Решения и определения судов

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2007 по делу N А48-4768/06-2 Отсутствие сопроводительных документов, подтверждающих легальность реализуемой алкогольной и спиртосодержащей продукции, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 ст. 14.16 КоАП РФ.

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 февраля 2007 г. по делу N А48-4768/06-2

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2007 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 16 февраля 2007 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО Э. на решение Арбитражного суда Орловской области от 07.11.2006 по делу N А48-4768/06-2,

установил:

общество с ограниченной ответственностью Э. (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о признании незаконным постановления ИФНС РФ по З-му району г. Орла N 187 от 17.10.2006 о привлечении к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.

Решением суда от 07.11.2006 в удовлетворении заявленных
требований отказано.

В апелляционной жалобе Общество просит указанное решение отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.

В судебное заседание стороны не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.

Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. 156 АПК РФ.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, 05.10.2006 сотрудниками ИФНС РФ по З-му району г. Орла России по Ц-му району г. Липецка проведена проверка исполнения ООО Э. требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов (или) расчетов с использованием платежных карт“ и требований законодательства, регулирующего производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в принадлежащем ему магазине Л., расположенном по адресу: г. Орел, ул. Ч., д. N.

В ходе данной проверки выявлен факт непредставления продавцом при реализации алкогольной продукции документов, подтверждающих легальность оборота указанной продукции, а именно ТТН, копий справок (разделы “А“ и “Б“) к ТТН.

06.10.2006 Инспекцией в отношении Общества был составлен протокол N 355 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.

Постановлением от 17.10.2006 N 187 ООО Э. привлечено к административной ответственности, на основании части 3 статьи 14.16 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 30000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно руководствовался следующим.

Частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей
продукции в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

Согласно ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ запрещается оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, подтверждающих легальность их производства и оборота.

В соответствии со ст. 10.2 данного Закона оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: 1) ТТН; 2) справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции); 3) справки, прилагаемой к ТТН (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории РФ); 4) уведомления (для этилового спирта, в т.ч. денатурата, и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60% объема готовой продукции).

Во исполнение данного Федерального закона Правительством РФ принято Постановление N 864 от 31.12.2005 “О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию“, которым установлена Форма справки и Правила ее заполнения.

В соответствии с данными Правилами (в редакции, действовавшей на момент проверки) справка заполняется с данными товарно-транспортной накладной при каждой последующей оптовой реализации (передаче) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - продукция) последним собственником (отправителем) на каждую партию отгружаемой продукции.

Организация - производитель продукции заполняет при ее отгрузке разделы “А“ и “Б“ справки по утвержденной форме, за исключением указания фамилии, имени, отчества и должности уполномоченного лица организации-покупателя, и заверяет данные, указанные в разделе “А“ и левой части раздела “Б“ справки, подписью уполномоченного лица и
своей печатью. Организация-покупатель при поступлении продукции от производителя заверяет относящиеся к этой организации данные в обоих разделах справки подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью. При каждой последующей реализации продукции организацией-продавцом заполняется только раздел “Б“ справки. При этом организация-продавец заполняет обе части раздела “Б“, заверяя подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью данные, указанные в левой части раздела. При получении алкогольной продукции организация-покупатель заверяет данные, указанные в правой части раздела “Б“, подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью.

Раздел “Б“ справки заполняется с соблюдением следующих требований:

в левой части раздела указываются реквизиты и данные организации-продавца;

в правой части раздела при заполнении справки организацией-продавцом указываются реквизиты и данные организации-покупателя. При заполнении справки все записи, а также оттиски печатей на ней должны быть четкими и ясными.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 2 статьи 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ, а не пункт 2 статьи 3.

Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, в силу п. 2 ст. 3 Закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ считается продукцией, находящейся в незаконном обороте.

Согласно п. 139 Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 “Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров“ (в ред. Постановления Правительства РФ от 08.02.2006 N 80) на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: ТТН; копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации (для импортируемой алкогольной продукции); копию справки, прилагаемой к ТТН (на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории РФ).

В п. 1 Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 указано, что упомянутые
выше Правила утверждены в соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 “О защите прав потребителей“, ст. 10 которого предусматривает, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Факт совершения ООО Э. правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, а именно отсутствие документов, подтверждающих легальность реализуемой продукции на момент проведения проверки, установлен судом и подтверждается представленными материалами дела, а именно, актом N 000082 от 05.10.2006, протоколом N 355 от 06.10.2006.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При реализации алкогольной продукции не соответствующей требованиям действующего законодательства у ООО Э. имелась возможность изъять из оборота указанную продукцию. Однако Обществом не были приняты все зависящие от него меры для устранения названного нарушения, что свидетельствует о наличии в его действиях вины.

Ссылка ООО Э. на нарушение Инспекцией процедуры привлечения к административной ответственности правомерно признан судом несостоятельным, поскольку нарушения, указанные Обществом согласно нормам действующего законодательства не являются существенными.

Довод Общества о том, что проведение проверки, составление протокола об административном правонарушении и вынесение постановления о наложении административного наказания произведено Инспекцией с превышением полномочий правомерно отклонен судом как противоречащий требованиям ч. 2, ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении
государственного контроля (надзора)“, ст. 2, ст. 23, ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“.

Таким образом, установив, что в действиях ООО Э. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, суд обосновано пришел к выводу о законности вынесенного ИФНС РФ по г. Орлу постановления от 17.10.2006 N 187.

Доводы, изложенные Обществом в апелляционной жалобе, признаются судом несостоятельными, поскольку противоречат нормам действующего законодательства и представленным материалам дела.

Учитывая вышеизложенное, апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права.

Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Орловской области от 07.11.2006 по делу N А48-4768/06-2 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа.