Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.07.2007 по делу N А40-20024/07-33-115 Заявление о признании незаконным ненормативного акта налогового органа и обязании возместить НДС удовлетворено, так как заявитель представил полный пакет документов, подтверждающих правомерность применения льготной налоговой ставки 0 процентов по НДС.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 31 июля 2007 г. по делу N А40-20024/07-33-115

Резолютивная часть решения объявлена 24 июня 2007 года.

Полный текст решения изготовлен 31 июля 2007 года.

Арбитражный суд г. Москвы

в составе:

судьи Ч.

при ведении протокола судебного заседания судьей Ч.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО “Ростелеком“

к МИФНС России по КН N 7

о признании недействительным решений N 22/16-33 от 05.03.07 г., N 154 от 10.04.07 г., N 9/16-35 от 05.03.07 г.

при участии:

от заявителя - К. по дов. от 28.02.07 г. N 12-64

от ответчика - М. по дов. от 02.07.07 г. N 58-07/11558

установил:

ОАО “Ростелеком“ обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением
с учетом принятых судом дополнительных требований о признании недействительными решения N 22/16-33 от 05.03.07 г. об отказе в возмещении сумм НДС, решения N 9/16-35 от 05.03.07 г. о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, решения о зачете N 154 от 10.04.07 г., обязать Инспекцию устранить допущенные нарушения путем восстановления в лицевом счете суммы переплаты в размере 7 722 руб.

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то обстоятельство, что он имеет право на применение налоговой ставки 0% за март 2006 г. по пп. 7 п. 1 ст. 164 НК РФ при реализации услуг связи для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами, считает, что им не должны представляться платежные поручения о перечислении дипломатическими представительствами денежных средств заявителю для подтверждения ставки 0 процентов со ссылкой на ст. 167 НК РФ (в редакции 2006 г.). В качестве дополнительного основания в отношении зачета штрафа заявитель ссылается на наличие у него переплаты.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства РФ N 1033 имеет дату 30.12.2000, а не 30.11.2000.

МИФНС России по КН N 7 (далее ответчик) просит в заявлении отказать по основаниям, изложенным в отзыве, указывает на то, что заявителем не представлены пл. поручения по оплате предоставленных заявителем услуг дипломатическим представительствам представление которых предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 30.11.00 г. N 1033, в связи с чем считает, что применение налоговой ставки 0 процентов не подтверждено и заявитель должен уплатить НДС по ставке 18%, Инспекция также указывает на то, что на дату уплаты налога у заявителя отсутствовала переплата по налогам.

Рассмотрев материалы дела, исследовав письменные доказательств, заслушав
объяснения сторон, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что 20.06.2006 г. ОАО “Ростелеком“ с сопроводительным письмом N 3/18916 направило в ИФНС РФ N 7 по г. Москве налоговую декларацию по НДС за май 2006 г., включая налоговую декларацию по ставке 0% по НДС.

Сумма реализации услуг иностранным диппредставительствам, указанная в декларации по ставке 0% составляла 3 391 105 руб. Сумма НДС, подлежащая возмещению из бюджета по этой декларации составляла 431 616 руб.

Одновременно, с сопроводительным письмом N 3/18918 от 20.06.06 г. общество представило в ИФНС РФ N 7 по г. Москве по реестру документы, подтверждающие применение ставки НДС 0% за май 2006 г. при реализации услуг диппредставительствам.

Получение данных документов МИ ФНС РФ N 7 по крупнейшим налогоплательщикам (ответчиком, налоговым органом) подтверждено непосредственно в нижеперечисленных решениях.

По результатам камеральной проверки первоначальной налоговой декларации по ставке 0% за май 2006 г. МИ ФНС РФ N 7 по крупнейшим налогоплательщикам было вынесено решение N 16-53 от 12.09.2006 г. “О возмещении сумм налога...“ в размере 431 616 руб., в котором было признано обоснованным применение нулевой ставки НДС при реализации услуг диппредставительствам на сумму 3 391 105 руб.

01.12.2006 г. ОАО “Ростелеком“ с сопроводительным письмом N 3/38200. направило в МИФНС N 9 по г. Санкт-Петербургу уточненную налоговую декларацию по налоговой ставке 0% по НДС за май 2006 г. (копия письма о направлении уточненной декларации, уточненной налоговой декларации по ставке 0% за май 06 г., свидетельства о постановке на учет в МИФНС РФ N 9 по Спб. описи вложения, почтового уведомления представлены (л.д. 51
- 60 т. 1).

В соответствии со ст. 81 НК РФ причиной подачи обществом уточненной декларации по НДС по ставке 0% за май 2006 г. явилась корректировка выручки полученной ОАО “Ростелеком“ по услугам связи, оказанным с привлечением обществом агентов на основе агентских договоров и по услугам связи, оказанным консульствам и представительствам иностранных государств, открытым вне г. Москвы в различных субъектах РФ.

В уточненной налоговой декларации за май 2006 г. сумма реализации услуг диппредставительствам и консульствам была отражена в размере 3 839 597 руб., что на 448 492 руб. больше, чем в первоначальной декларации, НДС к вычету по уточненной декларации по ставке 0% был заявлен в размере 473 733 руб., что на 42 117 руб. больше, чем в первоначальной декларации.

Одновременно, с сопроводительным письмом N 3/38203 общество представило в МИФНС РФ N 9 по Санкт-Петербургу по реестру документы, подтверждающие применение ставки НДС 0% за май 2006 г. на сумму уточнения реализации услуг диппредставительствам - 448 492 руб. (копия письма, почтового уведомления о вручении и квитанции, реестра подтверждающих документов представлены (л.д. 62 - 68 т. 1).

Получение данных документов МИ ФНС РФ N 7 по крупнейшим налогоплательщикам подтверждено непосредственно в оспариваемых решениях и в ниженазванном требовании о представлении документов.

29.12.2006 г. в рамках проведения проверки уточненной декларации по НДС по ставке 0% за май 2006 г. ответчиком в адрес ОАО “Ростелеком“ было выставлено требование N 58-16-12/1/18275 о предоставлении документов: “заверенные должным образом копии платежно-расчетных документов, подтверждающих фактическое перечисление дипломатическими или приравненными к ним представительствами денежных средств в оплату оказанных услуг в мае 2006 г. на сумму 448
492 руб.“, а также Расчета показателей строки 010 графы 5 Раздела 2 декларации.

В ответ на вышеуказанное требование, общество в письме от 22.01.2007 г. N 3/1846 запросило у налогового органа разъяснения относительно правовых оснований истребования платежных документов по оплате оказанных в мае 2006 г. услуг связи, были представлены расчеты, книги покупок и продаж с дополнительными листами (л.д. 71 - 72 т. 1).

Налоговым органом по результатам камеральной проверки уточненной налоговой декларации по НДС за май 06 г. были вынесены следующие оспариваемые решения:

Решение N 22/16-33 от 05.03.2007 г. “Об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость... по результатам проверки обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов“ в котором налоговый орган отказал обществу в подтверждении обоснованности применения ставки 0% по НДС при реализации услуг диппредставительствам на сумму 448 492 руб. и отказал в возмещении из бюджета НДС в размере 42 117 руб.

Решение N 9/16-35 от 05.03.2007 г. О привлечении ОАО “Ростелеком“ к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения“, в соответствии с которым обществу была доначислена сумма НДС по сроку 20.06.06 - 38 612 руб., а также общество было привлечено к налоговой ответственности в виде штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 7 722 руб.

Также вынесено решение N 154 от 10.04.07 г. (л.д. 51 т. 2) о зачете суммы штрафа в размере 7 722 руб.

Как следует из решения, заявителем в подтверждение правомерности применения ставки 0% по указанной реализации представлены: реестр документов и копии счетов-фактур с пометкой “для дипломатических нужд“, договоры, письма от дипломатических представительств.

Ответчиком в оспариваемых решениях указано на то, что в
ответ на выставленное требование обществом не представлены в нарушении п. 5 Правил применения нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг)... утвержденные Постановлением Правительства РФ N 1033 от 30.12.2000 г. заверенные должным образом копии платежных документов, подтверждающие фактическое перечисление дипломатическими представительствами денежных средств в оплату оказанных заявителем услуг за май 2006 г. на сумму 448 492 руб.

В связи с чем, Инспекция считает, что неподтвержденную реализацию заявитель должен отразить в графе 2, сумму НДС исчисленную по данной декларации в графе 3 декларации - 80 729 руб., сумму налога, предъявленную налогоплательщику при приобретении товаров (услуг), обоснованность применения налоговой ставки по которой не подтверждена в графе 5 - 42 117 руб., сумму налога, исчисленную к уплате по графе 8 - 38 612 руб.

Согласно пп. 7 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей.

Реализация товаров (выполнение работ, оказание услуг), указанных в настоящем подпункте, подлежит налогообложению по ставке 0 процентов в случаях, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении дипломатических и приравненных к ним представительств РФ, дипломатического и административно-технического персонала этих представительств (включая проживающих вместе с ними членов их семей), либо если такая норма предусмотрена в международном договоре РФ. Перечень иностранных государств, в отношении представительств которых применяются нормы настоящего подпункта, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере международных отношений совместно
с Министерством финансов Российской Федерации.

Порядок применения настоящего подпункта устанавливается Правительством Российской Федерации.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства РФ N 1033 имеет дату 30.12.2000, а не 30.11.2006.

Постановлением Правительства РФ от 30.11.06 г. N 1033 “О применении нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования дипломатическими или приравненными к ним представительствами или административно-техническим персоналом этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей“ утверждены “Правила применения нулевой ставки по НДС при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования дипломатическими и приравненными к ним представительствам...“ (далее - Правила).

Пункт 1 Правил определяет порядок применения нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическим и приравненными к ним представительствами или для личного использования дипломатическими или административно-техническим персоналом этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей.

В соответствии с п. 4 Правил - Организация реализующие товары (работы, услуги) для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами, выставляют иностранным дипломатическим и приравненным к ним представительствам счета-фактуры с указанием нулевой налоговой ставки.

Указанные счета-фактуры с пометкой “Для дипломатических нужд“ выставляются при наличии:

- договора, заключенного с дипломатическим представительством на поставку товаров (работ, услуг) с указанием их стоимости;

- официального письма дипломатического представительства (за подписью главы представительства или лица, его замещающего, заверенного печатью этого представительства с указанием наименования, адреса организации или фамилии, имени, отчества и места жительства индивидуального предпринимателя, реализующих товары (работы, услуги), подтверждающего, что данные товары, (работы, услуги) предназначены для официального использования дипломатическим представительством.

Из пункта 5 Правил следует, что для
подтверждения обоснованности применения нулевой ставки представляют в налоговые органы документы (их копии, заверенные в установленном порядке), указанные в пункте 4 Правил, а также:

- заверенные в установленном порядке копии платежного документа и приходного кассового ордера, подтверждающих фактическое перечисление дипломатическим или приравненным к ним представительствам денежных средств в оплату соответствующих товаров (работ, услуг);

- счет-фактуру, (копию счета-фактуры, заверенную в установленном порядке), выписанный дипломатическому или приравненному к нему представительству, в котором указано, что товар (работа, услуга) был реализован с применением нулевой налоговой ставки.

В решении и отзыве Инспекции не отрицается предоставление заявителем договоров, официальных писем, счетов-фактур с пометкой “для дипломатических нужд“.

Претензии Инспекции сводятся к непредставлению платежных поручений, данные платежные поручения представлены заявителем в суд.

В соответствии с п. 1 ст. 167 НК РФ в редакции Федерального закона N 119-ФЗ“ от 22.07.2005 г. с 01.01.2006 г. все налогоплательщики обязаны исчислять НДС с единого момента определения налоговой базы по НДС: наиболее ранней из следующих дат: дня отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг) или дня оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).

В соответствии со ст. 166 НК РФ сумма налога исчисляется по итогам каждого месяца как соответствующая налоговой ставке доля налоговой базы.

Следовательно, исчисление и уплата НДС с 01.01.2006 г. должны производиться в том месяце, когда произошло оказание услуг, а не в том месяце, когда поступила оплата за эти услуги, если оплата не вносилась авансом. В НК РФ не сделано никаких исключений в отношении установленного ст. 167 НК РФ момента определения налоговой базы в отношении реализации услуг для официального пользования дипломатическим представительствам.

В тексте документа, видимо, допущена
опечатка: Федеральный закон N 119-ФЗ имеет дату 22.07.2005, а не 22.05.2005.

Суд принимает во внимание и то, что Правила применения нулевой ставки утверждены Постановлением Правительства РФ, которое, в силу п. 1 ст. 1 НК РФ. ст. 4 НК РФ. ст. 6 НК РФ, ст. 23 Федерального конституционного закона “О Правительстве РФ“ N 2-ФКЗ от 17.12.1997 г., не должно противоречить нормам Налогового кодекса РФ, обладающего большей юридической силой и действующего в редакции более позднего, по сравнению с Постановлением Федерального закона N 119-ФЗ от 22.05.2005 г. установившего с 01.01.2006 г. единый момент определения налоговой базы по НДС - по отгрузке. В Правилах отсутствует указание на предоставление одновременно с нулевой налоговой декларацией пакета документов, подтверждающего применение ставки 0%. Налоговым кодексом РФ в отношении услуг, поименованных в пп. 7 п. 1 ст. 164 НК РФ (для дипломатических представительств), не предусмотрено применение норм ст. 165 НК РФ. устанавливающих требования к представлению налогоплательщиками именно пакетов определенных документов для подтверждения обоснованности применения ставки 0%. Наоборот, в п. 9 и 12 ст. 165 НК РФ сделаны прямые отсылки к порядку применения ставки 0% при реализации услуг диппредставительствам. утв. Правительством РФ. Таким образом, нормы п. 5 Правил применения нулевой ставки в условиях действия с 01.01.2006 г. новой редакции ст. 167 НК РФ не могут толковаться как исключающие обоснованность применения ставки 0% при отсутствии платежно-расчетных документов.

Кроме того, Правила предусматривают представление платежных документов, свидетельствующих о перечислении денежных средств дипломатическим и приравненным к ним иностранным представительствам. Вместе с тем, заявитель каких-либо денежных средств посольствам не перечислял, соответственно, отсутствует обязанность представления платежных поручений, предусмотренных
законодательством (пункт 5 Правил).

В Определении Конституционного Суда РФ от 12 июля 2006 г. N 266-0 указано, что “как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в Российской Федерации как правовом государстве законы о налогах должны содержать четкие и понятные нормы. Именно поэтому Налоговый кодекс Российской Федерации предписывает, что необходимые элементы налогообложения (налоговых обязательств) должны быть сформулированы так чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он обязан платить (пункт 6 статьи 3), а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах толкуются в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3): формальная определенность налоговых норм предполагает их достаточную точность, чем обеспечивается их правильное понимание и применение; расплывчатость налоговой нормы может привести к не согласующемуся с конституционным принципом правового государства произвольному и дискриминационному ее применению государственными органами и должностными лицами в их отношениях с налогоплательщиками и тем самым - к нарушению конституционного принципа юридического равенства и вытекающего из него требования равенства налогообложения, закрепленного пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации“.

Таким образом, п. 5 Правил нельзя толковать как обязывающий налогоплательщиков представлять платежные документы об оплате дипломатическими представительствами оказанных им услуг связи.

Суд принимает во внимание и то, что с учетом изменений, внесенных в главу 21 НК РФ Федеральным законом от 22.07.2005 г. N 119-ФЗ, в том числе и в части определения налоговой базы по НДС, факт оплаты и наличие подтверждающих оплату документов уже не имеют того правового значения, как до внесения указанных изменений. В связи с этим положения Постановления Правительства РФ N 1033 подлежат применению с учетом положений главы 21 НК РФ и внесенных в нее изменений.

Указанная позиция суда соответствует судебной практике ФАС МО. В данном случае суд учитывает, что ни в НК РФ, ни в Правилах применения нулевой ставки не указаны те последствия, которые применяет налоговый орган - доначисление НДС по ставке 18% в случае отсутствия платежных документов.

В соответствии со ст. 164 в НК РФ предусмотрено применение нескольких налоговых ставок: ставка 0%, применяется при реализации указанной в п. 1 пп. 1 - 10 ст. 164 НК РФ (в т.ч. пп. 7 - при реализации услуг дипломатическим представительствам); ставка 10%. Применяется при реализации продовольственных товаров (пп. 1), товаров для детей (пп. 2) периодических печатных изданий (пп. 3), медицинских товаров (пп. 4); ставка 18% применяется в случаях, не предусмотренных п. 1, п. 2 и п. 4 ст. 164 НК РФ. Никаких иных указаний в ст. 164 НК РФ не содержится.

В связи с изложенным, суд считает, что заявитель правомерно включил в налоговую декларацию за май 2006 г. реализацию услуг дипломатическим и приравненным к ним представительствам, а доводы Инспекции о неправильном отражении в декларации за май 2006 г. (исчисленной) суммы реализации и налоговых вычетов являются несостоятельными.

В связи с чем заявителю неправомерно доначислен НДС, пени и налоговые санкции.

Кроме того, суд также считает, что заявитель неправомерно привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 7 722 руб., также неправомерно данная сумма зачтена из переплаты согласно решения о зачете N 154 от 10.04.07 г. по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ и п. 42 Постановления Пленума ВАС РФ N 5 от 28.02.2001 г. “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса РФ“, обязательным условием привлечения налогоплательщика к ответственности является наличие недоимки (задолженности перед бюджетом).

Однако, оспариваемое решение N 9/16-35 от 05.03.2007 г. не содержит информации о наличии или отсутствии недоимки ни по состоянию на 01.12.2006 г. - дату подачи уточненной налоговой декларации за май 2006 г., ни на 05.03.2007 г. - дату вынесения решения N 9/16-35, что свидетельствует об отсутствии у налогового органа надлежащих доказательств наличия у общества задолженности перед бюджетом.

Из представленных документов - акта сверки от 19.12.06 г. (л.д. 29 - 31 т. 2), решения N 16-73 от 18.10.06 г. (л.д. 27 т. 2) следует, что заявитель имеет значительную переплату в бюджет, в решении от 18.10.06 г. данная сумма указана в размере 123 208 506,59 руб.

В пояснениях Инспекция также подтверждает, что с 21.06.06 г. у ОАО “Ростелеком“ имеется переплата (л.д. 118 т. 3), т.е. на дату подачу уточненной налоговой декларации и дату вынесения решения от 05.03.07 г. у заявителя имеется переплата по НДС по данным Инспекции.

Зачет произведен без соблюдения ст. 46 НК РФ, т.е. без выставления требования об уплате налоговых санкций в добровольном порядке.

Налогоплательщик не извещался о месте и времени рассмотрения материалов камеральной проверки, в связи с чем Инспекцией нарушен порядок привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности.

В связи с изложенным ненормативные акты Инспекции признаются судом недействительными.

Расходы по госпошлине относятся на Инспекцию в соответствии со ст. 110 АПК РФ и положениями главы 25.3 НК РФ.

На основании изложенного, ст. ст. 164, 167, 176 НК РФ, руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 201 АПК РФ, суд

решил:

признать недействительными ненормативные акты МИФНС России по КН N 7 вынесенные в отношении ОАО “Ростелеком“ - решение N 22/16-33 от 05 марта 2007 г. об отказе в возмещении сумм НДС, решение N 9/16-35 от 05 марта 2007 г. о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, решение о зачете N 154 от 10.04.07 г. и обязать МИФНС России по КН N 7 устранить допущенные нарушения путем восстановления в лицевом счете суммы переплаты в размере 7 722 руб.

Ненормативные акты проверены на соответствие ст. ст. 164, 167, 176 НК РФ.

Взыскать с МИФНС России по КН N 7 в пользу ОАО “Ростелеком“ расходы по госпошлине в сумме 6 000 руб.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в месячный срок после принятия решения.