Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Московской области от 22.03.2007, 26.03.2007 по делу N А41-К1-26087/06 В удовлетворении исковых требований о признании договора на продажу электрической энергии недействительным отказано, так как оспариваемый контракт не является государственным (муниципальным) контрактом, в связи с чем порядок его заключения не регулируется положениями ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

22 марта 2007 г. Дело N А41-К1-26087/0626 марта 2007 г. “

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 22 марта 2007 г.

Полный текст решения изготовлен 26 марта 2007 г.

Арбитражный суд Московской области в составе: председательствующего судьи Н., судей (заседателей), протокол судебного заседания вел судья Н., рассмотрев в судебном заседании дело по иску прокурора комплекса “Байконур“ к ГУП ПЭО “Байконурэнерго“, ООО “ТехЭнергоМаш“, третье лицо: администрация г. Байконур о признании сделки недействительной, при участии в заседании: от истца И. - прокурор, удостоверение N 133199, от ответчиков Г. - представитель по доверенности от 18.05.2006, от третьего лица Б.,

УСТАНОВИЛ:

прокурором комплекса “Байконур“ заявлен иск
о признании недействительной сделки - договора на продажу электрической энергии N 11/07-06/185-П7/06 от 21 июля 2006 г., заключенного между ГУП “Производственное Энергетическое Объединение “Байконурэнерго“ и ООО “ТехЭнергоМаш“, с момента его заключения.

Ответчик ООО “ТехЭнергоМаш“ в судебное заседание не явился, извещен.

Суд, руководствуясь ст. ст. 123, 156 АПК РФ, рассматривает дело в отсутствие представителя ответчика.

В обоснование заявленных требований истец указал, что ГУП “Производственно-энергетическое объединение “Байконурэнерго“ и ООО “ТехЭнергоМаш“ 21.07.2006 заключили договор N 11/07-06/ N 185-П7/06 на продажу электрической энергии.

Истец считает, что указанный договор заключен в нарушение требований действующего законодательства РФ, поскольку при его заключении были нарушены требования п. 6 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ об уведомлении, в срок не позднее одного рабочего дня со дня заключения контракта, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган исполнительной власти (администрацию г. Байконур), а потому на основании ст. 168, ч. 1 ст. 167 ГК РФ истец просит суд признать договор N 11/07-06/ N 185-П7/06 от 21.07.2006 недействительным.

Ответчик ГУП “ПЭО “Байконурэнерго“ с исковыми требованиями не согласился, заявив, что ссылка истца на то, что оспариваемый договор не соответствует требованиям ФЗ от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“, не основана на нормах закона. В иске просит отказать.

Ответчик ООО “ТехЭнергоМаш“ возражений не представил.

Третье лицо - администрация г. Байконур исковые требования не поддержало, пояснив, что при признании договора N 11/07-06/ N 185-П7/06 от 21.07.2006 недействительным, ГУП “ПЭО “Байконурэнерго“ и администрации
города Байконур как его учредителю и собственнику его имущества будет причинен материальный ущерб в размере более 122 млн. рублей, следствием чего, ущемлены будут интересы населения, то есть общества.

Рассмотрев представленные материалы дела, исследовав имеющиеся доказательства и заслушав представителей сторон, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Как усматривается из материалов дела, 21 июля 2006 г. ГУП “ПЭО “Байконурэнерго“ заключило с ООО “ТехЭнергоМаш“ контракт на продажу электрической энергии N 11/08-06/ N 185-П7/06, который прекратил свое действие 31.12.2006.

В обоснование своих требований истец указывает на то, что ответчик ГУП “ПЭО “Байконурэнерго“ в нарушение требований п. 6 ст. 55 ФЗ от 21.06.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ в срок не позднее одного рабочего дня со дня заключения контракта не уведомило уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган исполнительной власти, которым является администрация г. Байконур, о размещении заказа у единственного поставщика на поставку электроэнергии - ООО “ТехЭнергоМаш“.

Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“, как следует из статьи 1, регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов.

Согласно ст. 3 ФЗ N 94-ФЗ от 21.07.2005, под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые в соответствии с
расходными обязательствами Российской Федерации или расходными обязательствами субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций Российской Федерации (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, либо потребности субъектов Российской Федерации в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций субъектов Российской Федерации, в том числе для реализации региональных целевых программ. Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований потребности муниципальных образований в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.

Размещение заказов, в рамках действия закона, - действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (ст. 5 ФЗ N 94-ФЗ).

Согласно ст. 526 ГК РФ, ФЗ N 94-ФЗ под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Статья 4 ФЗ N 94-ФЗ предусматривает, что государственными заказчиками и муниципальными заказчиками могут выступать соответственно органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также уполномоченные указанными органами государственной власти или органами местного самоуправления
на размещение заказов получатели бюджетных средств при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств.

В рассматриваемом случае, сторонами оспариваемого договора являются две коммерческие организации. Никаких полномочий на осуществление функций по размещению государственного заказа и подписание государственного контракта ответчикам администрацией г. Байконур не передавалось.

Бюджетные средства целевым назначением на закупку электроэнергии не выделялись.

Таким образом, контракт N 11/07-06/ N 185-П7/06 от 21.07.2006 на продажу электрической энергии, заключенный ГУП “ПЭО “Байконурэнерго“ и ООО “ТехЭнергоМаш“, не является государственным (муниципальным) контрактом, а потому порядок его заключения и исполнения не регулируется нормами статей 525 - 534 ГК РФ, Федерального закона от 21.07.2005 “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ N 94-ФЗ, то есть эта сделка относится к категории коммерческих сделок.

Следовательно, норма п. 6 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“, не нарушена, и договор не может быть признан по этому основанию ничтожным согласно ст. 168, ч. 1 ст. 167 ГК РФ.

Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст. ст. 170, 176 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в иске отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном суде в месячный срок.