Решения и определения судов

Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2007, 21.05.2007 по делу N А41-К2-21849/06 Исковые требования о признании недействительными решения и требования налогового органа удовлетворены правомерно, так как земли истца не выполняют функцию земель санитарного, санитарно-гигиенического, рекреационного назначения, не являются зоной отдыха или курортной зоной, в связи с чем установленный нормативным актом субъекта РФ повышающий коэффициент не подлежит применению при расчете земельного налога.

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

15 мая 2007 г. Дело N А41-К2-21849/0621 мая 2007 г. “

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2007 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2007 года.

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ч., судей А., М., при ведении протокола судебного заседания Т., при участии в заседаний: от истца (заявителя): К. дов. N 12-02-01/16 от 15.01.2007, от ответчика (должника): Ч.А. дов. N 03-26 от 28.12.2006, уд. УР N 016791, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по г. Павловскому Посаду Московской области на решение Арбитражного
суда Московской области от 19 февраля 2007 года по делу N А41-К2-21849/06, принятого судьей Р., по иску (заявлению) ОАО “Павлово-Посадский камвольщик“ к ИФНС России по г. Павловскому Посаду Московской области о признании недействительными решения и требования налогового органа,

УСТАНОВИЛ:

ОАО “Павлово-Посадский камвольщик“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к ИФНС России по г. Павловскому Посаду Московской области (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решения от 14.08.2006 N 10-04/3307 и требования N 15010 об уплате налога по состоянию на 18.08.2006 налогового органа.

Решением Арбитражного суда Московской области от 19 февраля 2007 года заявленные требования удовлетворены.

Инспекция считает решение суда первой инстанции незаконным, подлежащим отмене по основаниям неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем, подана апелляционная жалоба.

Инспекция в апелляционной жалобе указала, что налоговым органом на основе представленных Обществом налоговых деклараций по земельному налогу за 2003 г. проведена камеральная налоговая проверка, в ходе которой установлено занижение земельного налога за 2003 г. в сумме 2649788 руб.

Согласно п. “и“ ст. 72 Конституции РФ установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в силу ч. 3 ст. 75 Конституции РФ система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, общие принципы налогообложения устанавливаются федеральным законом. Общие принципы налогообложения на период принятия Закона МО “О плате за землю в Московской области“ установил Закон РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ N 2118-1 от 27.12.1991, действующий и в настоящее время. На основании пп.
“б“ п. 1 ст. 21 данного Закона, земельный налог относится к местным налогам, которые устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории. При этом ставки налогов определяются законодательными актами республик в составе РФ или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, городов и иных административно-территориальных образований.

Повышающий коэффициент 2,5 согласно ст. 2 Закона Московской области устанавливается за земли городов в соответствии с приложением 2 (таблица 2) к Закону РФ “О плате за землю“, а указанная таблица 2 устанавливает; повышающие коэффициенты к средней ставке земельного налога в курортных зонах отдыха, и в соответствии с этой таблицей вся Московская область без каких-либо изъятий отнесена к зоне отдыха г. Москвы. Поскольку в настоящее время федеральное законодательство не содержит определения “зоны отдыха“. Статьей 8 Закона “О плате за землю“ налог на основе средних ставок согласно приложению 2 к этому Закону устанавливается именно за городские (поселковые, а не какие-то другие земли, и по смыслу указанной статьи Федерального закона ко всем городам Московской области применимы повышающие коэффициенты, предусмотренные таблицей 2 приложения 2 к данному Закону, а установленный ст. 2 Закона Московской области для земель городов Московской области повышающий коэффициент 2,5 является минимальным из коэффициентов, предусмотренных указанной таблицей. В статье 68 Земельного кодекса РФ также определено, что границы и правовой режим пригородных зон Москвы и Санкт-Петербурга утверждаются федеральными законами, поскольку до настоящего времени пригородная зона г. Москвы (и соответственно, зона отдыха населения в ней) федеральным законом не определена. Однако Общество не применяет коэффициент 2,5.

Решениями Московского областного суда от 04.11.2004 и Верховного Суда РФ
от 16.02.2005 признана недействующей и не подлежащей применению статья 9 Закона Московской области от 16.06.1995 N 18/95-03 “О плате за землю в Московской области“. Данной статьей было установлено, что средние ставки земельного налога за городские (поселковые) земли увеличивается кратно коэффициентам, учитывающим местоположение городов (поселков), согласно приложению N 7 к Закону Московской области.

В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 209 ГПК РФ в случае подачи кассационной решение суда, если оно не отменено, вступает в законную силу после рассмотрения дела судом кассационной инстанции. С учетом этого решение Московского областного суда от 04.11.2004 вступило в силу с 16.02.2005. На основании вышеизложенного средние ставки земельного за земли городов, установленные в соответствии с Законом РФ “О плате за землю“, применяется с повышающим коэффициентом 2,5 согласно статье 2 и без применения коэффициентов согласно ст. 9 Закона Московской области. Таким образом, коэффициент 1,6 не применяется, начиная с 16.02.2005.

Однако Общество не применяет коэффициент 1,6 в 2003 г. в размере 5,29 за 1 квадратный метр по 3-й градостроительной ценности. Сумма налога, подлежащая уплате, составляет по данным Общества 882705 руб.

Решением Совета депутатов Муниципального образования “Павлово-Посадский район“ N 286/53 от 18.07.2003 “Об утверждении ставок земельного налога в Павлово-Посадском районе Московской области на 2003 г. с учетом территориального зонирования“ для 3-й градостроительной зоны установлена налоговая ставка в размере 21,17 руб. за 1 кв. метр. Таким образом, сумма земельного налога по результатам налоговой проверки составит за 2003 г. - 3532493 руб.

В судебное заседание Инспекция явилась и поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме.

Общество в судебное заседание явилось и представило отзыв на апелляционную
жалобу Инспекции, составленный в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В отзыве Общество пояснило, что земельный налог относится к местным налогам, порядок взимания земельного налога регулируется Законом РФ от 11.10.1991 N 1738-1 “О плате за землю“ и нормативными актами законодательных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 8 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно приложению 2 (таблицы 1, 2, 3). Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.

Таблицей 2 приложения N 2 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 “О плате за землю“ установлены коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах. Данные коэффициенты подлежат применению только для земельных участков, которые расположены в курортных зонах.

В статье 2 Закона Московской области от 16.06.1995 N 18/95-03 “О плате за землю в Московской области“, средние ставки земельного налога за земли всех категорий (кроме земель сельскохозяйственного назначения, сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств), на территории Московской области, применяются с повышающими коэффициентами, установленными в соответствии с приложением 2 к Закону РФ “О плате за землю“: за землю городов - 2,5.

Коэффициент 2,5 установлен Законом РФ от 11.10.1991 N 1738-1 “О плате заземлю“ в курортных зонах и не может применяться обществом при исчислении земельного налога, так как предоставленные в постоянное бессрочное пользование земли не являются зонами отдыха и не отнесены к курортным зонам.

Законом РФ от 11.10.1991 N 1738-1 “О плате за землю“,
не предусмотрено право органам субъектов РФ и органам местного самоуправления, устанавливать какие-либо коэффициенты, увеличивающие средние ставки земельного налога за городские (поселковые) земли.

Следовательно, по мнению Общества, повышающий коэффициент 2,5 не подлежит применению при исчислении земельного налога.

Кроме того, согласно ст. 9 (приложение 7) Закона Московской области от 16.06.1995 N 18/95-03 “О плате за землю в Московской области“ для каждого города или поселка области были введены соответствующие повышающие коэффициенты с учетом статуса конкретных городов и поселков, уровня развития социально- культурного потенциала и местоположения.

Таблицей 3 приложения 2 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 “О плате за землю“ установлены коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала, которые подлежат применению только в отношении земельных участков, расположенных в столицах республик в составе Российской Федерации, краевых и областных центров.

Федеральным законодательством не предусмотрена дифференциация ставок земельного налога в зависимости от местоположения городов и поселков.

Таким образом, ст. 9 Закона Московской области от 16.06.1995 N 18/95-03 “О плате за землю в Московской области“ и приложение 7 к Закону противоречат федеральному законодательству и не подлежат применению.

Кроме того, решение Совета депутатов Павлово-Посадского района Московской области от 21.04.2000 N 369/55 “Об утверждении ставок земельного налога в Павлово-Посадском районе Московской области на 2000 год с учетом территориального зонирования“ (с изменениями от 18.07.2003) противоречит Закону РФ от 11.10.1991 N 1738-1 “О плате за землю“ и не подлежит применению при исчислении земельного налога, в части коэффициента, учитывающего статус конкретных городов и поселков, уровень развития социально-культурного потенциала и местоположения - 1,6.

Применив правильные ставки земельного налога, исчисленные в соответствии с действующим законодательством, Общество
представило в налоговый орган уточненные декларации по земельному налогу за 2003 г., указав на переплату земельного налога в сумме 2649788 рублей.

Расчет земельного налога произведен налоговым органом с повышающими коэффициентами 2,5 и 1,6 со ссылкой на то, что подлежит применению Закон Московской области от 16.06.1995 N 18/95-03 “О плате за землю в Московской области“.

Федеральное законодательство установило пределы, в рамках которых субъектам Российской Федерации предоставлено право, устанавливать конкретные налоговые ставки. В Законе РФ от 11.10.1991 N 1738-1 (приложение N 2) повышающий коэффициент установлен для земель Московской области, являющихся зонами отдыха Москвы, в зависимости от рекреационной ценности градостроительных зон, но не для всей Московской области.

В силу ст. ст. 86, 98 Земельного кодекса РФ земельный участок, используемый Обществом не относится к землям отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, не выполняет санитарные, санитарно-гигиенические и рекреационные функции, поскольку используется для промышленной деятельности.

В Законе РФ “О плате за землю“ не содержится определение понятий “курортная зона“ и “зона отдыха“. Поэтому в силу ст. 11 НК РФ они подлежат применению в том значении, в каком используются в других отраслях права.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 23.02.1995 N 26-ФЗ “О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах“ под курортом понимается освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами, зданиями и сооружениями, включая объекты курортологических, необходимых для эксплуатации инфраструктуры. Признание территории курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством РФ, соответствующим органом исполнительной власти, органом местного у самоуправления на основании специальных гидрологических и других исследований.

Таким образом, как полагает Общество, к землям, не имеющим
рекреационной ценности, не может применяться коэффициент увеличения средней ставки земельного налога - 2,5 и коэффициент, учитывающий статус конкретных городов и поселков, уровень развития социально-культурного потенциала и местоположения - 1,6.

Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, проверив материалы дела, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что Обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежат земельные участки в г. Павловский Посад, выделенные для промышленных и производственных целей.

В течение 2003 годов при исчислении земельного налога за используемый земельный участок Общество применяло повышающие коэффициенты к средним ставкам налога за земли г. Павловский Посад, установленные ст. ст. 2, 9 Закона Московской области “О плате за землю в Московской области“.

Считая ошибочным применение к используемому земельному участку коэффициента увеличения ставки в курортных зонах (“2,5“) и коэффициента увеличения ставки за счет статуса города и социально-культурного потенциала (“1,6“), Общество 29.05.2006 представило в Инспекцию уточненную декларацию по земельному налогу за 2003 год и заявление о возврате сумму излишне уплаченного земельного налога в размере 2649788 руб. (л.д. 63 - 94).

Заместитель руководителя налогового органа рассмотрев материалы камеральной налоговой проверки в отношении Общества принял решение об отказе в привлечении налогоплательщика к Ответственности за совершение налогового правонарушения от 14.08.2006 N 10-04/3307 (л.д. 11 - 13). На основании данного решения Обществу был доначислен земельный налог в размере 2649788 руб. Обществу также было выставлено требование N 15010 об уплате налога по состоянию на 18.08.2006 (л.д. 14).

Считая действия налогового органа неправомерными, Общество обратилось в арбитражный суд за защитой нарушенного права.

Порядок взимания земельного налога в спорный период регулировался Законом РФ 11.10.1991 N 1738-1
“О плате заземлю“.

Статьей 8 (ч. ч. 1, 2) этого Закона предусмотрено, что налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно приложению 2 (таблицы 1, 2, 3). Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территорий и генеральными планами городов.

Согласно ст. 2 Закона Московской области “О плате за землю в Московской области“ средние ставки земельного налога на земли всех категорий (кроме земель сельскохозяйственного назначения) на территории Московской области применяются с повышающими коэффициентами, установленными в соответствии с приложением 2 (таблица 2) к Закону РФ “О плате за землю“: за земли городов - 2,5, за земли других категорий - согласно коэффициентам увеличения средних ставок земельного налога в зависимости от рекреационной ценности территории Московской области (приложением 1).

В названной норме записано, что повышающие коэффициенты применяются не для всех земель, а лишь для тех категорий, в отношении которых таблицей 2 приложения 2 к Закону РФ “О плате за землю“ предусмотрено их применение.

В частности, в таблице 2 установлены коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах и зонах отдыха. При этом столбец 2 этой таблицы указывает на место нахождения курорта или зоны отдыха, а не описывает всю его территорию.

В Законе РФ “О плате за землю“ не содержится определение понятий “курортная зона“ и “зона отдыха“. Поэтому в силу ст. 11 НК РФ они подлежат применению в том значении, в каком используются в других отраслях права.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 23.02.1995 N 26-ФЗ “О природных лечебных ресурсах,
лечебно-оздоровительных местностях и курортах“ под курортом понимается освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами, зданиями и сооружениями, включая объекты курортологических, необходимых для эксплуатации инфраструктуры. Признание территории курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством Российской Федерации, соответствующим органом исполнительной власти, органом местного самоуправления на основании специальных гидрологических и других исследований.

Согласно ст. 86 Земельного кодекса РФ в составе пригородных зон могут выделяться зеленые зоны, которые выполняют санитарные, санитарно-гигиенические и рекреационные функции и в границах которых запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на окружающую среду.

Согласно ст. 98 Земельного кодекса РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, туристические базы, объекты физической культуры и спорта, туристические парки, лесопарки, детские и спортивные лагеря и другие аналогичные объекты.

Земли Общества не выполняют функцию земель санитарного, санитарно-гигиенического, рекреационного назначения, не являются зоной отдыха или курортной зоной, в связи с чем установленный ст. 2 Закона Московской области “О плате за землю в Московской области“ повышающий коэффициент “2,5“ не подлежит применению.

Повышающий коэффициент “1,6“, установленный ст. 9 Закона Московской области “О плате за землю в Московской области“, также не подлежит применению при расчете земельного налога.

В соответствии с указанной нормой Закона Московской области средние ставки земельного налога на городские (поселковые) земли увеличиваются кратно коэффициентам, учитывающим статус конкретных городов и поселков, уровень развития социального потенциала и местоположение (приложение N 7).

Приложением N 7 к этому Закону для города Павловский Посад установлен коэффициент увеличения “1,6“.

Между тем аналогичные коэффициенты (коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога за статус города, развитие социально-культурного потенциала) предусмотрены приложением N 2 (таблица N 3) к Закону Российской Федерации “О плате за землю“.

Закон Российской Федерации “О плате за землю“ не предоставляет право субъектам Российской Федерации повышать коэффициенты, предусмотренные приложением N 2 (таблица N 3) к этому Закону, и вводить дополнительные коэффициенты.

Кроме того, решение Совета депутатов Павлово-Посадского района Московской области от 21.04.2000 N 369/55 “Об утверждении ставок земельного налога в Павлово-Посадском районе Московской области на 2000 год с учетом территориального зонирования“ (с изменениями от 18.07.2003) противоречит Закону РФ от 11.10.1991 N 1738-1 “О плате за землю“ и не подлежит применению при исчислении земельного налога, в части коэффициента, учитывающего статус конкретных городов и поселков, уровень развития социально-культурного потенциала и местоположения - 1,6.

В соответствии с п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном этой статьей. В п. 7 ст. 78 НК РФ указано, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика.

На основании ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи.

Возврат сумм излишне уплаченного земельного налога в размере 2649788 руб. налоговым органом произведен не был.

В соответствии с п. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их взаимной связи, апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований к его отмене не имеется.

Руководствуясь статьями 176, 266, п. 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Московской области от 19 февраля 2007 года по делу А41-К2-21849/06 оставить без изменения, апелляционную жалобу ИФНС России по г. Павловскому Посаду Московской области - без удовлетворения.

Взыскать с ИФНС России по г. Павловскому Посаду Московской области госпошлину в доход бюджета в сумме 1000 руб.