Решения и определения судов

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2006 по делу N А14-6210/2006/143/24 Апелляционная жалоба подлежит удовлетворению на основании ст. 239 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой взыскание задолженности по налогам и сборам, а также пени с бюджетных счетов налогоплательщиков - бюджетных учреждений осуществляется только в судебном порядке.

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 сентября 2006 года Дело N А14-6210/2006/143/24“

Резолютивная часть постановления объявлена 19.09.2006

Полный текст постановления изготовлен 26.09.2006

(извлечение)

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N по Воронежской области на определение Арбитражного суда Воронежской области от 03.07.2006,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N по Воронежской области (далее - налоговый орган, инспекция) обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к федеральному государственному учреждению А. (далее - налогоплательщик, лесхоз) о взыскании задолженности по налогу на добавленную стоимость в сумме 120691 рубля и единому социальному налогу в сумме 6000 рублей.

Определением Арбитражного суда Воронежской
области от 03.07.2006 производство по делу прекращено в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.

Не согласившись с определением суда, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой на него, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.

В апелляционной жалобе инспекция указывает на правомерность обращения с соответствующим исковым заявлением в арбитражный суд, поскольку возможность взыскания задолженности по налогам в порядке, предусмотренном статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации, отсутствует.

В судебное заседание апелляционной инстанции налогоплательщик, извещенный о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, не явился. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотрение спора в его отсутствие.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя налогового органа, суд апелляционной инстанции считает определение Арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене с направлением дела на рассмотрение по существу в суд первой инстанции.

Как видно из материалов дела, с целью соблюдения исполнения федеральным государственным учреждением А. обязанности по уплате налогов и сборов инспекцией направлено требование об уплате налогов N 59281 со сроком уплаты 07.01.2006.

Поскольку налогоплательщик добровольно погасил задолженность только по налогу на добавленную стоимость сроком уплаты 20.10.2005 в сумме 5242 рублей, инспекцией вынесено решение N 32 от 16.02.2006 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке.

В связи с отсутствием у налогоплательщика расчетных счетов в кредитных организациях инкассовые поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации в соответствии с пунктом 2 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом не направлялись.

Указанное обстоятельство
явилось основанием для обращения налогового органа в Арбитражный суд за судебным взысканием задолженности по уплате налогов.

Прекращая производство по делу, суд первой инстанции исходил из следующего.

Согласно пункту 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации решение о взыскании налогов за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога.

Так как установленный вышеуказанной нормой срок для принятия инспекцией решения о взыскании налогов за счет денежных средств налогоплательщика пропущен не был, по мнению суда первой инстанции, у налогового органа отсутствовало право на обращение в арбитражный суд с заявлением о взыскании причитающейся к уплате суммы налога.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанной позицией Арбитражного суда Воронежской области.

Как следует из пункта 1.1 устава, утвержденного Приказом Федерального агентства лесного хозяйства N 42 от 29.03.2005, лесхоз является федеральным государственным учреждением, подведомственным Федеральному агентству лесного хозяйства, которое, в свою очередь, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере лесного хозяйства, а также по нормативно-правовому регулированию в указанной сфере (пункт 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 283 от 16.06.2004).

Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении налогоплательщика по состоянию на 21.04.2006 подтверждает его государственную регистрацию в качестве государственного учреждения,
учредителем которого является Рослесхоз.

Согласно пункту 1.3 устава лесхоз имеет счета в органах Федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

В соответствии с пунктом 1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов, является бюджетным учреждением.

Денежные средства бюджетного учреждения являются составной частью бюджета соответствующего уровня. Пунктом 6 статьи 161 установлено, что бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. Бюджетное учреждение, подведомственное федеральным органам исполнительной власти, использует бюджетные средства исключительно через лицевые счета бюджетных учреждений, которые ведутся Федеральным казначейством (пункт 7 статьи 161 Бюджетного кодекса).

Согласно пункту 5 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание налога за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов, за исключением ссудных и бюджетных счетов.

Взыскание недоимки по налогам и сборам, а также пени с бюджетных счетов получателей бюджетных средств в бесспорном порядке Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено, соответственно право такого взыскания налоговым органам Кодексом не предоставлено.

Кроме того, с 01.01.2006 Федеральным законом
N 197-ФЗ от 27.12.2005 “О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон “Об исполнительном производстве“ установлен новый порядок обращения взыскания на денежные средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии со статьей 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона N 197-ФЗ от 27.12.2005 обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных Кодексом. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Кодекса.

Следовательно, с 01.01.2006 у налогового органа отсутствуют возможности по взысканию задолженности по налогам за счет денежных средств бюджетных учреждений, находящихся на лицевых счетах в органах Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации, а также путем взыскания налога за счет иного имущества указанных налогоплательщиков в порядке, предусмотренном статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, поскольку принятые налоговым органом меры по внесудебному взысканию задолженности по налогам не привели к ее погашению ввиду отсутствия у учреждения расчетных счетов в банках, а финансирование осуществляется через бюджетный счет, взыскание с которого предусмотрено только в судебном порядке, суд не имел права прекращать производство по делу, а обязан был рассмотреть спор по существу.

В связи с изложенным апелляционная жалоба налогового органа подлежит удовлетворению, а определение суда первой инстанции - отмене как принятое с нарушением норм материального и процессуального права.

Вопрос о распределении судебных расходов судом
не решается, так как апелляционная жалоба на определение о прекращении производства по делу не оплачивается государственной пошлиной в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 16, 17, 258, 266 - 268, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N по Воронежской области удовлетворить.

Определение Арбитражного суда Воронежской области от 03.07.2006 по делу N А14-6210/2006/143/24 отменить.

Направить дело в Арбитражный суд Воронежской области для рассмотрения дела по существу.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.