Решения и определения судов

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2007, 02.05.2007 N 09АП-4944/2007-АК по делу N А40-59291/06-128-372 Согласно п. 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина РФ от 16.12.2004 N 116н, возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

27 апреля 2007 г. Дело N 09АП-4944/2007-АК2 мая 2007 г. “

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2007 г.

Полный текст постановления изготовлен 2 мая 2007 г.

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи З., судей С., Т., при ведении протокола судебного заседания председательствующим, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИП С.Л. на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.02.2007 по делу N А40-59291/06-128-372 по заявлению ИП С.Л. к 1) ГУ-ГУ ПФР N 7 по г. Москве и Московской области, 2) ИФНС РФ N 19 по г. Москве
о признании незаконным решения N 207-с-306-06/3935, при участии: от заявителя В. по дов. от 30.08.2005, ответчиков: от 1) С.Н. по дов. от 25.12.2006, уд. N 470, от 2) А. по дов. от 02.11.2006, N 05-13/009655,
УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель С.Л. обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным письма ГУ-ГУ ПФР N 7 по г. Москве и Московской области от 13.06.2006 N 207-с-306-06/3935, а также обязании ГУ-ГУ ПФР N 7 по г. Москве и Московской области перевести страховые взносы в сумме 2261,63 руб., учтенные по накопительной части на страховую часть трудовой пенсии.

Решением от 28.02.2007 Арбитражный суд г. Москвы признал оспариваемое письмо от 13.06.2006 N 207-с-306-06/3935 незаконным, как не соответствующее ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании“ в РФ. В удовлетворении требований об обязании отделения ПФР перевести страховые взносы с накопительной части на страховую часть трудовой пенсии отказал, мотивировав свои выводы отсутствием у органа ПФР права на перевод (зачет) страховых взносов.

Не согласившись с принятым по делу решением, ИП С.Л. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в части отказа в удовлетворении требования об обязании ПФР перевести страховые взносы по накопительной части на страховую часть отменить. Свое обращение с апелляционной жалобой индивидуальный предприниматель мотивирует тем, что зачет (возврат) излишне уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование должен осуществляться именно органами Пенсионного фонда.

Отзыв на апелляционную жалобу в суд не поступал.

В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда в части, поскольку считает его незаконным и необоснованным и принять по делу новый
судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Уточнил свое требование об обязании ПФР перевести страховые взносы, учтенные по накопительной части, на страховую часть.

Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной. Сослался на то, что требование, предъявляемое заявителем к ПФР, может быть предъявлено исключительно к налоговому органу.

Законность и обоснованность принятого по делу решения в оспоренной части, проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения сторон, оценив все доводы апелляционной жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.

Как видно из материалов дела, и правильно установлено судом первой инстанции, письмом ГУ-ГУ ПФР N 7 по г. Москве и Московской области от 13.06.2006 N 207-с-306-06/3935 индивидуальному предпринимателю С.Л. отказано в зачете (возврате) ранее уплаченных взносов на накопительную часть трудовой пенсии.

Однако, учитывая, что решение суда, в части выводов о признании письма пенсионного органа незаконным заявителем не оспаривается, данный факт судом апелляционной инстанции не проверяется.

Что касается довода, изложенного в апелляционной жалобе, относительно требования об обязании ПФР перевести страховые взносы с накопительной части на страховую часть трудовой пенсии, то он судом апелляционной инстанции признается несостоятельным.

Данному доводу суд первой инстанции дал надлежащую оценку, в связи с чем, он не может явиться основанием для отмены или изменения решения.

Согласно Федеральному закону от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователи уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на финансирование страховой и накопительной частей
трудовой пенсии.

В соответствии с пунктом 13 статьи 78 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорного правоотношения) правила, установленные этой статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, поступающих в государственные внебюджетные фонды. При этом органы государственных внебюджетных фондов пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные главой 12 Кодекса для налоговых органов. Следовательно, именно территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации наделены полномочиями по зачету (возврату) излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Между тем, правовое положение Пенсионного фонда Российской Федерации, его права и обязанности как страховщика установлены специальным законодательством.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее - Закон N 167-ФЗ) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

При этом контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона N 167-ФЗ.

Указанным Федеральным законом не установлен порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в связи с чем к данным правоотношениям применяются положения главы 12 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктами 4 и 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации установлен порядок проведения зачета.

В пункте 13 данной статьи установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные статьей 78 Налогового кодекса Российской
Федерации, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

Согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н, возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.

Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ “О бюджетной классификации Российской Федерации“ (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что обязанность по зачету излишне уплаченных страховых взносов возложена на налоговый орган,
является правильным и обоснованным.

Что касается утверждения заявителя о том, что обязанность по зачету излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложена именно на Пенсионный фонд РФ, то оно судом апелляционной инстанции признается необоснованным, поскольку в силу пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям только в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи внесены. Проведение же зачетов вовсе не отнесено к полномочиям страховщика.

Иных возможностей возврата или зачета территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации страховых взносов, в том числе излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлено.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что требование о зачете (возврате) страховых взносов с накопительной части на страховую часть трудовой пенсии может быть предъявлено только к налоговому органу, судом апелляционной инстанции признается законным и обоснованным, соответствующим обстоятельствам дела.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы заявитель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.

При таких данных решение суда является законным и обоснованным, а оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269 и 271 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.02.2007 по
делу N А40-59291/06-128-372 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.