Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.07.2006, 03.07.2006 по делу N А26-3411/2006-11 Подлежит признанию недействительным (ничтожным) договор банковского счета, заключенный бюджетным учреждением, поскольку он противоречит принципу казначейского исполнения бюджета.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 5 июля 2006 г. Дело N А26-3411/2006-11“

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 03 июля 2006. Полный текст решения изготовлен 05 июля 2006 года.

Арбитражный суд Республики Карелия

в составе судьи Кудрявцевой Н.И.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Старовойтовой И.В.,

рассмотрев материалы дела по иску прокурора Республики Карелия

к Центральному банку Российской Федерации в лице Национального банка Республики Карелия, муниципальному лечебно-профилактическому учреждению “К.“

о признании договора банковского счета недействительным и применении последствий недействительности ничтожной сделки

при участии в заседании представителей:

от прокурора Республики Карелия, - О., удостоверение N 62067,

от ответчика, Центрального банка Российской Федерации в лице Национального банка Республики Карелия, - В. по доверенности
от 14.01.2005 г.,

от ответчика, муниципального лечебно-профилактического учреждения “К.“, - не явились,

от третьего лица, Управления федерального казначейства по Республике Карелия, - не явились,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Республики Карелия обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Центральному банку Российской Федерации в лице Национального банка Республики Карелия (далее - Банк, ответчик), муниципальному лечебно-профилактическому учреждению “К.“ (далее - Учреждение, ответчик) о признании недействительным договора банковского счета от 21.09.2005 г., заключенного между ответчиками, и применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде закрытия банковского счета N 40603810700002000065.

Определением арбитражного суда от 22 мая 2006 года к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований на стороне ответчика привлечено Управление федерального казначейства по Республике Карелия.

В обоснование исковых требований прокурор сослался на нарушения при заключении оспариваемого договора банковского счета бюджетного законодательства, а именно статьи 215 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно положениям которого в Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов и на органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. В связи с указанным договор банковского счета от 21.09.2005 г., заключенный между ответчиками, не отвечает требованиям закона и является ничтожным в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Ответчик, Учреждение, в судебное заседание не явился, в ходатайстве, направленном суду, просил рассмотреть дело без участия своего представителя. В отзыве на иск указал, что в соответствии с инструкцией о порядке кассового обслуживания территориальными органами Федерального казначейства операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальных образований от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, утвержденной приказом Федерального казначейства N 19н от 30.12.2005 г. (далее
- Инструкция), не подлежат закрытию счета, открытые получателям средств бюджета, имеющим право в соответствии с разрешением финансового органа осуществлять операции со средствами, полученными из внебюджетных источников, на счетах, открытых в банках. Разрешение на открытие счета Учреждению было дано городским финансовым органом, в связи с чем считает требования прокурора необоснованными.

Банк в своем отзыве, а его представитель в судебном заседании сослался на соответствие заключенного с Учреждением договора банковского счета требованиям гражданского законодательства и банковским правилам.

Третье лицо, Управление федерального казначейства по Республике Карелия, в судебное заседание не явилось, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом. В своем отзыве на иск Управление указало, что бюджетным законодательством предусматривается открытие бюджетным учреждениям лицевых счетов только в органах, исполняющих бюджет, а открытие счетов как в Банке России, так и в коммерческих банках законодательством не предусматривается, в связи с чем требования прокурора РК считает обоснованными.

Рассмотрев материалы дела, суд установил, что иск прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Между Банком и Учреждением 21 сентября 2005 года заключен договор банковского счета. Считая, что заключение указанного договора противоречит требованиям статьи 215 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), прокурор обратился с иском о признании названного договора ничтожным по основаниям статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) как сделки, не соответствующей требованиям закона.

Право прокурора на обращение в суд с иском о признании сделки недействительной предусмотрено статьей 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 846 ГК РФ Банк обязан заключить договор банковского счета с клиентом, обратившимся с предложением открыть счет
на объявленных банком для открытия счетов данного вида условиях, соответствующих требованиям, предусмотренным законом и установленным в соответствии с ним банковским правилам. Банк не вправе отказать в открытии счета, совершение соответствующих операций по которому предусмотрено законом, учредительными документами банка и выданным ему разрешением (лицензией), за исключением случаев, когда такой отказ вызван отсутствием у банка возможности принять на банковское обслуживание либо допускается законом или иными правовыми актами.

Из анализа указанной правовой нормы следует, что открытие банковского счета возможно при соблюдении ряда обязательных условий, в том числе открытие счета не должно влечь нарушения законодательства.

По оспариваемому договору банковского счета клиентом банка выступает муниципальное лечебно-профилактическое учреждение “К.“, финансирование которого согласно его уставу осуществляется частично за счет средств местного бюджета по смете, а также доходов, получаемых от платных видов разрешенных учреждению предпринимательской деятельности (пункт 1, 17 Устава).

В соответствии со статьей 42 БК РФ доходы бюджетного учреждения, получаемые от разрешенного вида деятельности, после уплаты предусмотренных законом налогов и сборов подлежат учету в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета.

Положениями статьи 215 БК РФ устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагается организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

В соответствии со статьей 26 “Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании “город Костомукша“ Республики Карелия“, утвержденного решением Костомукшского городского Совета депутатов от 25 марта 2003 N 125-ГС, на территории муниципального образования устанавливается казначейская система исполнения местного
бюджета.

Установленный статьей 216 БК РФ принцип единства кассы предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению федерального бюджета, осуществляемых за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Бюджеты всех уровней системы Российской Федерации исполняются на основе единства кассы.

В соответствии со статьей 4 Соглашения между администрацией муниципального образования “город Костомукша“ и Отделением по г. Костомукша Управления Федерального казначейства по Республике Карелия установлено кассовое обслуживание исполнения бюджета, учет кассовых операций со средствами бюджета осуществляется на лицевых счетах, открываемых в Отделении в порядке, установленном Федеральным казначейством.

Заключенный ответчиками договор банковского счета по осуществлению операций со средствами, полученными от предпринимательской деятельности больницы, установленным требованиям названных правовых норм не отвечает. В связи с указанным доводы Банка и Учреждения о соответствии оспариваемого договора действующему законодательству не могут быть признаны обоснованными.

В связи с тем, что договор банковского счета не соответствует требованиям закона, а именно статьям 215, 216 БК РФ, он в соответствии со статьей 168 ГК РФ является недействительным.

На основании изложенного требования прокурора подлежат удовлетворению.

Расходы по рассмотрению дела, связанные с оплатой госпошлины в сумме 2 000 руб., на основании статьи 110 АПК РФ Ф.И.О. между ответчиками.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Иск прокурора Республики Карелия удовлетворить.

2. Признать ничтожным недействительный договор банковского счета от 21.09.2005, заключенный Центральным Банком Российской Федерации и муниципальным лечебно-профилактическим учреждением “К.“. Применить последствия недействительности ничтожного договора - закрыть банковский счет N 40603810700002000065 по договору от 21.09.2005.

3. Взыскать в доход федерального бюджета
расходы, связанные с оплатой государственной пошлины по делу:

- с Центрального Банка Российской Федерации в лице Национального банка Республики Карелия одну тысячу рублей;

- муниципального лечебно-профилактического учреждения “К.“ - одну тысячу рублей.

4. Решение может быть обжаловано:

- в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург);

- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург).

Судья

Н.И.КУДРЯВЦЕВА