Решения и определения судов

Постановление президиума Санкт-Петербургского городского суда от 28.02.2007 N 44г-136/07 Установление размера ежемесячного пособия опекунам на несовершеннолетнего опекаемого находится в компетенции исполнительного органа власти субъекта Российской Федерации - в данном случае Правительства Ленинградской области. Рассмотрение иска о взыскании недоимки по опекунским пособиям в отсутствие извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания представителя Министерства финансов РФ, признанного судом надлежащим ответчиком, влечет направление дела на новое рассмотрение.

ПРЕЗИДИУМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 февраля 2007 г. N 44г-136/07

Президиум Санкт-Петербургского городского суда в составе:

председателя Епифановой В.Н.

и членов президиума Яковлевой Т.И., Богословской И.И., Черкасовой Г.А.

рассмотрел в судебном заседании от 28.02.2007 года гражданское дело по иску Лужского городского прокурора Ленинградской области в защиту интересов несовершеннолетних Б., <...> года рождения, В., <...> года рождения к Министерству финансов РФ, Комитету финансов Правительства Ленинградской области о взыскании недополученной суммы опекунских пособий,

на основании жалобы в порядке Министерства финансов РФ

и определения судьи Санкт-Петербургского городского суда Черкасовой Г.А. от 07.02.2007 года о передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции.

Заслушав доклад судьи Черкасовой Г.А., объяснения представителя
Минфина РФ Л. (дов. 78 ВЖ 324141 от 09.01.2007 года), Комитета финансов К. (дов. от 01.02.2007 года N 17-01/105),

Президиум

установил:

Прокурор Лужской городской прокуратуры Ленинградской области обратился в суд с иском в защиту интересов несовершеннолетних Б., <...> года рождения и В., <...> года рождения к Министерству финансов РФ и Комитету финансов Правительства Ленинградской области о взыскании в пользу Д. 59 224 рублей 20 копеек - суммы невыплаченных опекунских пособий на содержание опекаемых, образовавшейся за период с 01.01.2004 года по 31.12.2004 года, ссылаясь на то, что в соответствии с постановлением главы администрации МО “Лужский район“ Д. назначена опекуном несовершеннолетних и опекуну назначено денежное содержание на опекаемых, однако, выплата пособий за период с 01.01.2004 года по 31.12.2004 года производилась не в полном размере. Недоплата суммы опекунского пособия составила 59 224 рублей 20 копеек, которую прокурор просил взыскать с ответчиков солидарно.

Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 03 февраля 2006 года с Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Ленинградской области в пользу Д. взыскана сумма невыплаченного пособия на содержание опекаемых за период с 01.01.2004 года по 31.12.2004 года в размере 59 224 рублей 20 копеек. В остальной части в удовлетворении иска отказано.

В кассационном порядке дело не рассматривалось.

В надзорной жалобе представитель ответчика Министерства финансов РФ Управление Федерального казначейства по Ленинградской области просит отменить решение суда.

Определением судьи Санкт-Петербургского городского суда от 12.01.2007 года дело истребовано в Санкт-Петербургский городской суд.

Дело поступило в суд 29.01.2007 года и определением судьи от 07.02.2007 года передано для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции.

Президиум, проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной
жалобы и определения о передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции, выслушав лиц, участвующих в деле, считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.

Суд, удовлетворяя исковые требования прокурора и взыскивая недополученные суммы на содержание опекаемых детей, пришел к выводу о том, что надлежащим ответчиком является Министерство финансов РФ, поскольку выплата денежных средств на детей, находящихся под опекой, является государственным полномочием; субъект РФ - Ленинградская область свои обязанности по выплате опекунских пособий в размере возможного финансирования выполнил.

Президиум, проверив материалы дела, считает, что судом при рассмотрении дела были допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права.

Согласно ст. 34 ГК РФ органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления и, следовательно, все функции по осуществлению опеки и попечительства отнесены к компетенции органов местного самоуправления и являются вопросами местного значения.

В соответствии п. 5 ст. 150 СК РФ на содержание ребенка опекуну ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленном Правительством Российской Федерации.

Аналогичная норма содержится в ст. 5 Закона РФ “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо “...Приложениям N 1 - 1...“ имеется в виду “...Приложениям N 1 - 4...“.

Постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 года N 409 “О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“, установлены нормы материального обеспечения воспитанников детских домов согласно Приложениям N 1 - 1, которые
распространяются и на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку в семьи граждан.

Во исполнение указанного Постановления приказом Министерства образования РФ N 199 от 19.08.1999 года утверждено Положение о порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством), согласно п.п. 1 органы опеки и попечительства выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.

Статьей 1 Областного закона “Об органах опеки и попечительства в Ленинградской области“ (в ред. от 11.07.2001 года) установлено, что органами опеки и попечительства в Ленинградской области являются органы местного самоуправления. Согласно ч. 7 ст. 4 данного Закона выплата денежных средств на содержание подопечных относится к основным функциям органов опеки и попечительства.

Начиная с 1999 года, в областном бюджете Ленинградской области предусматривались средства на осуществление опеки и попечительства. Выплата указанных средств производилась согласно “Порядку финансирования ежемесячных пособий на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Ленинградской области“, ежегодно утверждаемому вице-губернатором - председателем комитета финансов Ленинградской области. На 2004 год данный Порядок утвержден не был.

В ст. 8 указанного Областного закона установлено, что исполнительный орган государственной власти Ленинградской области устанавливает нормативы финансирования подведомственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и размеры денежных средств, необходимых на содержание опекаемых с учетом региональных особенностей и требований Правительства РФ; финансирует подведомственные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также содержание опекаемых и детей, находящихся в приемных семьях.

В соответствии с ч. 3 ст. 3 Устава Ленинградской области высшим исполнительным органом власти Ленинградской области
является Правительство Ленинградской области, соответственно установление размера ежемесячного пособия опекунам на одно физическое лицо находится в его компетенции, размер указанных средств должен быть утвержден в форме распоряжения.

При разрешении спора судом не были приняты во внимание изложенные выше нормы материального права.

Также как следует из материалов дела, дело было рассмотрено в отсутствие представителя Министерства финансов РФ, не извещенного о времени и месте судебного заседания. В адрес суда была направлена телефонограмма с просьбой об отложении рассмотрения дела по существу в связи с отсутствием у представителя Управления Федерального казначейства по Ленинградской области надлежащим образом заверенной доверенности по представлению интересов Министерства финансов РФ. Однако, судом данное ходатайство было оставлено без внимания.

При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 387, 388, 390 ГПК РФ,

Президиум

постановил:

Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 03 февраля 2006 года отменить и дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.

Председатель:

ЕПИФАНОВА В.Н.