Решения и определения судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2007 N 17АП-2702/07-АК по делу N А60-34092/2006-С5 С предприятия в доход регионального бюджета взыскана плата за нетрудоустроенных инвалидов, при этом доводы о затруднительном материальном положении не приняты во внимание, так как это обстоятельство не является основанием для освобождения от внесения платы.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

от 23 мая 2007 г. Дело N А60-34092/2006-С5 17АП-2702/07-АК“

(извлечение)

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев в заседании суда апелляционную жалобу ЗАО “П“ на решение от 05.03.2007 по делу N А60-34092/2006-С5 Арбитражного суда Свердловской области по заявлению Министерства энергетики и труда Свердловской области к ЗАО “П“ о взыскании 1037272 руб.,

УСТАНОВИЛ:

Министерство энергетики и труда Свердловской области обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о взыскании с ЗАО “П“ в доход областного бюджета задолженности по ежемесячной обязательной плате за нетрудоустроенных инвалидов за период с июня 2003 г. по декабрь 2004
г. в сумме 1037272 руб.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 05.03.2007 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись частично с решением суда, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части взыскания задолженности за 2004 г., поскольку ежемесячная обязательная плата не была уплачена по причине тяжелого финансового положения на протяжении всего 2004 г., что подтверждается приказами о простое и приказом об остановке производства, задолженность по зарплате составила 12709000 руб., кредиторская задолженность - 138568000 руб. В 2004 г. предприятие не осуществляло прием работников, невозможно было исполнить обязанность по трудоустройству инвалидов на квотируемые места, а также перечислить обязательную плату.

Министерство энергетики и труда Свердловской области, извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя для участия в судебном заседании не направило, что в порядке п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие. Представило письменный отзыв на жалобу, согласно которому решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, оснований для его отмены не усматривает, против доводов жалобы возражает.

Законность и обоснованность оспариваемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со ст. 266 АПК РФ, п. 5 ст. 268 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы при отсутствии возражений сторон.

Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение соответствует действующему законодательству, оснований для его отмены не имеется.

Согласно ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ (в редакции Федерального закона от 29.12.2001 N 188-ФЗ) организациям, численность работников в которых составляет более 30 человек, устанавливается
квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Механизм установления квоты в организациях определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов работодатели ежемесячно вносят в бюджеты субъектов Российской Федерации обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты. Размеры и порядок внесения работодателями указанной платы определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 24 названного Федерального закона работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: 1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; 2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; 3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

То есть согласно статье 24 вышеуказанного Закона на работодателя возложена обязанность в соответствии с установленной квотой создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов.

Обязательная плата установлена как альтернатива созданию квотируемых рабочих мест. Принцип альтернативности в данном случае предполагает невозможность создания или выполнения квоты.

Постановлением Правительства Свердловской области от 14.04.2003 N 200-ПП (действующим до 01.01.2005) установлен для организаций с численностью работников более 30 человек дифференцированный размер квоты для приема на работу инвалидов.

Согласно п.п. 3 пункта 1 Постановления Правительства Свердловской области N 277-ПП “О внесении изменений в областную государственную целевую программу “Развитие учреждений социальной защиты и неотложные меры социальной поддержки населения Свердловской области на 2003 год“, работодатели, не выполняющие квоту по приему на работу инвалидов, ежемесячно вносят в областной бюджет обязательную плату за каждого нетрудоспособного инвалида в пределах установленной квоты
в размере 2066 руб. Сумма обязательной платы за нетрудоустроенных в пределах квоты инвалидов исчисляется работодателями самостоятельно ежемесячно, исходя из количества инвалидов, подлежащих трудоустройству в счет квоты, с учетом трудоустроенных или уже работающих в организации и размера платы.

Постановлением Правительства Свердловской области от 05.04.2004 N 227-ПП “О размере обязательной платы за невыполнение установленных квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области в 2004 году“ обязательная плата установлена в размере 2354 руб.

Верховным Судом РФ в определении от 10.03.2004 по делу N 45-Г04-1 об оспаривании Постановления Правительства Свердловской области от 08.05.2003 N 277-ПП проанализировано соотношение установленного обязательного платежа с обязанностью создания или выделения рабочих мест для инвалидов, предусмотренной ст. 24 ФЗ РФ N 181-ФЗ. При этом для возникновения у общества альтернативной обязанности по ежемесячному внесению в бюджет обязательной платы необходимо либо наличие отказа общества как работодателя в приеме на работу инвалидов, либо отсутствие таковых, либо невозможность создания условий, предусмотренных ст. 24 ФЗ РФ N 181-ФЗ.

Обязательные платежи отменены в связи с изменением ст. 21 Федерального закона “О социальной защите прав инвалидов в РФ“ Федеральным законом N 122-ФЗ от 22.08.2004 (вступившим в действие с 01.01.2005).

Поскольку указанные изменения вступили в силу с 01.01.2005, следовательно, до этого времени работодатели обязаны были вносить плату в бюджет за каждого нетрудоустроенного инвалида независимо от того, обращался он в организацию за трудоустройством или нет, так как обязательность такой платы была установлена федеральным законом, действующим на период спорных отношений.

Обществом не оспаривается факт невыполнения обязанности по созданию или выделению рабочих мест для инвалидов во исполнение положений федерального и областного
законодательства, при этом оно указывает на невозможность выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов по причине тяжелого финансового положения.

При этом закон не рассматривает отсутствие возможности трудоустройства инвалидов в качестве основания для освобождения от внесения названной платы, напротив, согласно ст. 21 Федерального закона “О социальной защите прав инвалидов в РФ“ невозможность выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов является основанием возникновения обязанности по ежемесячному внесению в бюджеты субъектов Российской Федерации обязательной платы за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты.

Обществу за 2004 г. доначислена плата в размере 615808 руб., правильность ее исчисления обществом не оспаривается.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы не имеется, решение суда от 05.03.2007 является обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь ст. 258, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.03.2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.