Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02.02.2007, 26.01.2007 по делу N А26-8267/2006-29 Обязанность по возврату излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ возложена на налоговый орган как администратора поступлений в бюджеты Российской Федерации.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 2 февраля 2007 г. Дело N А26-8267/2006-29“

Резолютивная часть решения объявлена 26 января 2007 года. Полный текст решения изготовлен 02 февраля 2007 года.

Арбитражный суд Республики Карелия

в составе: судьи Курчаковой В.М.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Цыба И.С.,

рассмотрев материалы дела по заявлению открытого акционерного общества “Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы“ в лице филиала - Карельского предприятия магистральных электрических сетей,

к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску

о признании незаконными действий по невозврату денежных средств в размере 996 191 руб.

при участии в заседании:

от заявителя - Ф.И.О. представителя по доверенности от 01.12.2006 г.

от ответчика - Ф.И.О. представитель по доверенности от 09.01.2007 г.

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество “Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы“ в лице филиала - Карельского предприятия магистральных электрических сетей (далее - заявитель, общество, ОАО “ФСК ЕЭС“) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску (далее - ответчик, инспекция) о признании незаконными действий по невозврату денежных средств в размере 989955 руб., ошибочно перечисленных, и взыскании 6236 руб. процентов за нарушение срока их возврата. Проценты начислены за период с 29 сентября по 20 октября 2006 года.

В предварительном судебном заседании представитель общества пояснил, что при оформлении платежных поручений на перечисление налога на доходы физических лиц ошибочно указал код бюджетной классификации, на который должны зачисляться страховые взносы на накопительную часть пенсии, перечисляемые в Пенсионный фонд.

Ошибочно перечисленные денежные средства не возвращены налогоплательщику, несмотря на неоднократные обращения с соответствующими заявлениями в налоговый орган. Отказывая в возврате данных сумм, инспекция ссылалась на то, что страховые взносы не относятся к налоговым платежам и на них не распространяются положения статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Полагая ошибочной позицию налогового органа, заявитель ссылается на пункт 13 настоящей статьи, в соответствии с которым предусмотренные правила распространяются также и на государственные внебюджетные фонды. Таким образом, по мнению заявителя, законодатель уравнял природу денежных поступлений как в виде налогов, так и в виде платежей в государственные внебюджетные фонды, что следует также и из пункта 9 статьи 78 НК РФ.

Ответчик в предварительном судебном заседании заявленное требование не признал по основаниям, изложенным в представленном в судебном заседании отзыве.

Поддерживая правомерность своих
действий по отказу в возврате ошибочно перечисленных сумм, инспекция, ссылаясь на позицию Конституционного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в соответствии с которой страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не являются налоговыми платежами, считает, что положения статей 78 и 79 НК РФ не могут применяться при зачете (возврате) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Ответчик, ссылаясь на статью 25 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон), указал на то, что на налоговые органы возложена обязанность только по контролю за правильностью исчисления и уплаты страховых взносов, тогда как взыскание недоимки по страховым взносам и пеням возложена на органы Пенсионного фонда Российской Федерации. Кроме того, статьей 13 Федерального закона предусмотрена обязанность страховщика по возврату страховых взносов в случае, если не представляется возможным установить застрахованных лиц, на счета которых поступили платежи от страхователя.

Кроме того, ответчик считает, что общество должно было решать вопрос по возврату ошибочно перечисленных сумм с органом Пенсионного фонда.

Суд считает дело подготовленным к судебному разбирательству в данном судебном заседании. Возражений от сторон не имеется.

В рамках судебного разбирательства стороны подтвердили изложенные ранее позиции по делу.

Представитель общества заявил ходатайство об увеличении суммы процентов до 32668,52 руб., начисленных за период с 29 сентября 2006 года по 17 января 2006 года.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом для изучения представленных в судебном заседании материалов объявлялся перерыв с 17 по 26 января 2007 года до 15 час. 30 мин. После перерыва судебное заседание было продолжено с участием представителя заявителя.

Судом
принято к рассмотрению уточненная судом сумма процентов в размере 32668,52 руб.

Изучив представленные материалы, выслушав пояснения сторон, суд считает установленными следующие обстоятельства.

Открытое акционерное общество “Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы“ зарегистрировано и включено в реестр юридических лиц под номером 00/03124 от 25 июня 2002 года, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, состоит на налоговом учете в инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску, данный налоговый орган ведет лицевые счета налогоплательщика.

Как следует из материалов дела, общество платежными поручениями от 07.07.2006 N 2402 и от 09.08.2006 N 2680 перечислило 989955 руб. налога на доходы с физических лиц, ошибочно указав в платежных поручениях код бюджетной классификации 18210202020061000160, предназначенный для зачисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

В заявлениях от 28.08.2006 г. и 20.09.2006, направленных в адрес инспекции, общество просило возвратить денежные средства, уплаченные по неправильному коду бюджетной классификации на его расчетный счет (л.д. - 14, 15).

Инспекция письмами от 31.08.2006 и 25.09.2006 г. (л.д. - 8, 19) оставила заявления общества без исполнения и возврат не произвела, ссылаясь на то, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, являются неналоговыми платежами.

Считая действия инспекции по отказу в возврате излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В Пенсионный фонд за возвратом ошибочно уплаченных сумм общество не обращалось.

Оценив представленные доказательства, суд считает заявленное обществом требование законным и обоснованным.

Согласно абзацу
6 статьи 3 Закона N 167-ФЗ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование определены законодателем как индивидуально-возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме уплаченных страховых взносов, учтенном на его индивидуальном лицевом счете.

Таким образом, страховые взносы не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Однако в соответствии со статьей 25 Закона N 167-ФЗ контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.08.1996 N 115-ФЗ “О бюджетной классификации Российской Федерации“ (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений) и приложением 11.1 к этому закону Федеральная налоговая служба является администратором поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии и накопительной части трудовой пенсии, включая страховые взносы в виде фиксированных платежей, и на нее как администратора возложены полномочия по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, по начислению, учету, принятию решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей.

На основании приведенных норм права Министерством финансов Российской Федерации издан приказ от 16.12.2004 N 116н, которым утвержден Порядок учета федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (далее - Порядок). Пунктом 18 Порядка установлено, что возврат (возмещение) плательщикам
излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

Из анализа указанных норм права следует, что инспекция как администратор страховых взносов на обязательное пенсионное страхование обязана произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Факт излишней уплаты в Пенсионный фонд Российской Федерации 989955 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на финансирование накопительной части трудовой пенсии, не оспаривается ответчиком.

При указанных обстоятельствах обязанность по возврату обществу 989955 руб. страховых взносов, излишне перечисленных Карельским предприятием магистральных электрических сетей - филиалом ОАО “ФСК ЕЭС“ в Пенсионный фонд Российской Федерации платежными поручениями от 07.07.2006 N 2402 и от 09.08.2006 N 2680, следует возложить на инспекцию.

Поскольку Фонд не является администратором поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, доводы налогового органа о том, что Федеральный закон предусматривает обязанность Пенсионного фонда по возврату страховых взносов, не могут быть приняты судом.

В соответствии с пунктом 9 статьи 78 НК РФ возврат сумм излишне уплаченного налога производится в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим кодексом. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения этого срока.

Как следует из материалов дела - ответа на запрос (л.д. 18), общество обратилось с заявлением о возврате ошибочно перечисленной суммы налога в инспекцию 28 августа 2006 года.

Поскольку в установленный срок - до 29 сентября 2006 года возврат налога не произведен, с указанной даты обществом начислены проценты. Согласно уточненному заявителем требованию,
принятому судом, размер начисленных за период с 29 сентября 2006 года по 17 января 2007 года процентов составляет 32668,52 руб. (989955 * 110 дней * 0,03% (11,5% / 365 дней).

Учитывая изложенное, суд считает правомерной позицию налогоплательщика о начислении процентов на не возвращенную в установленный срок излишне перечисленную в бюджет сумму.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

РЕШИЛ:

признать незаконными действия инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску по отказу открытому акционерному обществу “Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы“ в возврате 989955 руб. излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

Обязать инспекцию Федеральной налоговой службы по г Петрозаводску возвратить Карельскому предприятию магистральных электрических сетей - филиалу открытого акционерного общества “Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы“, расположенному по адресу: город Петрозаводск, пер. Ветеринарный, дом 11, 989955 руб. излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на финансирование накопительной части трудовой пенсии, с начисленными процентами за период с 29.09.2006 г. по 17.01.2007 г. в размере 32669,52 руб.

Выдать Карельскому предприятию магистральных электрических сетей ОАО “ФСК ЕЭС“ справку на возврат государственной пошлины в размере 16462 руб., уплаченной по платежному поручению N 3357 от 25.10.2006 г.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург) и в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург).

Судья

В.М.КУРЧАКОВА