Решения и постановления судов

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 01.03.2007, 28.02.2007 по делу N А26-471/2007 Средства, полученные от муниципального предприятия по договорам на возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, являются компенсацией предоставленных потребителям льгот и субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг, поэтому их нельзя рассматривать в качестве объекта налогообложения НДС, то есть налоговому органу следовало ориентироваться не на способ компенсации налогоплательщику его финансовых потерь, а на правовую природу этой компенсации.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 1 марта 2007 г. Дело N А26-471/2007“

Резолютивная часть решения объявлена 28 февраля 2007 года. Полный текст решения изготовлен 1 марта 2007 года.

Арбитражный суд Республики Карелия

в составе: судьи Шатиной Г.Г., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пасаманик Н.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества “Сегежский жилищный трест“

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия

о признании недействительными решения N 2399/885174 от 29.12.2006 г. и требования N 45964 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 19.01.2007 г.

при участии:

от заявителя - не явился, уведомил суд о возможности рассмотрения дела
в отсутствие представителя,

от ответчика - Умнова Д.В. (доверенность в деле);

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Сегежский жилищный трест“ (далее по тексту - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия о признании недействительными, как не соответствующими Налоговому кодексу Российской Федерации, решения N 2399/885174 от 29.12.2006 о привлечении к налоговой ответственности и требования N 45964 по состоянию на 19.01.2006 об уплате 151 465 руб. налога на добавленную стоимость, 7 378, 77 руб. пеней и штрафной санкции в размере 31 848 руб.

Оспаривая вывод налоговой инспекции о необходимости доначисления НДС на суммы дотаций из бюджета, полученных на покрытие убытков от предоставления льгот по жилищно-коммунальным услугам, оказанным гражданам в июле 2006 года, общество сослалось на пункт 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации, которым установлено, что суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.

Ответчик, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия, заявление отклоняет, полагая, что общество неправомерно применило пункт 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку в данном случае общество из бюджета средств не получало, они получены от муниципального
предприятия “Центр социальной работы г. Сегежа и Сегежского района“ на основании договоров на возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, поэтому такие денежные средства должны рассматриваться как полученные в счет оплаты реализованных налогоплательщиком услуг, следовательно, они увеличивают облагаемую налогом на добавленную стоимость базу.

Выслушав доводы представителя ответчика и изучив материалы дела, суд находит заявление общества подлежащим удовлетворению.

Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную проверку уточненной декларации по налогу на добавленную стоимость за июль 2006 года, о чем составила докладную записку N 2497/856973 от 06.12.2006 (л.д. 9-11).

Рассмотрев материалы проверки и возражения налогоплательщика, налоговая инспекция вынесла решение от 29.12.2006 N 2399/885174 о привлечении общества к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде 31 848 руб. штрафа за неуплату НДС (л.д. 13-16). Обществу также предложено уплатить 151 465 руб. этого налога и 7 378, 77 руб. пеней.

На основании вынесенного решения обществу направлено требование N 45964 по состоянию на 19.01.2006 об уплате налога и пеней и штрафной санкции (л.д. 18-19).

Инспекция посчитала, что обществом неправомерно занижена налогооблагаемая база в результате невключения в нее средств, полученных от Государственного учреждения социальной защиты “Центр социальной работы в г. Сегежа и Сегежского района“ на покрытие
расходов, связанных с предоставлением жилищно-коммунальных услуг с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством.

Не согласившись с решением, общество обратилось в арбитражный суд.

1 января 2006 года общество заключило договор с Государственным учреждением “Центр социальной работы города Сегежа и Сегежского района“ о возмещении затрат, связанных с предоставлением гражданам мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с Законом Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“, Федеральными законами “О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк“ и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча“, “О социальных гарантиях гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне“, “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, “О ветеранах“, согласно которому Центр производит возмещение обществу расходов за счет средств, выделяемых бюджету Республики Карелия из Федеральной фонда компенсаций (л.д. 21-25).

Также, 1 января 2006 года с Центром был заключен договор на возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с Законом Республики Карелия от 17.12.2004 N 827-ЗРК “О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия“, в соответствии с которым Центр производит возмещение расходов
за счет средств бюджета Республики Карелия (л.д. 26-29).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Порядок определения базы, облагаемой НДС, установлен статьями 153-162 Налогового кодекса Российской Федерации.

В абзаце 2 пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Под субсидиями понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

В данном случае по условиям вышеназванных договоров общество получает средства в виде
компенсации предоставленных потребителям льгот и субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг, поэтому такие средства нельзя рассматривать в качестве объекта налогообложения НДС.

Ссылки инспекции на подпункт 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым налоговая база, определенная в соответствии со статьями 153-158 Налогового кодекса Российской Федерации, увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), являются несостоятельными, так как полученные обществом средства напрямую не связаны с оплатой оказанных им услуг, из смысла заключенных договоров вытекает, что компенсировались затраты (покрывались убытки) в связи с оказанием коммунальных услуг населению по государственным регулируемым тарифам с учетом установленных законодательством льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.

Учитывая изложенное, налоговой инспекции необходимо было ориентироваться не на способ компенсации налогоплательщику его финансовых потерь, а на правовую природу этой компенсации.

При таких обстоятельствах общество правомерно определяло налоговую базу в соответствии с пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленную исходя из фактических цен их реализации.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Заявление Открытого акционерного общества “Сегежский жилищный трест“ удовлетворить.

Признать недействительными, как не соответствующими Налоговому кодексу
Российской Федерации, решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия от 29.12.2006 N 2399/885174 о привлечении к налоговой ответственности и требование N 45964 по состоянию на 19.01.2006 об уплате 151 465 руб. налога на добавленную стоимость за июль 2006 года, 7 378, 77 руб. пеней, 31 848 руб. штрафа в полном объеме.

2. Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ОАО “Сегежский жилищный трест“.

3. Выдать ОАО “Сегежский жилищный трест“ справку на возврат госпошлины в размере 4 000 руб., уплаченной в федеральный бюджет по платежному поручению N 77 от 26.11.2007 за подачу заявления в суд и в размере 1 000 руб., перечисленной в федеральный бюджет по платежному поручению N 79 от 26.01.2007 за принятие обеспечительных мер.

4. Решение может быть обжаловано:

- в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург);

- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург).

Судья

Г.Г.ШАТИНА