорог г. Краснокамска в 2006-2007 гг. опубликовало приглашение к участию в конкурсе (л.д. 10).

06.10.2006 в конкурсную документацию были внесены изменения, извещение о внесении которых истец разместил на своем официальном сайте 09.10.2006 (л.д. 116-118).

Согласно конкурсной документации по открытому конкурсу на выполнение работ по содержанию дорог г. Краснокамска в 2006-2007 гг. по лотам N 1, 2, 3 вскрытие конвертов назначено на 27.10.2006 (л.д. 11-17).

Таким образом, муниципальным заказчиком при размещении заказа были нарушены регламентированный срок опубликования извещения о проведении открытого конкурса в официальном печатном издании на три дня,
установленный ч. 1 ст. 21 Федерального закона “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“, и регламентированный срок опубликования протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе (дата опубликования в официальном печатном издании - 11.11.2006), установленный ч. 11 ст. 28 названного Федерального закона.

Следует отметить, что согласно ст. 16, 21 Федерального закона “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ информация об обеспечении размещения заказов и извещение о проведении открытого конкурса могут быть размещены на официальном сайте юридического лица. Таким образом, информация, размещенная ответчиком на его официальном сайте, была доступна для ознакомления истцу; кроме того, истец получал пакет конкурсной документации с внесенными изменениями об увеличении стоимости лотов, выставленных на конкурс, и уменьшении размера обеспечения конкурсной заявки с 5 до 1%.

В соответствии с п. 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 101 “Обзор практики разрешения споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства“ при рассмотрении иска о признании торгов недействительными суд должен оценить, являются ли нарушения, на которые ссылается истец, существенными, и повлияли ли они на результат торгов.

Суд первой инстанции правомерно указал, что названные нарушения порядка проведения торгов не могут являться основанием для признания торгов недействительными.

Как следует из п. 15 конкурсной документации по открытому конкурсу, а также из извещения об открытом конкурсе, опубликованного 30.09.2006 в газете “Краснокамская звезда“, обеспечение заявки на участие в конкурсе перечисляется участником размещения заказа по указанным реквизитам с указанием назначения платежа - обеспечение заявки на участие в
конкурсе. Заявки на участие в конкурсе, не имеющие обеспечения в полном объеме, отклоняются как не отвечающие условиям конкурса.

Названные положения также предусмотрены Федеральным законом “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“, согласно которым участник размещения заказа не допускается к участию в конкурсе в случае невнесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе.

Истцом доказательства соблюдения и выполнения надлежащим образом указанного условия не представлены в порядке ст. 65 АПК РФ.

Письмо N 38 от 26.10.2006 (л.д. 41), на которое ссылается истец как на доказательство надлежащего исполнения им обязанности по перечислению денежных средств в качестве исполнения обеспечения заявки, таковым признано быть не может, поскольку ответчиком в соответствии с действующим законодательством была определена единственная форма предоставления обеспечения заявки - перечисление денежных средств.

Кроме того, ссылка истца на названное письмо, содержащее резолюцию председателя конкурсной комиссии открытого конкурса по размещению муниципального заказа “Согласовано“, в котором истец просит считать задолженность заказчика конкурса, имеющуюся перед истцом на момент проведения конкурса, в счет обеспечения заявки, не может быть признана правомерной, поскольку в силу ст. 7 ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ конкурсная комиссия не вправе решать вопрос о прекращении обязательства по оплате задолженности, о зачете встречных однородных требований между двумя юридическими лицами, одно из которых является участником размещения заказа, другое - заказчиком конкурса.

Исходя из изложенного, довод заявителя апелляционной жалобы о том, что нарушение права истца на своевременное получение разъяснений и некомпетентное поведение председателя конкурсной комиссии явились причиной того, что поданная истцом
заявка не была допущена комиссией к участию в конкурсе, несостоятелен.

Несвоевременное опубликование протокола оценки и сопоставление заявок не может являться основанием для признания итогов конкурса недействительными, так как не нарушает права и законные интересы истца в отсутствие факта участия заявки истца в оценке и сопоставлении иных заявок.

Довод истца о том, что ответчиком не выполнено требование ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“, устанавливающее, что при проведении конкурса какие-либо переговоры заказчика с участниками размещения заказа не допускаются, со ссылкой на письмо от 20.10.2006 N 01-08/520 (л.д. 42), необоснован, поскольку в названном письме МУП “Ж“ не указывало, с кем именно будет заключен договор на зимнее содержание дорог; на момент подписания названного документа (20 октября 2006 года) ООО “Д“ не являлось участником размещения заказа, так как пакет документов на участие в конкурсе представило ответчику только 27.10.2007 (л.д. 66-67).

Таким образом, из указанного письма не следует, что оно касается отношений, связанных с конкурсом на размещение муниципального заказа.

В соответствии с п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 101 “Обзор практики разрешения споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства“ иск о признании публичных торгов недействительными, заявленный лицом, права и законные интересы которого не были нарушены вследствие отступления от установленного законом порядка проведения торгов, не подлежит удовлетворению.

В связи с этим основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют, поскольку гражданские права и интересы заявителя не нарушены, такой способ защиты права как признание торгов недействительными по иску последнего не может быть применен.

С учетом изложенного решение
принято судом при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, без нарушений норм материального и процессуального права и отмене не подлежит.

Расходы по госпошлине, понесенные при подаче апелляционной жалобы, относятся на истца в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь ст. 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Пермского края от 20 апреля 2007 г. по делу N А50-21405/2006-Г-10 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.