Решения и определения судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2007 N 17АП-3268/07-АК по делу N А50-4112/07-А5 Поскольку деятельность лицензиатов по перевозке пассажиров связана с эксплуатацией источников повышенной опасности, при осуществлении такого вида деятельности они обязаны неукоснительно соблюдать установленные законодательством требования и условия.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

от 25 мая 2007 г. Дело N А50-4112/07-А5 17АП-3268/07-АК“

(извлечение)

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев в заседании апелляционную жалобу ИП Ц. на решение от 13.04.2007 по делу N А50-4112/07-А5 Арбитражного суда Пермского края по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Пермской области и КПАО к ИП Ц. о привлечении к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

в арбитражный суд обратилось Управление государственного автодорожного надзора по Пермской области и КПАО с заявлением о привлечении ИП Ц. к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

Решением суда первой инстанции от 13.04.2007 заявленные требования удовлетворены:
предприниматель привлечен к административной ответственности, предусмотренной п. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного приостановления деятельности на срок до шестидесяти суток.

Не согласившись с вынесенным решением, предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда отменить и принять по делу новый судебный акт.

Представители административного органа против доводов жалобы возражали, полагая доказанным факт совершения правонарушения.

Законность и обоснованность решения проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является правомерным и не подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, административным органом в связи с произошедшим дорожно-транспортным происшествием, участником которого являлся водитель предпринимателя, в ходе внеплановой проверки на основании распоряжения N 197 от 26.03.2007 (л.д. 12) в отношении предпринимателя составлен акт N 197 от 26.03.2007-30.03.2007 (л.д. 13-18) проверки хозяйствующего субъекта, осуществляющего автотранспортную деятельность, и протокол N 155 от 30.03.2007 об административном правонарушении (л.д. 8-11), ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ. Рассмотрев указанные материалы проверки, административным органом вынесены предписание N 197 от 30.03.2007 (л.д. 19) и определение N 389 от 30.03.2007 о направлении материалов проверки в арбитражный суд для принятия решения о привлечении лица к административной ответственности, предусмотренной п. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

Удовлетворяя заявленные требования управления, суд первой инстанции исходил из того, что наличие вины в действиях предпринимателя и состав правонарушения доказаны.

Данный вывод суда является верным.

Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 4 ст. 14.1
КоАП РФ.

Предприниматель осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автотранспортом на основании лицензии серии АСС-59-412487, сроком действия до 11.07.2007 (л.д. 40).

Управлением в связи с ДТП, участником которого являлся водитель предпринимателя, повлекшим гибель человека, в ходе внеплановой проверки 26.03.2007-30.03.2007 установлено, что при осуществлении перевозок пассажиров предпринимателем нарушаются лицензионные требования, а именно: не ведется учет об общем стаже работы, о стаже работы водителем автобуса, сведений о наличии соответствующих категорий в водительском удостоверении, справок о медицинском освидетельствовании, также отсутствуют сведения о проведении обучения по ежегодной 20-часовой программе; водители находятся на линии, управляя транспортом более 8 часов в смену; водители не проходили предрейсовый осмотр; не ведется учет ежедневных фактических пробегов; не проводится обучение по повышению профессионального мастерства водителей, медицинское освидетельствование водителей; не организовано проведение периодичности планово-предупредительного обслуживания; отсутствует паспорт маршрута.

Ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ (в редакции от 21.03.2002) определено понятие “лицензионные требования и условия“ как совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с подпунктом “а“ пункта 3 Положения о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.06.2002 N 402, лицензионными требованием и условием при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом является, в том числе, выполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности.

П. 6 Устава автомобильного транспорта РСФСР, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 08.01.1969 N 12, предусмотрено, что на основании настоящего Устава Министерство автомобильного транспорта РСФСР утверждает, с последующим
опубликованием в Сборнике правил перевозок и тарифов автомобильного транспорта РСФСР, в том числе Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР.

На основании п. 74 Устава, предприятия и организации автомобильного транспорта должны осуществлять перевозки пассажиров и багажа в автобусах и легковых автомобилях, обеспечивая безопасность пассажиров при пользовании автомобильным транспортом, необходимые удобства для пассажиров, культурное обслуживание их на автовокзалах (автостанциях), в автобусах и легковых автомобилях, своевременную перевозку и сохранность багажа пассажиров.

Согласно положениям Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Минавтотранса РСФСР от 31.12.1981 N 200, а также Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР, утвержденных Приказом Минавтотранса РСФСР от 24.12.1987 N 176 (в редакции от 12.06.1990), требования по обеспечению безопасности движения на автобусных маршрутах утверждены в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 января 1974 г. N 31 “О дополнительных мерах по предупреждению дорожно-транспортных происшествий“ и определяют основные положения, направленные на предотвращение дорожно-транспортных происшествий на действующих и вновь открываемых маршрутах движения автобусов.

Безопасность движения на автобусных маршрутах является одной из основных задач на автомобильном транспорте при организации пассажирских перевозок.

Безопасность движения на автобусных маршрутах обеспечивается соблюдением комплекса требований, основными из которых являются, в том числе, обеспечение установленного режима труда и отдыха водителей.

Согласно ч. 1, 2 ст. 20, 23 Федерального закона “О безопасности дорожного движения“ от 10.12.1995 N 196-ФЗ, пп. 2.2, 2.3.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения, определены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, которые обязаны, в том числе:

организовывать работу водителей в
соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;

соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;

организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей.

В случаях, когда водитель начинает рабочий день (смену) или заканчивает его вне производственных территорий владельца автобусов (при осуществлении междугородных перевозок, на маршрутах большой протяженности, специальных перевозок, при смене водителей на линии и т.п.), владелец автобуса обязан обеспечить проведение указанных медосмотров через автовокзалы, автостанции и иных юридических лиц, обладающих соответствующей базой.

Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается в какой бы то ни было форме понуждать или поощрять водителей транспортных средств к нарушению ими требований безопасности дорожного движения.

Кроме того, Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденное Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 N 27, Требования по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденные Приказом Минтранса РФ от 30.03.1994 N 15, Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2 (в редакции от 18.07.2000), исполнение которых обязательно для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с перевозкой пассажиров автобусами и их обеспечивающих, указывают на следующее.

Основными задачами юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по обеспечению безопасности дорожного движения являются выполнение установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ требований к уровню квалификации, состоянию здоровья, поведению при участии в дорожном движении, режимам труда и отдыха водителей автобусов (обеспечение профессиональной надежности водительского состава); обеспечение безопасных условий перевозок пассажиров и грузов.

Режимы труда и отдыха водителей устанавливаются в соответствии с нормами, определяемыми трудовым
законодательством и Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей: с учетом этих норм должны быть составлены графики работы водительского состава, расписания и графики движения транспортных средств в городском, пригородном и междугородном сообщении, организованы контроль за соблюдением установленного режима работы водителей, ведение документации по учету рабочего времени и времени отдыха.

Организация обязана обеспечить условия для питания и отдыха водителей на маршрутах регулярных перевозок. При этом контроль за соблюдением установленного законодательством РФ режима труда и отдыха водителей осуществляется владельцами автобусов.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Приказ Минтранса РФ N 15 имеет дату 20.08.2004, а не 20.08.2005.

Согласно пп. 9, 11 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20.08.2005 N 15, при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, при суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.

Как следует из материалов дела, в ходе проверки установлено, что предпринимателем не введен с учетом мнения представительного органа суммированный учет рабочего времени, следовательно, в соответствии с п. 7 Положения “Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей“, утвержденного Приказом Минтранса РФ N 15 от 20.08.2004, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов. Согласно путевым листам водитель Б. совершил ДТП на 14-м часу работы, водитель К. 28.02.2007 отработал за смену 13 часов 10 минут, водитель Е. отработал за смену 13 часов.

Кроме того, проверкой установлено, что
водителем Б. в день совершения ДТП не пройден предрейсовый осмотр.

Также в ходе проверки предпринимателем не представлен паспорт маршрута.

П. 76 Устава предусматривает, что движение автобусов и таксомоторов на маршрутах осуществляется по расписанию. Обязанность владельцев автобусов составлять и утверждать (согласовывать) с органами местного самоуправления расписания движения на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок предусмотрена в параграфе 5 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР, утвержденных Приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР N 176 от 24.12.1987 (в редакции от 12.06.1990 N 63), и в пунктах 5.2.1, 5.2.2, 5.2.3 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Министерства транспорта РФ от 08.01.1997 N 2 (в редакции от 18.07.2000 N 75).

Согласно положениям Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Минавтотранса РСФСР от 31.12.1981 N 200, Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР, утвержденных Приказом Минавтотранса РСФСР от 24.12.1987 N 176 (в редакции от 12.06.1990), перед открытием автобусного маршрута предприятия и организации создают по согласованию с местными Советами народных депутатов комиссии с участием представителей дорожных органов и Государственной автомобильной инспекции.

Владельцы автобусов обязаны составить и утвердить на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков; разрабатывать графики (расписания) движения на основе определения нормативных значений скоростей движения автобусов на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами, с учетом соблюдения режимов труда и отдыха водителей, регламентируемых действующими нормативными документами; обеспечить каждого водителя, выполняющего регулярные автобусные перевозки, графиком движения на маршруте с указанием времени и мест остановок в пути на отдых, обед и ночлег, схемой маршрута с указанием опасных
участков (в случае рейсов большой протяженности).

Владельцы автобусов, осуществляющие регулярные автобусные перевозки, должны проводить контроль выполнения всех рейсов, предусмотренных расписанием, анализировать причины возникающих отклонений и при необходимости корректировать расписания (изменять время движения на маршруте, его участках).

Требования по обеспечению безопасности движения на автобусных маршрутах утверждены в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 января 1974 г. N 31 “О дополнительных мерах по предупреждению дорожно-транспортных происшествий“ определяют основные положения, направленные на предотвращение дорожно-транспортных происшествий, на действующих и вновь открываемых маршрутах движения автобусов, которые обязательны, в том числе, для автотранспортных предприятий, управлений, министерств и организаций, эксплуатирующих автобусы, которые должны обеспечить безопасность движения и сохранность дорог.

Перевозки пассажиров автобусами в городском, пригородном, междугородном, межреспубликанском и международном сообщениях производятся по утвержденным маршрутам.

Общий порядок открытия автобусных маршрутов и их классификация определяются названным выше Уставом автомобильного транспорта РСФСР, а также иными нормативными актами.

Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденным Приказом Министерства транспорта РФ от 08.01.1997 N 2, требования которого обязательны, в том числе, для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с перевозкой пассажиров автобусами или их обеспечивающих, определено следующее:

С целью оценки соответствия технического состояния и уровня содержания автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов, паромных переправ, их инженерного оборудования требованиям безопасности движения комиссией, утвержденной соответствующими органами исполнительной власти, производится обследование автобусных маршрутов перед их открытием и в процессе эксплуатации - не реже двух раз в год (к осенне-зимнему и весенне-летнему периоду) в порядке, определяемом действующими законодательными и иными нормативными правовыми документами.

Соответствие маршрутов требованиям безопасности движения определяется на основании информации о маршруте, предоставляемой владельцем автобусов, осуществляющим
перевозку пассажиров на обследуемом маршруте; данных о дорожных условиях на маршруте (параметрах и состоянии проезжей части, обочин, элементах плана и профиля дороги, интенсивности и составе движения, состоянии искусственных сооружений, железнодорожных переездов, паромных переправ, наличии средств организации движения и т.п.), представляемых дорожными, коммунальными и другими организациями, в ведении которых находятся дороги, искусственные сооружения, железнодорожные переезды и т.д.; сведений о местах концентрации дорожно-транспортных происшествий, их причинах, представляемых органами Государственной автомобильной инспекции; непосредственного обследования путем визуального осмотра и инструментальных измерений в процессе проведения контрольных проездов по маршруту.

Таким образом, паспорт автобусного маршрута является основным документом, характеризующим: маршрут, наличие линейных сооружений, остановочных пунктов, расстояния между ними, стоимость проезда, состояние дороги, а также работу автобусов на маршруте с момента его открытия.

Далее, в соответствии с п. 3.1.2 Положения “Об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов“, утвержденного Приказом Минтранса РФ N 27 от 09.03.1995, организация осуществляет учет данных о квалификации водителя, общем стаже его водительской деятельности и на определенных типах транспортных средств, сроках прохождения медицинского освидетельствования.

Согласно пп. 2.1, 2.2 Положения “Об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами“, утвержденного Приказом Министерства транспорта РФ от 08.01.1997, основные требования по подготовке водителей, условия и порядок получения права на управление автобусами определяется Федеральным законом “О безопасности дорожного движения“ от 10.12.1995 N 196-ФЗ.

К основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности, в том числе, относятся организация занятий по повышению профессионального мастерства водителей; проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей; регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей; соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда
и отдыха водителей.

В силу пп. 3.1, 3.2 названного Положения техническое состояние и оборудование автобусов должны отвечать установленным требованиям безопасности движения. Владельцы автобусов обязаны обеспечить проведение государственного технического осмотра, технического обслуживания и ремонта автобусов в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами.

П. 2.3.4 Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденного Министерством автомобильного транспорта РСФСР 20.09.1984, определено, что для соблюдения периодичностей технического обслуживания, установленных нормативами, планирование ТО-1 осуществляется преимущественно с учетом фактического пробега.

Проверкой установлено, что предпринимателем в нарушение вышеперечисленных нормативных актов не соблюдаются лицензионные условия и требования.

В соответствии с п.п. “а“ п. 5 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 г. N 637, грубым нарушением лицензиатом лицензионных требований и условий является нарушение, в результате которого произошло дорожно-транспортное происшествие, повлекшее человеческие жертвы, причинение тяжкого вреда здоровью, причинение средней тяжести вреда здоровью не менее 5 человек.

Предпринимателем не отрицается вина водителя Б. в совершении ДТП, повлекшего смерть человека, между тем, он считает, что причиной совершения ДТП явилось нарушение водителем п. 12.8 Правил дорожного движения, на основании которого водитель может покидать свое место или оставлять транспортное средство, если им приняты необходимые меры, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства или использование его в отсутствие водителя.

Кроме того, предприниматель отрицает все вышеперечисленные нарушения, за исключением того, что смена водителей превышает 8 часов.

Однако материалами дела данные доводы опровергаются.

Таким образом, Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденное Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 N 27, Требования по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденные Приказом Минтранса РФ от 30.03.1994 N 15, Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденное Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2 (в редакции от 18.07.2000), и иные вышеперечисленные нормативные акты, исполнение которых обязательно для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с перевозкой пассажиров автобусами и их обеспечивающих, указывают на следующее.

Основными задачами юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по обеспечению безопасности дорожного движения являются выполнение установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ требований, в том числе обеспечение безопасных условий перевозок пассажиров и грузов.

Следовательно, предприниматель, нарушив требования законодательства в области безопасности дорожного движения и регулирования перевозки пассажиров автотранспортом, допустил нарушение лицензионных условий, в связи с чем по его вине совершено ДТП, повлекшее гибель человека.

Поскольку деятельность лицензиатов по перевозке пассажиров связана с эксплуатацией источников повышенной опасности, то при осуществлении такого вида деятельности они обязаны неукоснительно соблюдать установленные законодательством требования и условия.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что предпринимателем нарушены указанные выше требования нормативных правовых актов, в связи с чем его действия правомерно квалифицированы как административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

Учитывая изложенное, вынесенное решение суда первой инстанции является законным, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, необоснованны и не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Пермского края от 13.04.2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.