Решения и определения судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2007 N 17АП-1411/2007-АК по делу N А71-8427/2006-А25 Неисполнение страхователем обязанности представить положения о подразделениях, свидетельствующих об осуществлении видов экономической деятельности, которые не являются основными для страхователя, говорит о правомерности отказа в отнесении подразделений страхователя к самостоятельным классификационным единицам.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

от 19 марта 2007 г. Дело N 17АП-1411/2007-АК“

(извлечение)

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев в заседании суда апелляционную жалобу заявителя - ОАО “Б“ - на решение от 12.01.2007 по делу N А71-8427/2006-А25 Арбитражного суда Удмуртской Республики по заявлению ОАО “Б“ к ответчикам - региональному отделению Фонда социального страхования РФ по УР (г. Ижевск), Фонду социального страхования РФ (г. Москва) - об оспаривании действий,

УСТАНОВИЛ:

ОАО “Б“ (далее - заявитель, предприятие) обратилось в арбитражный суд с требованием о признании незаконными действий регионального отделения Фонда социального страхования РФ по УР и Фонда социального
страхования РФ, выразившихся в отказе выделения подразделений ОАО “Б“ в самостоятельные классификационные единицы.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12.01.2007 в удовлетворении заявленных требований ОАО “Б“ отказано.

Заявитель с решением суда первой инстанции не согласен и по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, просит его отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.

Заинтересованные лица с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласны, просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ).

Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Как следует из материалов дела, ОАО “Б“ 12.04.2006 обратилось в филиал N 4 (Глазовский) ГУ “Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по УР“ с заявлением о выделении подразделений страхователя - “Станция технического обслуживания и механизации животноводческих ферм“, “Автопарк“, “Котельная“, “Станция технического обслуживания автомобилей“, “Финансово-техническая служба“ в самостоятельные классификационные единицы в составе страхователя и отнесении к видам экономической деятельности (л.д. 7). К заявлению приложен приказ от 24.12.2003 N 1-158П о создании структурных подразделений в составе ОАО “Б“ (л.д. 8).

Письмом от 28.07.2006 N 14-04-23/2718 филиал N 4 (Глазовский) ГУ “Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по УР“ со ссылкой на письмо от 26.06.2006 N 02-10/03-4646 Фонда социального страхования РФ уведомил ОАО “Б“ об отказе в выделении подразделений страхователя в самостоятельные классификационные единицы в связи с непредставлением положений по структурным подразделениям (л.д. 9).

Отказав в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил
из того, что обществом нарушены требования п. 8 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами (далее - Порядок), утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.01.2006 N 55.

Данный вывод суда соответствует обстоятельствам дела, является законным и обоснованным.

Порядок отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска в целях установления страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлен Правилами отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 N 713.

В соответствии с п. 11 Правил основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

В соответствии с п. 8 вышеуказанного Порядка для отнесения подразделений страхователя к самостоятельным классификационным единицам и подтверждения видов экономической деятельности данных подразделений страхователь ежегодно, одновременно с подтверждением основного вида экономической деятельности, представляет в исполнительный орган фонда по месту своей регистрации заявление о выделении подразделений страхователя в самостоятельные классификационные единицы в составе страхователя по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку и копии документов, подтверждающих осуществление подразделениями страхователя видов экономической деятельности, которые не являются основным видом экономической деятельности страхователя, регламентирующих учет финансово-хозяйственной деятельности страхователя.

В силу п. 9 Порядка фонд в месячный срок с даты представления документов, указанных в пункте 8 настоящего Порядка, рассматривает их на предмет соответствия требованиям,
указанным в п. 7 настоящего Порядка, и о результатах рассмотрения, согласованных с Минздравсоцразвития России, информирует исполнительный орган фонда по месту регистрации страхователя.

По результатам рассмотрения исполнительный орган фонда в двухнедельный срок уведомляет страхователя об установленных с начала текущего года размерах страхового тарифа, соответствующих классам профессионального риска, по каждой самостоятельной классификационной единице.

Как установлено судом первой инстанции, ОАО “Б“, являющееся страхователем по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, 12 апреля 2006 г. представило в исполнительный орган Фонда социального страхования по месту своей регистрации заявление об отнесении подразделений к самостоятельным классификационным единицам в составе страхователя, а также представлена копия приказа от 24.12.2003 N 1-158П о создании структурных подразделений в составе ОАО “Б“.

Однако предусмотренная п. 8 вышеназванного Порядка обязанность страхователя представить положения о подразделениях, свидетельствующие об осуществлении видов экономической деятельности, не являющихся основными видами экономической деятельности страхователя, не была выполнена заявителем.

Положения о подразделениях ОАО “Б“ в филиал N 4 (Глазовский) ГУ “Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по УР“ представлены не были.

Таким образом, отказ ответчиков в выделении подразделений ОАО “Б“ в самостоятельные классификационные единицы в связи с нарушением заявителем требований п. 8 Порядка судом первой инстанции признан правомерно.

Судом первой инстанции правомерно не принят довод заявителя о том, что п. 8 Порядка ухудшает положение страхователя, в силу ст. 5 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) вступил в законную силу после подачи обществом заявления в Фонд социального страхования и не имеет обратной силы.

В соответствии с п. 9 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 “О порядке опубликования и вступления в силу
актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти“ нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в “Российской газете“ в течение 10 дней после дня их регистрации, а также в бюллетене нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

В Приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.01.2006 N 55 не установлен специальный порядок вступления его в законную силу.

Также порядок вступления в законную силу приказа не регулируется ч. 1 ст. 5 НК РФ, в соответствии с которой акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

В силу ст. 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению, и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах и сборах“ взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не включаются в состав данного социального налога (взноса) и уплачиваются в соответствии с федеральным законом об этом виде социального страхования.

Следовательно, страховые взносы налогом не являются, а Порядок не относится к законодательству о налогах и сборах.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.01.2006 N 55
вступил в законную силу 26.03.2006.

На момент подачи заявления в Фонд социального страхования о выделении подразделений общества в самостоятельные классификационные единицы - 12.04.2006 - Порядок, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.01.2006 N 55, действовал.

Довод заявителя о том, что законодатель не устанавливает прямую связь между самостоятельными классификационными единицами страхователя и наличием Положения о структурных подразделениях подлежит отклонению.

Из содержания п. 9 Порядка следует, что только после представления документов, указанных в п. 8 настоящего Порядка, фонд рассматривает их на предмет соответствия требованиям, указанным в п. 7.

Следовательно, представление документов, указанных в п. 8, является необходимым условием для рассмотрения заявления страхователя о признании подразделений в качестве самостоятельных классификационных единиц.

Подтверждение видов экономической деятельности, структурных подразделений страхователя, следовательно, отнесение подразделения(ий) страхователя к самостоятельным классификационным единицам невозможно без Положения о структурном(ых) подразделении, в котором(ых) отражается основной вид экономической деятельности структурного подразделения, не являющийся основным видом экономической деятельности страхователя - юридического лица. Для разделения видов экономической деятельности на группы в зависимости от класса профессионального риска фонду необходимо проанализировать документы юридического лица - страхователя, в том числе структурного(ых) подразделения(ий) при выделении в самостоятельные классификационные единицы, к каковым законодатель относит в том числе Положение о подразделениях. К документам, регламентирующим учет финансово-хозяйственной деятельности в организации и характеризующим виды деятельности подразделений страхователя, как правило, относится учетная политика организации - приказ (выписка из приказа) об учетной политике или Положение о подразделениях организации, осуществляющих виды деятельности, независимые от основного вида деятельности страхователя.

ОАО “Б“ представлена в фонд копия приказа от 24.12.2003 N 1-158П “О создании структурных подразделений“, в котором отражены виды деятельности, закрепленные
за структурными подразделениями. Однако данные приказа не соответствуют данным заявления о выделении подразделений страхователя в самостоятельные классификационные единицы не только по перечню подразделений, но и по видам деятельности. Так, например, по подразделению СТО МЖФ в заявлении указан вид деятельности - предоставление услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию промышленного холодильного и вентиляционного оборудования, без указания места, объекта, где эти работы будут выполняться, в приказе же - ремонт и монтаж оборудования на животноводческих фермах и других объектах, техническое обслуживание, оборудование животноводческих ферм, строительство и ремонт (в том числе капитальный) жилых домов и других объектов недвижимости. Учитывая даты принятия и оформления документов (приказ от 24.12.2003, заявление от 12.04.2006), расхождения в отражении за данный период видов деятельности структурных подразделений ОАО “Б“, суд приходит к выводу, что на основании представленных обществом документов отнесение подразделений страхователя к самостоятельным классификационным единицам и подтверждения видов экономической деятельности данных подразделений фондом невозможно, поэтому отказ фонда правомерен.

Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции находит несостоятельными доводы апелляционной жалобы заявителя, отклоняет их.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12.01.2007 по делу N А71-8427/06-А25 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО “Б“ - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.