Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.06.2007, 19.06.2007 по делу N А26-1487/2007 Оплата питания детей в детском оздоровительном лагере с дневным пребыванием, образованном при школе, за счет средств Фонда социального страхования возможна только детям - школьникам, при этом понятие “дети школьного возраста“, данное в актах, которые устанавливают предельный возраст ребенка для обучения в общеобразовательном учреждении и определяют питание ребенка в зависимости от возраста, не распространяется на отношения, возникающие в процессе расходования средств Фонда социального страхования.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 20 июня 2007 г. Дело N А26-1487/2007“

Резолютивная часть решения объявлена 19 июня 2007 года. Полный текст решения изготовлен 20 июня 2007 года.

Арбитражный суд Республики Карелия

в составе:

судьи Зинькуевой И.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лайтинен В.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению администрации Прионежского муниципального района

к государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия

о признании незаконным решения от 06 февраля 2007 года N 55 в части не принятия к зачету в счет средств, выделенных по договору, расходы в сумме 17286 руб. 78 коп.

при участии в судебном заседании юрисконсульта администрации
Прионежского муниципального района Ульбаковой Н.С. (доверенность от 05.10.06), главного специалиста - юрисконсульта регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия Ислентьевой Е.Б. (доверенность от 19.10.06),

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Республики Карелия обратилась администрация Прионежского муниципального района (далее - заявитель, Администрация) с заявлением о признании незаконным решения государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия (далее - ответчик, Фонд) от 06 февраля 2007 года N 55 в части непринятия к зачету в счет средств, выделенных по договору, расходы в сумме 17286 руб. 78 коп.

В обоснование заявленного требования заявитель указал, что в соответствии с пунктом 1.1 договора N 237 от 12.05.2006 г. в пришкольный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием были приняты дети школьного возраста, которые согласно приказам детских дошкольных учреждений уже были из них отчислены. Администрация Прионежского муниципального района считает, что ответчиком нарушены экономические права заявителя в сфере организации детского питания.

Ответчик отзыв на заявление не представил, обратился в суд со встречным иском, в котором просит взыскать с Администрации Прионежского муниципального района средства Фонда социального страхования Российской Федерации в сумме 21128,10 руб., использованные в нарушение договорных обязательств не по целевому назначению, а также финансовую санкцию за нарушение обязательств по договору в сумме 332,82 руб.

Определением Арбитражного суда Республики Карелия от 11 мая 2007 года исковое заявление возвращено региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия в связи с отсутствием оснований для его принятия.

В предварительном судебном заседании представитель Администрации заявил ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве специалиста ведущего специалиста управления образования Администрации Прионежского муниципального района
Шарлаевой И.В. для дачи пояснений.

С учетом мнения представителя ответчика, ходатайство судом удовлетворено.

Представитель Администрации в предварительном судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия заявленные требования не признал. По мнению представителя ответчика, оспариваемое решение не является ненормативным правовым актом, поскольку спорные правоотношения между Администрацией и отделением Фонда не основаны на административном или властном подчинении одной стороны другой, а вытекают из договора N 237 от 12.05.2006 года. В нарушение пункта 1.1 договора в пришкольный оздоровительный лагерь были приняты дети, которые не являлись школьниками, следовательно, нецелевыми являются расходы, произведенные на питание данных детей.

Ведущий специалист управления образования администрации Прионежского муниципального района в предварительном судебном заседании пояснил, что согласно положению заявления родителей о приеме детей в школу принимаются с апреля месяца. Дети были приняты в пришкольный оздоровительный лагерь дневного пребывания, поскольку достигли школьного возраста, являлись будущими первоклассниками, и согласно приказам уже были отчислены из дошкольных учреждений. Заявления о приеме в школу родителями данных детей были поданы.

В судебном заседании 19 июня 2007 года представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои правовые позиции.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Между администрацией Прионежского муниципального района и региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия 12 мая 2006 года заключен договор N 237, в соответствии с которым Фонд обязуется оплатить набор продуктов питания для детей школьного возраста (до 15 лет включительно) застрахованных граждан в организованных Администрацией оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей, отвечающих установленным требованиям, в период летних школьных каникул
в 2006 году, путем перечисления денежных средств Администрации, а Администрация обязуется обеспечить организацию питания детей в летних оздоровительных лагерях и расходовать перечисленные Фондом средства на указанные цели (пункт 1.1 договора). Кроме того, разделом 3 договора предусмотрен порядок проведения проверок за использованием выделенных средств, составления актов, представления разногласий и принятия решений.

При проведении контроля за использованием выделенных средств, Фондом установлено, что Администрацией денежные средства использованы не по назначению, что отражено в акте от 28 декабря 2006 года N 419. Рассмотрев возражения Администрации, Фонд принял решение от 06 февраля 2007 года N 55, которым не приняты к зачету в счет средств, выделенных по договору, расходы в сумме 24971 руб. 10 коп., в том числе 17286 руб. 78 коп., поскольку 9 детей в возрасте 6 лет не являлись школьниками. Одновременно Фонд указал Администрации восстановить в двухнедельный срок на счет Фонда не принятые к зачету указанные расходы.

По мнению суда, Фондом правомерно не приняты к зачету расходы в сумме 17286 руб. 78 коп.

Федеральным законом от 22 декабря 2005 года N 173-ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 года“ установлено, что в 2006 году средства обязательного социального страхования направляются на полную или частичную оплату стоимости путевок для детей застрахованных граждан:

1) в детские санатории и санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия, расположенные на территории Российской Федерации, продолжительностью пребывания 21 - 24 дня из расчета до 450 рублей на одного ребенка в сутки;

2) в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря продолжительностью пребывания не более 24 дней в период школьных каникул в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В организованных органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей и организацией двух- или трехразового питания за счет средств обязательного социального страхования производится оплата стоимости набора продуктов питания не более чем за 21 день пребывания в них детей застрахованных граждан в период школьных каникул исходя из фактически сложившихся цен в данном регионе.

В целях обеспечения отдыха, оздоровления и занятости детей в 2006 году и в соответствии со статьей 10 Федерального закона “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год“ Правительством Российской Федерации принято постановление “Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2006 году“ от 17 апреля 2006 года N 215, которым Фонду социального страхования Российской Федерации предписано осуществить для детей застрахованных граждан:

а) полную или частичную оплату стоимости путевок в следующие расположенные на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные организации, открытые в установленном порядке:

детские санатории - для детей в возрасте от 4 до 15 лет и санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия - для детей школьного возраста до 15 лет (включительно) со сроком пребывания 21 - 24 дня из расчета до 450 рублей на одного ребенка в сутки. Максимальный размер оплаты стоимости путевки на одного ребенка в сутки в указанных организациях, расположенных в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, определяется с учетом этих районных коэффициентов;

загородные стационарные детские оздоровительные лагеря со сроком пребывания не менее 7 дней в период весенних, осенних, зимних школьных каникул и не более чем за 24 дня в период летних школьных каникул - для
детей школьного возраста до 15 лет (включительно) в размере до 50 процентов средней стоимости путевки, установленной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации исходя из фактически сложившихся цен на путевки в такие лагеря, расположенные на территории этого субъекта, и до 100 процентов средней стоимости путевки для детей работников тех организаций, финансовое положение которых не позволяет им оплачивать стоимость путевки в такие лагеря;

б) оплату стоимости набора продуктов питания в организованных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей и организацией двух- или трехразового питания (со сроком пребывания не менее 5 дней в период весенних, осенних, зимних школьных каникул и не более чем за 21 день пребывания в период летних школьных каникул) - исходя из фактически сложившихся цен в соответствующем субъекте Российской Федерации и на основании договоров, заключенных региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Условия проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха обучающихся и воспитанников в период летних каникул определяет “Порядок проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха“ (приложение к Приказу Минобразования России от 13 июля 2001 года N 2688). Организатором смены лагеря могут быть органы управления образованием, органы по делам молодежи, а также образовательные учреждения, клубы по месту жительства, детские и молодежные объединения, иные заинтересованные организации, уставные документы которых позволяют организовывать подобный вид деятельности с обучающимися и воспитанниками. Данный Порядок распространяется на все смены лагерей для обучающихся и воспитанников, организуемых органами управления
образованием и/или органами по делам молодежи, а также образовательными учреждениями. Смена лагеря проводится для обучающихся и воспитанников 7 - 16 лет на период летних, осенних, зимних и весенних каникул решением организатора смены по согласованию с руководством учреждения (организации), на базе которого проводится смена лагеря.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1.3 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.4.4.969-00 оздоровительные учреждения с дневным пребыванием детей организуются для обучающихся 1 - 9 классов образовательных учреждений всех видов собственности на время летних, осенних, зимних и весенних каникул. Вместимость оздоровительного учреждения - не более 250 человек. Оздоровительные учреждения комплектуются из числа обучающихся одной или нескольких близлежащих школ, подразделяются на отряды (группы) не более 25 человек для обучающихся 1 - 4 классов и не более 30 человек для обучающихся 5 - 9 классов. Могут создаваться профильные учреждения юных техников, моряков, туристов, натуралистов, спортсменов и другие, объединяющие детей по интересам.

Таким образом, оплата питания детей в детском оздоровительном лагере с дневным пребыванием, образованном при школе, возможна только детям - школьникам.

В судебном заседании установлено, что 9 детей, отдыхавших в оздоровительном учреждении, школьниками не являлись.

Суд не согласен со ссылкой заявителя на статью 19 Закона Российской Федерации “Об образовании“, Положение “О порядке приема граждан в муниципальные общеобразовательные учреждения Прионежского муниципального района“, постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.01.2005 N 3 “О введении в действие СанПиН 2.3.2.1940-05“, так как данные нормативные правовые акты устанавливают предельный возраст ребенка для обучения в общеобразовательном учреждении и определяют питание ребенка в зависимости от возраста. Понятие “дети школьного возраста“, данное в указанных актах, не распространяется на отношения, возникающие в
процессе расходования средств Фонда социального страхования.

Суд также не согласен с доводом ответчика о том, что заявитель не вправе оспаривать решение Фонда от 06 февраля 2007 года N 55 по следующим основаниям.

В соответствии с Положением “О Фонде социального страхования Российской Федерации“ Фонд социального страхования Российской Федерации является органом, осуществляющим управление средствами государственного социального страхования Российской Федерации. Основная функция Фонда - обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей. Согласно указанному Положению отраслевые отделения Фонда и их филиалы вправе осуществлять контроль за расходованием средств страхователями; в установленных случаях принимать решения о непринятии к зачету расходов по социальному страхованию.

Таким образом, Фонд социального страхования относится к органам, решения которых обязательны для исполнения.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Следовательно, решение Фонда о непринятии к зачету расходов по
социальному страхованию, которым на Администрацию возложена обязанность восстановить на счет Фонда не принятые к зачету суммы, может быть оспорено в арбитражном суде.

При таких обстоятельствах заявленные требования Администрации подлежат отклонению.

Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении заявления о признании незаконным решения государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия от 06 февраля 2007 года N 55 в части не принятия к зачету в счет средств, выделенных по договору, расходы в сумме 17286 руб. 78 коп., проверенного на соответствие Федеральному закону “Об образовании“, Федеральному закону “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год“, Положению “О фонде социального страхования Российской Федерации“, администрации Прионежского муниципального района отказать полностью.

2. Расходы по государственной пошлине отнести на заявителя.

3. Решение может быть обжаловано:

- в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург);

- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург).

Судья

И.А.ЗИНЬКУЕВА