Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 25.12.2007, 20.12.2007 по делу N А26-4107/2007 Поскольку ответчик не является потребителем электроэнергии и отсутствие договора у ресурсоснабжающей организации с собственниками помещений или управляющей организацией не вызвано противоправным поведением ответчика, в удовлетворении иска о взыскании стоимости электроэнергии, потребленной без договора, отказано.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 25 декабря 2007 г. по делу N А26-4107/2007

Резолютивная часть решения объявлена 20 декабря 2007 года. Полный текст решения изготовлен 25 декабря 2007 года.

Арбитражный суд Республики Карелия

в составе:

судьи Пановой Т.Е.,

при ведении протокола судебного заседания помощником Соломоновой Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества “Прионежская сетевая компания“

к муниципальному образованию “Прионежский муниципальный район“ в лице Администрации Прионежского муниципального района

3-е лицо: общество с ограниченной ответственностью “Петростроймонтаж“

о взыскании 119 070 руб.

при участии в заседании:

от истца: Андрушко Е.В. - юрисконсульт,

от ответчика: Рыбакова Е.В. - специалист юридического отдела,

от 3-х лиц: Анушина А.Б. - юрисконсульт, Тикка Я.И. - юрисконсульт,

установил:

открытое акционерное
общество “Прионежская сетевая компания“ обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью “Петростроймонтаж“ о взыскании 119 070 руб. - стоимость электроэнергии, потребленной без договора на освещение мест общего пользования в жилых домах поселков Пай, Ладва и Мелиоративный, переданных ответчику в управление, за период с октября 2006 по март 2007 г.

Исковые требования мотивированы ссылками на пункты 11 и 151 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии..., N 530 от 31.08.2006 г.

Определением от 06 сентября 2007 г. к участию в деле в качестве ответчика привлечено муниципальное образование Прионежский муниципальный район в лице Администрации Прионежского муниципального района. Истец считает, что собственник муниципального жилого фонда обязан в порядке ст. 210 ГК РФ нести бремя содержания своего имущества. Поскольку договор на управление жилым фондом не был заключен в установленном законом порядке, истец полагает, что стоимость электроэнергии, отпущенной для освещения мест общего пользования, обязан оплатить собственник жилого фонда.

В ходе судебного разбирательства истец заявил отказ от иска к обществу с ограниченной ответственностью “Петростроймонтаж“, поскольку считает, что договор N 01/10 от 01.10.2006 на управление жилыми зданиями, заключенный между ООО “Петростроймонтаж“ и Администрацией Прионежского района, является ничтожным, поскольку в нарушение требований законодательства заключен без проведения конкурса. Просил привлечь ООО “Петростроймонтаж“ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора.

Рассмотрев заявленные ходатайства, суд посчитал, что в соответствии со ст. 49 АПК РФ истец вправе отказаться от иска. Поскольку такой отказ не противоречит закону и не нарушает права других лиц, суд принял отказ истца от иска к ООО “Петростроймонтаж“ и определением
от 15 ноября 2007 г. прекратил в отношении его производство по делу и привлек его к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора.

Ответчик, муниципальное образование Прионежский муниципальный район в лице Администрации Прионежского муниципального района, иск не признал и пояснил, что плата за освещение мест общего пользования относится к коммунальным платежам. Данную коммунальную услуги жителям домов оказывало энергоснабжающее предприятие ОАО “Карельская энергосбытовая компания“, которое не утратило право требовать с населения стоимость потребленной электроэнергии.

Представитель ОАО “Карельская энергосбытовая компания“, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, в судебном заседании пояснил, что электроэнергия поставляемая на освещение мест общего пользования в поселках Пай, Ладва и Мелиоративный за период с 01.10.2006 по 01.04.2007 г. ни с кого не взыскивалась и относилась на потери сетевой организации.

Заслушав представителей сторон, третьих лиц и исследовав материалы дела, суд считает, что иск удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Субъекты правоотношений, связанные между собой поставкой и потреблением электрической энергии, при взаимодействии должны руководствоваться Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. N 530 (далее - Правила).

Пунктом 11 указанных Правил предусмотрено, что обязательным условием оказания услуг по передаче электрической энергии является наличие заключенного покупателем и продавцом электрической энергии договора. Субъекты правоотношений, в том числе и потребитель, энергопринимающие устройства которого присоединены к электрическим сетям соответствующей сетевой организации, должны представлять сетевой организации сведения о покупателях электроэнергии и сведения о наличии (отсутствии, расторжении) договора.

Согласно п. п. 151, 152 Правил, субъекты электроэнергетики,
обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе и сетевые организации, вправе проводить проверки соблюдения потребителями условий заключенных договоров, определяющих порядок учета поставляемой электроэнергии, а также наличия оснований для потребления электрической энергией.

По факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии, на основании которого осуществляются расчеты за потребленную таким образом электроэнергию. Порядок составления акта установлен п. 152 Правил.

Таким образом, проведение проверки по факту бездоговорного потребления энергии истцом в данном случае было проведено правомерно.

Факт бездоговорного потребления электрической энергии, подаваемой для освещения мест общего пользования многоквартирных домов, подтверждается представленными в материалы дела актами от 01.02.2008, 01.03.2007 и 02.04.2007 г. (л.д. 47-48, 51).

Согласно актам, общий объем бездоговорного потребления электроэнергии указанными объектами на время проверки составил 79380 кВт/час.

Из смысла п. 120 Правил следует, что бездоговорное потребление электроэнергии потребителями, присоединенными к сетям сетевой организации, является для сетевой организации потерями, не учтенными в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке, и оплачиваются сетевыми организациями путем приобретения электроэнергии на розничном рынке у гарантирующего поставщика или у энергосбытовой организации в порядке и на условиях, предусмотренных этой же статьей.

Порядок определения объема потерь электрической энергии, приведенный в п. 121 Правил, по мнению суда, соблюден, в любом случае, соблюдение порядка не опровергнуто и не оспорено ответчиком.

Согласно п. 156 Правил, стоимость выявленного объема бездоговорного потребления электрической энергии взыскивается с лица, осуществлявшего бездоговорное потребление электроэнергии, сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства.

Поскольку предприятие истца является сетевой организацией, к сетям которого присоединены указанные объекты, то истец правомерно предъявил требование о взыскании стоимости потребленной без договора энергии
в свою пользу.

Поскольку бездоговорное потребление электроэнергии потребителями повлекло дополнительные, незапланированные потери для истца, как сетевой организации, то последней причинен ущерб (вред) тем лицом, которое потребило энергию без договора.

Согласно ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В данном случае суд не может согласиться с выводом истца о том, что вред причинен неправомерными действиями Муниципального образования “Прионежский муниципальный район“.

Министерство регионального развития Российской Федерации в письме от 18 июня 2007 г. N 11356-ЮТ/07 разъяснило, что количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг и Правилам установления нормативов должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу “электроснабжение“.

В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.

В соответствии с Жилищным кодексом РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам основанием предоставления коммунальных услуг гражданам, в данном случае электроснабжения, являются договоры, заключенные между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией (ТСЖ, ЖСК, ЖНК и т.п.), а при непосредственном управлении сами собственники помещений в многоквартирном доме обращаются для заключения договора в ресурсоснабжающей организации.

За период с 01.10.2006 по 01.04.2007 г. электрическая энергия для
освещения мест общего пользования в многоквартирные дома поселков Ладва, Пай и Мелиоративный подавалась при отсутствии договора с ресурсоснабжающей организацией.

Для взыскания убытков в порядке ст. 1064 ГК РФ необходимо наличие состава правонарушения: наличие убытков, противоправность поведения ответчика, и наличие причинно-следственной связи между поведением ответчика и возникшими убытками.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо “подп. 4 ч. 1 ст. 65“ имеется в виду “подп. 4 ч. 2 ст. 65“.

Истец считает, что противоправность поведения Муниципального образования “Прионежский муниципальный район“ заключается в неисполнении требований ст. 210 ГК РФ и подп. 4 ч. 1 ст. 65, подп. 5. ч. 1 ст. 67, ч. 2 ст. 163 Жилищного кодекса РФ

В судебном заседании установлено, что многоквартирные дома не являются муниципальной собственностью, поскольку большая часть квартир в них приватизирована.

Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 251-ФЗ “О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 18 Федерального закона “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации“, вступившим в силу с 31 декабря 2006 г., установлены сроки проведения органами местного самоуправления конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами.

На основании части 1 статьи 18 Вводного закона с 1 января 2007 г. возникает обязанность органов местного самоуправления приступить к проведению открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами. Предельный срок проведения органами местного самоуправления конкурсов 1 мая 2008 г.

При таких обстоятельствах, не проведение конкурса в период с 01 октября 2006 г. по март 2007 г. не свидетельствует о противоправности поведения ответчика.

Учитывая, что ответчик не является потребителем электроэнергии, поставляемой для освещения мест общего пользования многоквартирных домов
поселков Пай, Ладва и Мелиоративный, а отсутствие договора у ресурсоснабжающей организации с собственниками помещений или управляющей организацией не вызвано противоправным поведением ответчика, суд не находит оснований для удовлетворения иска.

Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении иска отказать.

2. Судебные расходы отнести на истца.

3. Решение может быть обжаловано:

- в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург);

- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург).

Судья

Т.Е.ПАНОВА