Решения и определения судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2007 N 17АП-1600/07-АК по делу N А50-21548/2006-А11 Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг производится исполнителем только после предварительного письменного предупреждения (уведомления) потребителя.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

от 2 мая 2007 г. Дело N А50-21548/2006-А11 17АП-1600/07-АК“

(извлечение)

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью “С“ на решение от 05.02.2007 по делу N А50-21548/2006-А11 Арбитражного суда Пермского края по заявлению общества с ограниченной ответственностью “С“ к Территориальному управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю об отмене постановления о привлечении к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Пермской области обратилось общество с ограниченной ответственностью “С“ с заявлением об отмене постановления Управления Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю от 03.10.2006 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 05.02.2007 оспариваемое постановление отменено в части назначения наказания в сумме, превышающей 7500 руб.

Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит принятый судебный акт отменить по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе.

Ответчик представил письменный отзыв с возражениями против доводов апелляционной жалобы, оснований для отмены судебного акта не усматривает.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Исследовав материалы дела, заслушав представителя ответчика, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит.

Как следует из материалов дела, на основании предварительного акта от 28.07.2006, акта по результатам мероприятий по контролю от 25.08.2006 и других доказательств, полученных в ходе проведения проверки, должностным лицом административного органа 19.09.2006 составлен протокол об административном правонарушении в отношении ООО “С“ (л.д. 16, 43, 56).

Основанием для составления протокола послужили факты неуведомления граждан о предстоящем приостановлении подачи электроснабжения, неинформирования потребителей услуг об исполнителе, оказывающем коммунальные услуги, тарифах и ценах на услуги, о правилах предоставления коммунальных услуг, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения материалов дела постановлением административного органа N 2604 от 03.10.2006 общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере
10000 руб. (л.д. 8-11).

Не согласившись с указанным постановлением, организация обратилась с заявлением о его отмене в арбитражный суд.

При разрешении спора суд первой инстанции исходил из наличия в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, отсутствия обстоятельств, отягчающих административную ответственность, соблюдения административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.

Выводы суда являются правильными и соответствуют материалам дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Согласно ст. 8 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 “О защите прав потребителей“ (далее - Закон РФ “О защите прав потребителей“) потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Эта информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей.

В силу п. 1 ст. 9 Закона РФ “О защите прав потребителей“ изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать: цену в рублях и условия
приобретения товаров (работ, услуг); адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера); информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг). Информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг) (пп. 1, 2, 3 ст. 10 Закона РФ “О защите прав потребителей“).

Пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила), установлено, что действие Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.

Исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы (п. 3 Правил).

На основании пунктов 37, 38 Правил плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов. В платежном документе указываются: почтовый адрес помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилий, имен и отчеств граждан), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов -
сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя); наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования; указание на оплачиваемый месяц, наименование оплачиваемых коммунальных услуг, значения тарифов (цен) на коммунальные услуги, социальной нормы потребления, если такая норма установлена, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов или отведенных сточных вод; объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов и отведенных сточных вод; сведения об изменениях размера платы за коммунальные услуги с указанием оснований; сведения о размере задолженности перед исполнителем за предыдущие периоды; сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме); другие сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации и договором.

В соответствии с подпунктом “п“ п. 49 Правил исполнитель обязан предоставить потребителю информацию об исполнителе, в том числе: наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, фамилия, имя и отчество руководителя, а для индивидуального предпринимателя - дополнительно сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа (указываются в договоре, а также размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов); адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб
(указываются в договоре, а также размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов); размеры тарифов на коммунальные услуги, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, на основании которых применяются тарифы (размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов); порядок и форма оплаты коммунальных услуг (указываются в договоре, а также размещаются на доске объявлений в помещении исполнителя в месте, доступном для всех посетителей); информация о настоящих Правилах (указываются в договоре, а также размещаются на доске объявлений в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей).

Пунктами 79, 80, 81 Правил установлено, что исполнитель вправе без предварительного уведомления потребителя приостановить предоставление коммунальных услуг только в случае возникновения или угрозы возникновения аварийных ситуаций на оборудовании или сетях, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение, в случае возникновения стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения. Во всех остальных случаях приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг производится исполнителем только после предварительного письменного предупреждения (уведомления) потребителя.

Из материалов дела следует, что на основании договора аренды с правом выкупа здания жилого дома от 13.03.2006 обществу передан в срочное возмездное владение и пользование заселенный 5-этажный жилой дом (здание общежития), включая цокольный этаж, с встроенными жилыми и нежилыми помещениями, расположенный по адресу: г. Пермь, ул. Коспашская, 13 (л.д.
70-76).

В соответствии с условиями договора общество обязано содержать места общего пользования, инженерного оборудования и придомовой территории арендуемого здания и обеспечивать граждан, проживающих в доме, жилищно-коммунальными и прочими услугами. Обязано заключать договоры на предоставление жилищно-коммунальных услуг с предприятиями-поставщиками данных услуг, производить гражданам начисление платежей за найм, текущий ремонт, содержание и обслуживание здания, предоставление коммунальных услуг.

На основании договоров, заключенных с гражданами, заявитель обеспечивает нанимателей жилых помещений общежития необходимыми жилищно-коммунальными услугами, производит начисление и взимает плату за оказанные коммунальные услуги.

По результатам проведенной проверки установлено, что общество, являясь исполнителем услуг, без предварительного уведомления потребителей приостановило подачу электроэнергии, не разместило на досках объявлений, расположенных в подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, не довело до сведения потребителей иным способом информацию об исполнителе (о его наименовании, месте нахождения, государственной регистрации, руководителе, режиме работы), об адресах и номерах телефонов диспетчерской и аварийной служб, о ценах и тарифах на коммунальные услуги, о правилах предоставления услуг гражданам.

Также исполнитель в предъявляемых нанимателям жилых помещений счетах-извещениях не указывал информацию о наименовании оплачиваемых коммунальных услуг, ценах на услуги и объеме потребленных коммунальных ресурсов.

Факты перечисленных нарушений подтверждаются предварительным актом от 28.07.2006, актом по результатам мероприятий по контролю от 25.08.2006, протоколом об административном правонарушении N Ф1665 от 19.09.2006, копиями счетов-извещений на возмещение убытков за фактическое пользование жилым помещением (л.д. 16, 43, 56, 97).

Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что действия заявителя образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, является правильным, соответствующим материалам дела.

Также соответствует материалам дела вывод суда об отсутствии доказательств, свидетельствующих
о наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность заявителя. С учетом этого обстоятельства, а также характера совершенного правонарушения, судом правомерно снижен размер наложенного на общество штрафа до 7500 руб.

Доводы общества, приведенные в апелляционной жалобе, о том, что на него не распространяются требования Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании закона.

Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.

О времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 19.09.2006 директор общества извещен телеграммой от 13.09.2006 (л.д. 65, 66). Права, предусмотренные КоАП РФ, лицу, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении, разъяснены. Протокол об административном правонарушении и определение о времени и месте рассмотрения материалов административного дела получены заявителем заблаговременно (л.д. 67-69). Факт первоначального составления протокола об административном правонарушении 12.09.2006 не нарушает прав и законных интересов заявителя. Протокол от 12.09.2006 был составлен в присутствии представителя, действующего по доверенности, выданной обществом, копия протокола вручена этому представителю юридического лица. Поскольку законный представитель общества на составление протокола не явился, административный орган, в интересах привлекаемого к ответственности лица, еще раз пригласил его на составление протокола и, убедившись о надлежащем извещении лица, составил протокол в его отсутствие. При этом содержание двух протоколов является идентичным.

Ссылка заявителя на нарушение проверяющими сроков, установленных для осуществления контрольных мероприятий, сама по себе не может являться основанием для признания постановления о привлечении к административной ответственности незаконным.

Доводы организации о нарушении проверяющими положений ст. 13 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)“ судом апелляционной инстанции отклоняются.

Пунктами 4 и
5 ст. 7 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ установлено, что в целях проверки выполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований органом государственного контроля в пределах своей компетенции проводятся плановые и внеплановые проверки. Внеплановые мероприятия по контролю проводятся органами государственного контроля (надзора), в том числе в случае обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и(или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

Из материалов дела следует, что вменяемые организации правонарушения были выявлены в результате внеплановой проверки, проведенной в связи с получением сведений о нарушении прав потребителей от органов государственной власти и местного самоуправления, что отражено в распоряжениях о проведении мероприятий по контролю N 2060, 2266.

Судом учтено, что согласно ст. 8 Закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ, устанавливающей ограничения по проведению мероприятий контроля, должностные лица органов государственного контроля (надзора) не вправе осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей. Однако указанное правило не распространяется на проведение внеплановых проверок.

Суд апелляционной инстанции исследовал вопрос о возможности применения в данном случае положений ст. 2.9 КоАП РФ о малозначительности и пришел к следующим выводам.

Согласно п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“ при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из
оценки конкретных обстоятельств его совершения.

Обстоятельств, позволяющих признать данное правонарушение малозначительным, судом не установлено.

Характер совершенного правонарушения, степень общественной опасности и ущерба, причиненного охраняемым государством интересам, не позволяют сделать вывод о малозначительности совершенного предприятием административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Пермского края от 5 февраля 2007 г. по делу N А50-21548/2006-А11 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО “С“ - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.