Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Московской области от 10.05.2007, 17.05.2007 по делу N А41-К1-2931/07 В удовлетворении исковых требований о признании недействительным права собственности на имущество и исключении его из реестра федеральной собственности отказано, поскольку организации федеральной почтовой связи являются государственными унитарными предприятиями, средства почтовой связи, подъездные пути находятся в федеральной собственности и приватизации они не подлежат.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

10 мая 2007 г. Дело N А41-К1-2931/0717 мая 2007 г. “

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 10 мая 2007 г.

Полный текст решения изготовлен 17 мая 2007 г.

Арбитражный суд Московской области в составе: судьи В., при ведении протокола судебного заседания судьей В., рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОАО “ЦентрТелеком“ к ФГУ УФПС Московской обрасти, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по городу Москве, третьи лица - Управление Федеральной регистрационной службы по Московской области, ФГУП “Почта России“, о признании недействительным зарегистрированного права оперативного управления, обязании исключить имущество из реестра федеральной собственности и признании права собственности
на недвижимое имущество, при участии в заседании: от истца П. по дов. N 5-2679 от 02.03.2007, от ответчика ФГУ УФПС Московской области - О. по дов. N 02-14/10гу от 02.04.2007, от третьего лица ФГУП “Почта России“ - Р. по дов. N 50.12-04.04/54 от 10.04.2007, УФРС по МО - Д. по дов. N 399-Д от 28.12.2006,

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество “Центральная телекоммуникационная компания“ (ОАО “ЦентрТелеком“) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Государственному учреждению - Управлению федеральной почтовой связи Московской области (первый ответчик) и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по городу Москве (второй ответчик) о признании недействительным зарегистрированного права оперативного управления первого ответчика на нежилые помещения под номерами 5 - 14, 16 общей площадью 171,2 кв. м, расположенные в здании АТС, инв. N 4622, лит. А, по адресу: Московская область, г. Электрогорск, пл. Советская, 4; обязании второго ответчика исключить указанные нежилые помещения из реестра федерального имущества; признании права собственности истца на данные нежилые помещения.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главное управление Федеральной регистрационной службы по Московской области и федеральное государственное унитарное предприятие “Почта России“.

Иск заявлен на основании ст. 35 Конституции РФ, ст. ст. 8, 131, 164 - 168, 209, 214, 218, 235, 301, 304 ГК РФ, ст. ст. 2, 4, 6 ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“.

В обоснование заявленных требований истец указал, что он является собственником вышеназванных объектов на основании сделки приватизации государственного имущества с момента своего образования 20.06.1994, о чем ему
были выданы свидетельства о государственной регистрации права собственности от 21.03.2003 серия 50 АД N 221277 и от 24.02.2004 серия 50 АД N 743271. При этом, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 28.12.2004 признан ничтожным договор о передаче спорного имущества в оперативное управление первому ответчику. С учетом изложенного государственная регистрация данного права за последним, внесение спорного имущества в реестр федерального имущества, а также распоряжение от 03.07.2003 N 2926-р и акт от 30.11.2003 N 1/315, согласно которым спорное имущество было передано ФГУП “Почта России“, являются незаконными.

В предварительном судебном заседании уточнены наименования первого ответчика - Федеральное государственное учреждение - Управление федеральной почтовой связи Московской области (ФГУ УФПС Московской области) и третьего лица - Управление Федеральной регистрационной службы по Московской области.

ФГУ УФПС Московской области и ФГУП “Почта России“ в отзывах на исковое заявление просили отказать в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что спорные объекты недвижимости не могли быть предметом приватизации. Кроме того, данное имущество внесено в реестр федеральной собственности, с момента ввода в эксплуатацию использовалось и до настоящего времени используется для оказания услуг почтовой связи, в связи с чем оно не могло быть передано истцу в собственность ни при каких условиях (т. 1, л.д. 135 - 137, 138 - 140).

В судебном заседании представитель истца настаивал на доводах и требованиях искового заявления.

Представители ФГУ УФПС Московской области и ФГУП “Почта России“ возражали против доводов истца по мотивам, изложенным в отзывах на исковое заявление.

Представитель Управления Федеральной регистрационной службы по Московской области вопрос об удовлетворении иска оставил на усмотрение суда.

Второй ответчик, извещенный о
месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, в заседание суда своего представителя не направил, отзыв на исковое заявление, а также возражений против заявленных требований не представил.

Дело рассмотрено в порядке п. 3 ст. 156 АПК РФ в отсутствие данного ответчика.

Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в исковом заявлении, отзывах на него и в объяснениях явившихся представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Предметом заявленных по настоящему делу требований является: признание недействительным зарегистрированного права оперативного управления первого ответчика на нежилые помещения под номерами 5 - 14, 16 общей площадью 171,2 кв. м, расположенные в здании АТС, инв. N 4622, лит. А, по адресу: Московская область, г. Электрогорск, пл. Советская, 4; обязание второго ответчика исключить указанные нежилые помещения из реестра федерального имущества; признание права собственности истца на данные нежилые помещения.

В обоснование заявленного требования и в подтверждение наличия права собственности на этот объект недвижимости истец ссылается на план приватизации, утвержденный решением Комитета по управлению имуществом Московской области от 24.04.1994 N 246, распоряжение главы администрации Московской области от 09.06.1994 N 567-р и свидетельство о государственной регистрации истца в качестве юридического лица (т. 1, л.д. 14 - 19, 25, 117).

При этом арбитражным судом установлено, что согласно выписке из реестра федерального имущества по состоянию на 18.12.2006 спорное недвижимое имущество внесено в указанный реестр и на основании акта о приеме-передаче объектов недвижимости от 30.11.2003 N 1/315, распоряжения Минимущества России от 03.07.2003 N 2926-р, а также
распоряжения Правительства Российской Федерации от 08.09.2005 N 1362-р передано в хозяйственное ведение ФГУП “Почта России“ (т. 1, л.д. 50 - 51, т. 2, л.д. 54 - 60).

Кроме того, на основании договора N 17-д о закреплении за государственным учреждением почтовой связи “Управление Федеральной почтовой связи Московской области“ государственного федерального имущества в оперативное управление от 05.06.1997, данное право на спорное имущество за первым ответчиком было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (т. 1, л.д. 49).

Имеется в виду пункт 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.02.1998 N 8.

Согласно п. 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.1998 N 3 субъектами права федеральной, государственной и муниципальной собственности являются Российская Федерация, соответствующие субъекты Российской Федерации, муниципальные образования на переданное в их собственность имущество в порядке, установленном Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“.

Документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.

До момента внесения объектов в соответствующий реестр таким документом является перечень объектов, составленный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265 “О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации“ и Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп.

При разрешении споров о праве
собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в указанные реестр или перечень, арбитражный суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется Приложениями N 1, 2 и 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1.

В соответствии с Приложением N 1 к вышеназванному Постановлению объекты государственной собственности, указанные в данном Приложении, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.

В п. 6 раздела IV Приложения N 1 объектами государственной собственности прямо названы предприятия связи.

В соответствии с п. 2.2.9 Государственной программы приватизации государственных предприятий в Российской Федерации на 1992 год, утвержденной Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11.06.1992 N 2980-1 предприятия связи отнесены к объектам и предприятиям, приватизация которых осуществляется по решению Правительства Российской Федерации. Это же положение содержится в пункте 6 Временного положения о связи в Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 31.07.1992 N 810.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.1992 N 1003 “О приватизации предприятий связи“ разрешена приватизация государственных предприятий связи и информатики и их структурных подразделений, при этом подразделения почтовой связи подлежат выделению из состава данных предприятий с последующим образованием на их базе государственных учреждений, входящих в федеральную систему и не подлежащих приватизации.

Пунктом 7.11 Приказа Министерства связи Российской Федерации от 24.11.1992 N 433 “О структурной перестройке отрасли “Связь“ Российской Федерации“ установлено, что акционерное общество (государственное предприятие электрической связи) является правопреемником ГПСИ в части обязательств по вопросам электросвязи и проводного вещания, а в части почтовой связи - вновь созданное Управление федеральной почтовой связи.

При
этом пунктом 2.1.24 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий, утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.1993 N 2284, запрещена приватизация объектов и предприятий Федерального управления почтовой связи при Министерстве связи Российской Федерации.

Кроме того, ст. 2 ФЗ “О почтовой связи“ установлено, что организации федеральной почтовой связи - это организации почтовой связи, являющиеся государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Средства почтовой связи, подъездные пути и иное имущество предоставляются организациям федеральной почтовой связи в хозяйственное ведение. Имущество организаций федеральной почтовой связи, включая средства почтовой связи, является федеральной собственностью и приватизации не подлежит (ст. 24 данного Закона).

Арбитражным судом установлено, что спорное недвижимое имущество с 1968 года находилось на балансе правопредшественника истца - ФГУП “Управление федеральной почтовой связи г. Москвы “Московский почтамт“, и продолжало находиться на балансе ФГУП “Почта России“.

Таким образом, спорное имущество не могло быть передано в собственность АООТ “Электросвязь“ (правопредшественника ОАО “Центртелеком“) при приватизации ГПСИ “Россвязьинформ“.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заявленные истцом требования о признании права собственности на спорное имущество и обязании второго ответчика исключить его из реестра федеральной собственности удовлетворению не подлежат.

В силу п. 1 ст. 4 АПК РФ судебной защите подлежат нарушенные или оспариваемые права и законные интересы заинтересованного лица.

Поскольку право оперативного управления является производным от права собственности, при вышеизложенных изложенных обстоятельствах истец не может быть признан заинтересованным лицом в смысле указанной нормы, в связи с чем его требования о признании недействительным зарегистрированного права оперативного управления первого ответчика на спорное имущество, также удовлетворению не подлежат.

Кроме того, решение Арбитражного
суда Московской области от 22.12.2004 по делу N А41-К1-15/04, которым ГУ УФПС Московской области было отказано в иске к ОАО “ЦентрТелеком“ о признании недействительным зарегистрированного права собственности ответчика на помещения, расположенные по адресу: Московская область, г. Талдом, ул. Собцова, д. 1, общей площадью 524,1 кв. м, на которое ссылается истец в обоснование своих требований, с учетом предмета и оснований настоящего иска не может быть признано преюдициальным для рассмотренного спора.

Руководствуясь ст. ст. 167 - 171, 176, 110 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в иске отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок со дня его принятия.