Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Московской области от 13.06.2007 по делу N А41-К2-6924/07 Требование о признании незаконными действий регистрирующего органа по регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок удовлетворено, так как регистрирующим органом не представлено доказательств законности совершения оспариваемых действий по государственной регистрации права собственности Российской Федерации.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 13 июня 2007 г. по делу N А41-К2-6924/07

“09“ июня 2007 года - оглашена резолютивная часть решения

“13“ июня 2007 года - решение изготовлено в полном объеме

Арбитражный суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Б.

протокол судебного заседания вел судья Б.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Министерства имущественных отношений Московской области

к Главному Управлению Федеральной регистрационной службы по Московской области; Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Московской области;

Обществу с ограниченной ответственностью “СТ Инжиниринг“

о признании незаконными действий по регистрации права собственности

при участии в заседании

от заявителя: Ч. - заместитель зав. отделом, удостоверение N 475 от 09.06.2005 года, доверенность от
28.12.2006 года N ИС-15594

от ГУ ФРС по МО: П. - специалист 1 разряда, удостоверение N ТО N 001741 от 07.05.2007 года, доверенность N 28-Д от 19.02.2007 года

от Общества: Е. - представитель по доверенности б/н от 30.04.2007 года, паспорт от 06.04.2001 года N 46 00 951817

установил:

Министерство имущественных отношений Московской области (далее по тексту - Минимущество МО) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконными действий Главного управления Федеральной регистрационной службы по Московской области (далее по тексту - ГУ ФРС по МО) по выдаче свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации от 23.11.2006 года N HAN 0930772; о признании незаконным свидетельства от 23.11.2006 года N HAN 0930772 о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 193 700 кв. м с кадастровым номером 50:21:03 02 10:0077, расположенный по адресу: Московская область, Ленинский р-н, в районе поворота с Варшавского шоссе на г. Видное (северная сторона); о признании недействительной и прекращении записи о регистрации права собственности Российской Федерации от 23.11.2006 года N 50-50-98/028/2006-366 на земельный участок площадью 193 700 кв. м с кадастровым номером 50:21:03 02 10:0077, расположенный по адресу: Московская область, Ленинский р-н, в районе поворота с Варшавского шоссе на г. Видное (северная сторона); о применении положений о немедленном исполнении решения арбитражного суда.

В качестве заинтересованных лиц также выступают: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Московской области и Общество с ограниченной ответственностью “СТ Инжиниринг“.

В судебном заседании, состоявшемся 28 мая 2007 года, заявленные требования были уточнены. Министерство имущественных отношений Московской области просит:

- признать незаконными действия Главного
управления Федеральной регистрационной службы по Московской области по регистрации права собственности Российской Федерации (регистрационная запись N 50-50-98/028/2006-336 от 23.11.2006 года на земельный участок площадью 193 700 кв. м с кадастровым номером 50:21:03 02 10:0077, расположенный по адресу: Московская область, Ленинский р-н, в районе поворота с Варшавского шоссе на г. Видное (северная сторона);

- обязать Управление Федеральной регистрационной службы погасить неправомерно внесенную регистрационную запись о праве собственности Российской Федерации N 50-50-98/028/2006-336 от 23.11.2006 года на земельный участок площадью 193 700 кв. м с кадастровым номером 50:21:03 02 10:0077, расположенный по адресу: Московская область, Ленинский р-н, в районе поворота с Варшавского шоссе на г. Видное (северная сторона);

- применить положения о немедленном исполнении решения арбитражного суда.

Согласно ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявленные уточнения судом рассмотрены и приняты.

До начала судебного заседания представитель ООО “СТ Инжиниринг“ обратился с устным ходатайством о замене ООО на ЗАО “СТ Инжиниринг“. В дополнение к ходатайству приложена Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц.

Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.

Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Московской области в настоящем судебном заседании отсутствует. О времени и месте его проведения надлежащим образом извещен, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении заказной корреспонденции от 30 мая 2007 года. Отзыв не представлен, заявленные требования не оспорены.

Спор рассматривается в порядке п. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя заинтересованного лица, надлежащим образом уведомленного.

Представитель заявителя требования (с учетом уточнений) поддерживает в полном объеме. Изложил свои доводы относительно рассматриваемого спора.

Представитель ГУ ФРС по МО требования отклоняет по мотивам, изложенным в отзыве
N 514-ОСЗ/П от 08.06.2007 года.

В данном отзыве также обращено особое внимание арбитражного суда на пропуск заявителем трехмесячного срока, установленного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для обжалования действий государственного органа.

Представитель ЗАО “СТ Инжиниринг“ заявленные Минимуществом МО требования поддерживает в полном объеме.

Выслушав сторон, присутствующих в настоящем судебном заседании, оценив представленные в качестве доказательств по делу документы, арбитражный суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов рассматриваемого спора, распоряжением Минимущества МО N 253 от 09.03.2005 года (л.д. 9) принято решение о предоставлении в аренду (переоформлении) земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 193 700 кв. м с кадастровым номером 50:21:03 02 10:0077, расположенного по адресу: Московская область, Ленинский р-н, в районе поворота с Варшавского шоссе на г. Видное (северная сторона) Федеральному государственному унитарному предприятию “Совхоз имени XXI съезда КПСС“ сроком на 49 лет. Согласно п. п. 2 и 3 указанного распоряжения Минимуществом МО был заключен договор о предоставлении права аренды на указанный выше земельный участок от 25.04.2005 года N 13036-Z (л.д. 15 - 17), согласованный с Территориальным управлением Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Московской области (в настоящее время - Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Московской области) 04.05.2005 года.

23.03.2006 года ФГУП “Совхоз имени XXI съезда КПСС“ письмом N 435а/1 (л.д. 21) уведомило Минимущество МО о заключении договора N 62002/1 от 20.02.2006 года (л.д. 22 - 23) об уступке прав аренды земельного участка, зарегистрированного в ГУ ФРС по МО от 28.03.2006 года за N 50-50-98/009/2006-181.

Из данных обстоятельств спора
следует, что заявитель является арендодателем земельного участка площадью 193 700 кв. м с кадастровым номером 50:21:03 02 10:0077, расположенного по адресу: Московская область, Ленинский р-н, в районе поворота с Варшавского шоссе на г. Видное (северная сторона).

Тем не менее, 23.11.2006 года ГУ ФРС по МО было выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанный выше земельный участок (л.д. 8).

Заявитель полагает, что у ГУ ФРС по МО отсутствовали какие-либо основания для государственной регистрации права собственности на земельный участок за Российской Федерацией, в связи с чем подано рассматриваемое заявление.

Судом установлено, что на момент выдачи свидетельства спорный земельный участок уже не был предоставлен ФГУП “Совхоз имени XXI съезда КПСС“, так как предприятие уже отказалось от права на земельный участок, переуступив его ООО “СТ Инжиниринг“ (в настоящее время - ЗАО “СТ Инжиниринг“). Договор переуступки права, как уже отмечалось выше, в установленном порядке прошел государственную регистрацию.

Таким образом, с 25.04.2005 года и до настоящего времени Минимущество МО является арендодателем земельного участка площадью 193 700 кв. м с кадастровым номером 50:21:03 02 10:0077, расположенного по адресу: Московская область, Ленинский р-н, в районе поворота с Варшавского шоссе на г. Видное (северная сторона).

Согласно ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые
приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно ст. 2 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 года “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии со ст. 13 Закона N 122-ФЗ правовая экспертиза представленных документов является обязательной частью проведения государственной регистрации прав.

На основании ст. 18 Закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.

Как подчеркивает в своем заявлении Минимущество МО, регистрирующий орган требования ст. 13 и ст. 18 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 года “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ не исполнил. Правовая экспертиза представленных документов
и законность сделки регистратором проведена не была.

Действующим законодательством, а именно ст. 30.1 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 года “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ установлено, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, либо муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица, в котором указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

Как следует из материалов дела, заявитель 12 октября 2005 года письмом N ИС-10025 обращался в регистрирующий орган с заявлением о регистрации договора аренды земельного участка (л.д. 24).

Российская Федерация или ее представитель не обращались в 2005 года с заявлением о регистрации права Российской Федерации на спорный земельный участок.

Кроме того, согласно ст. 17 Земельного кодекса Российской Федерации право собственности у Российской Федерации на земельные участки могло возникнуть в связи с признанием таковых федеральными законами, право собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, а также в случае приобретения земельных участков по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 17.07.2001 года N 101-ФЗ “О разграничении государственной собственности на землю“ право собственности на земельные участки при разграничении госсобственности на землю могло возникнуть только после принятия соответствующих постановлений Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю.

Такое постановление Правительством Российской Федерации принято не было.

Таким образом, ГУ
ФРС по МО не представлено надлежащих доказательств законности совершения оспариваемых действий по государственной регистрации права собственности Российской Федерации.

Суд также обращает внимание на имеющуюся в материалах дела Выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имуществом и сделок с ним (л.д. 34) в отношении спорного земельного участка. В разделе “вид права“ записано: регистрация права государственной собственности на землю до разграничения не требуется.

Также судом принимается во внимание довод заявителя о том, что нарушение требований федерального законодательства влечет за собой нарушение имущественных интересов субъекта Российской Федерации - Московской области. Кроме того, получение неналоговых поступлений от арендной платы учтено при составлении бюджета области на 2007 год. Следовательно, неправомерные действия регистрирующего органа нарушили интересы Московской области в сфере экономической деятельности.

Заявление ГУ ФРС по МО о пропуске Министерством имущественных отношений Московской области трехмесячного срока, установленного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для обжалования действий государственного органа судом также отклоняется.

Заявитель представил в материалы дела доказательства, на основании которых суд приходит к выводу о том, что о нарушении его прав и законных интересов ему стало известно лишь 25 января 2007 года. Заявление поступило в арбитражный суд - 17 апреля 2007 года, что подтверждается штампом канцелярии (л.д. 2).

Пункт 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В соответствии с п. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствует закону или иному
нормативно-правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявленные требования Министерства имущественных отношений Московской области - удовлетворить.

Признать незаконными действия Главного управления Федеральной регистрационной службы по Московской области по регистрации права собственности Российской Федерации (регистрационная запись N 50-50-98/028/2006-336 от 23.11.2006 года на земельный участок площадью 193 700 кв. м с кадастровым номером 50:21:03 02 10:0077, расположенный по адресу: Московская область, Ленинский р-н, в районе поворота с Варшавского шоссе на г. Видное (северная сторона).

Обязать Управление Федеральной регистрационной службы погасить неправомерно внесенную регистрационную запись о праве собственности Российской Федерации N 50-50-98/028/2006-336 от 23.11.2006 года на земельный участок площадью 193 700 кв. м с кадастровым номером 50:21:03 02 10:0077, расположенный по адресу: Московская область, Ленинский р-н, в районе поворота с Варшавского шоссе на г. Видное (северная сторона).

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение суда может быть обжаловано в установленном законом порядке в 10 Арбитражном апелляционном суде.