Решения и определения судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2007 N 17АП-3796/2007-АК по делу N А50-4786/2007-А18 В удовлетворении жалобы отказано, так как уполномоченным органом в сфере валютного контроля при привлечении к административной ответственности не учтено, что дата представления подтверждающих документов исчисляется с момента фактической реализации туристических путевок, а не с момента предложения их уплаты.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

от 19 июня 2007 г. Дело N А50-4786/2007-А18 17АП-3796/2007-АК“

(извлечение)

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев в заседании суда апелляционную жалобу ТУ ФС финансово-бюджетного надзора в Пермском крае на решение Арбитражного суда Пермского края от 04.05.2007 по делу N А50-4786/2007-А18 по заявлению ООО “Ф“ к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае об оспаривании постановления о назначении административного наказания,

УСТАНОВИЛ:

ООО “Ф“ (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае (далее - заинтересованное лицо) об
оспаривании постановления N 57-07/17 от 22.03.2007 о привлечении к административной ответственности за нарушение п. 6 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 80000 рублей.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 04.05.2007 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Пермского края отменить. Полагает, что датой оказания услуг иностранным партнером считается дата выставления инвойса, налоговый орган уполномочен составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.

Заявитель по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить в силе, полагает, что датой оказания услуг иностранному партнеру является дата фактического пребывания (размещения) туристов за рубежом.

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность решения в порядке ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, 01.07.2004 заявителем заключен агентский договор N МР 0701/01 с компанией “С“ (Турция).

Паспорт сделки N 05030008/0249/000/4/0 на сумму 150000 долларов США открыт в ОАО КБ “У“, переоформлен 05.08.2005.

19.02.2007 административным органом составлен протокол об административном правонарушении N 91п от 19.02.2007, согласно которому выявлено правонарушение, выразившееся в представлении в уполномоченный банк документов по исполнению внешнеторгового контракта с нарушением срока.

Основанием для привлечения к административной ответственности явилось нарушение заявителем ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле“ и п. 2.4 Положения ЦБ РФ от 01.06.2004 N 258-П “О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации,
связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций“.

22.03.2007 руководителем административного органа вынесено постановление N 57-07/17 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 80000 рублей.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что состав правонарушения, предусмотренный ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, в действиях общества отсутствует.

Данный вывод суда является законным и обоснованным, соответствует фактическим обстоятельствам дела.

В соответствии с ч. 2 ст. 24 Федерального закона “О валютном регулировании и валютном контроле“ N 173-ФЗ от 10.12.2003 резиденты и нерезиденты, осуществляющие в РФ валютные операции, обязаны, в частности, представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены ст. 23 данного Закона.

Вопросы представления резидентами подтверждающих документов и информации в уполномоченные регулируются Положением Центрального банка РФ от 01.06.2004 N 258-П “О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций“ (далее - Положение), п. 2.1 которого предусмотрено, что в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном Положением, представляет в уполномоченный банк документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт вывоза товаров с таможенной территории РФ, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.

Подтверждающие документы представляются резидентом в уполномоченный банк одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в Порядке, изложенном в приложении N 1 к Положению.

Согласно п. 2.4 Положения резидент представляет в уполномоченный банк
документы, указанные в п. 2.2 настоящего Положения, в установленном банком порядке и в согласованный с банком срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории РФ или оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.

По условиям договора N МР 0701/01, заявитель (агент) обязуется совершать от своего имени, но за счет принципала (иностранного контрагента), действия по реализации на российском рынке туристского продукта. Туристский продукт представляет собой услуги в соответствии с условиями, оговоренными в настоящем договоре, включающие в себя комплекс услуг по размещению, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги.

Согласно п. 3.1 после получения принципалом от агента заявки на бронирование отеля, принципал предъявляет агенту счет-инвойс на предоставляемые услуги. Агент имеет право опротестовать данный счет в течение недели с момента получения, если данные претензии не поступают, счет-инвойс заносится на счет агента и подлежит оплате не менее чем за три дня до предполагаемого заезда туристов.

В те же дни поданы документы в банк паспорта сделки.

Суд апелляционной инстанции считает, что заявителем своевременно поданы документы, подтверждающие валютные операции, поскольку датой оказания услуг суд считает день оплаты туристического продукта, за 3 дня до начала тура в соответствии с условиями договора.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации“ туроператорская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом, турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим
лицом или индивидуальным предпринимателем, формирование туристского продукта - деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие); продвижение туристского продукта - комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров, издание каталогов, буклетов и другое); реализация туристского продукта - деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и(или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором.

В соответствии со ст. 9 данного Закона туристский продукт формируется туроператором по его усмотрению исходя из конъюнктуры туристского рынка или по заданию туриста или иного заказчика туристского продукта (далее - иной заказчик).

Туроператор обеспечивает оказание туристам всех услуг, входящих в туристский продукт, самостоятельно или с привлечением третьих лиц, на которых туроператором возлагается исполнение части или всех его обязательств перед туристами и(или) иными заказчиками.

Туроператор несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность перед туристом и(или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги).

Туроператор отвечает перед туристами или иными заказчиками за действия (бездействие) третьих лиц, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо.

Туроператор отвечает перед туристами и(или) иными заказчиками также за действия (бездействие), совершенные от имени туроператора его турагентами
в пределах своих обязанностей (полномочий).

Продвижение и реализация туристского продукта турагентом осуществляются на основании договора, заключаемого между туроператором и турагентом. Турагент осуществляет продвижение и реализацию туристского продукта от имени и по поручению туроператора, а в случаях, предусмотренных договором, заключаемым между туроператором и турагентом, - от своего имени.

В силу ст. 10.1 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации“ к отношениям, возникающим между туристом и(или) иным заказчиком и турагентом, от своего имени реализующим туристский продукт, сформированный туроператором, по договору о реализации туристского продукта, применяются положения статьи 10 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящей статьей. В силу ст. 10 данного Закона условия путешествия и общая цена туристского продукта указываются в туристской путевке, являющейся неотъемлемой частью договора о реализации туристского продукта.

Согласно ст. 1005 Гражданского кодекса РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.

Из смысла и содержания вышеприведенных норм действующего законодательства, регулирующие правоотношения, возникшие в результате реализации туристского продукта, в совокупности, следует, что оказание агентом услуги принципалу по реализации туристского продукта по агентскому договору считается
оказанной с момента перечисления агентом принципалу денежных средств, т.е. фактической реализацией туристского продукта.

Поскольку представление подтверждающих документов обусловлено целью валютного контроля в части проведения валютных операций, а таковые были проведены в день оплаты агентом инвойса (счета-требования), выставленного принципалом, в определенные условиями договора сроки, следовательно, датой оказания услуг нельзя считать день выставления инвойса, как на то указывает административный орган.

Инвойс является лишь предложением уплаты предлагаемого туристского продукта, а не его фактическую реализацию. Фактическая реализация туристического продукта, несмотря на выставление принципалом агенту инвойса, может состояться, может и не состояться.

Между тем, вывод суда первой инстанции об отсутствии у инспекции полномочий на составление протокола об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.25 КоАП РФ, является ошибочным по следующим основаниям.

Согласно п. 80 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.25 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица органов и агентов валютного контроля.

В силу ч. 3 ст. 22 Закона агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.

На основании Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и
своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

Таким образом, из содержания указанных норм следует, что протокол об административном правонарушении от 19.02.2007 N 91п составлен инспекцией правомерно, в рамках предоставленных законом полномочий.

Однако неправильное применение судом первой инстанции норм закона и КоАП РФ не привело к принятию неправильного судебного акта.

При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Пермского края от 04.05.2007 по делу N А50-4786/07-А18 оставить без изменения, апелляционную жалобу ТУ ФС финансово-бюджетного надзора в Пермском крае - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.