Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Московской области от 20.03.2007, 27.03.2007 по делу N А41-К2-2349/07 Исковые требования о признании незаконным решения налогового органа об отказе в возмещении НДС по экспортным операциям и обязании налогового органа произвести возврат сумм НДС путем зачета удовлетворены, поскольку налогоплательщиком представлен полный пакет документов, предусмотренный статьей 165 Налогового кодекса РФ, для подтверждения правомерности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

20 марта 2007 г. Дело N А41-К2-2349/0727 марта 2007 г. “

(извлечение)

Резолютивная часть была объявлена 20 марта 2007 г.

Решение изготовлено в полном объеме 27 марта 2007 г.

Арбитражный суд Московской области в составе: председательствующего Р., протокол судебного заседания вела судья Р., рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) ООО “Транспортно-экспедиторская компания ТЭК“ к Межрайонной ИФНС России N 13 по Московской области о признании недействительным решения и обязании возместить НДС, при участии в заседании: от истца - В., доверенность от 25.01.2007, от ответчика - С., доверенность N 04/20876.

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью “Транспортно-экспедиторская компания ТЭК“ обратилось в Арбитражный
суд Московской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 13 по Московской области от 01.03.2006 N 0618 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и обязании Межрайонной ИФНС России N 13 по Московской области произвести возврат НДС в сумме 150009 руб. путем зачета в счет предстоящих платежей.

В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика в судебное заседание явился, с заявленными требованиями не согласен, в их удовлетворении просит отказать.

Из материалов дела следует:

ООО “Транспортно-экспедиторская компания ТЭК“ состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России N 13 по Московской области, свидетельство серия 50 N 006712053, ИНН 502501525.

01 декабря 2006 года общество представило в МРИ ФНС России N 13 по Московской области налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за октябрь 2005 г., в которой отразило сумму налога, подлежащую вычету, в размере 150009 руб. В налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за октябрь 2005 г. по строке 410 “Общая сумма налога, принимаемая к вычету по товарам (работам, услугам)...“ заявителем отражена сумма 150009 рублей.

Для подтверждения права на применение налоговой ставки 0% и права на применение налоговых вычетов налогоплательщиком одновременно с налоговой декларацией в Инспекцию был представлен полный пакет документов, предусмотренный ст. 165 НК РФ.

Право налогоплательщика на возмещение из бюджета сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных при осуществлении экспортных операций, и порядок реализации этого права установлены пунктом 4 статьи 176 НК РФ.

В силу названной нормы для подтверждения права на возмещение сумм НДС,
предусмотренных статьей 171 указанного Кодекса, налогоплательщик обязан представить в налоговый орган декларацию по ставке 0 процентов и предусмотренные статьями 165 и 172 НК РФ документы, на основании которых не позднее трех месяцев производится возмещение налога.

В течение этого срока налоговый орган должен проверить обоснованность применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов, после чего принять решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм налога либо об отказе (полностью или частично) в возмещении налога, но при наличии на то оснований.

В судебном заседании установлено, что Межрайонная инспекция ФНС России N 13 по Московской области на основании представленной в Инспекцию 01.12.2005 заявителем налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за октябрь 2005 г. и пакета документов, предусмотренного ст. 165 НК РФ, провела камеральную проверку по вопросу обоснованности применения ООО “Транспортно-экспедиторская компания ТЭК“ налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость в сумме 150009 руб.

По итогам проведения проверки руководителем Инспекции вынесено решение от 01.03.06 N 0618 об отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость по экспортным операциям. Основанием для принятия указанного решения явился вывод налогового органа о том, что на представленных ГТД и товаросопроводительных документах (CMR) отсутствуют отметки пограничного таможенного органа и в нарушение п. 9 ст. 165 и п. 9 ст. 167 НК РФ налогоплательщик занизил налоговую базу по НДС.

Не согласившись с решением Инспекции, ООО “Транспортно-экспедиторская компания ТЭК“ обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела в полном объеме, оценив позиции сторон, суд находит, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии
с пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 данного Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 165 НК РФ при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 и (или) подпунктом 8 пункта 1 статьи 164 данного Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 3 настоящей статьи, представляются:

- контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории Российской Федерации;

- выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара на счет налогоплательщика в российском банке;

- грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации;

- копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.

Указанная норма корреспондирует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 14.07.2003 N 12-П, согласно которой положения п. 1 ст. 164 во взаимосвязи с положениями ст. 165 НК РФ устанавливают обязательность представления документов согласно перечню, содержащемуся в ст. 165 данного Кодекса, при этом перечню придается исчерпывающий и обязательный характер, не предусматривающий подтверждение факта экспорта товаров (выполнения работ, оказания услуг) копиями иных, помимо перечисленных в названной статье документов.

Из материалов дела усматривается, в оспариваемом решении
отражено и ответчиком не опровергается, что ООО “Транспортно-экспедиторская компания ТЭК“ совместно с налоговой декларацией по НДС по налоговой ставке 0 процентов за октябрь 2005 г. представило полный пакет документов, предусмотренный положениями ст. 165 НК: договор на транспортно-экспедиционное обслуживание и перевозку грузов автомобильным транспортом в международном (междугороднем) сообщении от 30.04.05 N 5, счета, счета-фактуры, акты на выполнение работ-услуг, выписки банка, платежные поручения, ГТД, товаросопроводительные документы (CMR).

Каких-либо претензий к представленным документам, их достаточности и содержанию у налоговой инспекции не имеется, что следует из оспариваемого решения и подтверждено ее представителем в судебном заседании.

Вместе с тем, в изъятие из общего порядка оформления этих документов налоговым законодательством предусмотрен ряд особенностей при перемещении товаров через границу с Республикой Беларусь.

Согласно подпунктам 3 и 4 пункта 1 статьи 165 Кодекса при вывозе товаров в таможенном режиме экспорта через границу Российской Федерации с государством - участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, в пакете документов, подтверждающих правомерность применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость, в налоговый орган представляются грузовая таможенная декларация (ее копия) и копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.

В названной норме Налогового кодекса Российской Федерации не определено, какие именно отметки должны быть проставлены на товаросопроводительных документах.

При этом, в целях реализации прав российских лиц на применение ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов Инструкцией ГТК России о подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров с таможенной территории Российской Федерации (на таможенную территорию Российской Федерации), утвержденной Приказом ГТК России от 21 июля 2003 г. N 806,
зарегистрированной в Минюсте России 14 августа 2003 г. (регистрационный номер 4979), установлен единый порядок проставления таможенными органами отметок на указанных документах.

В соответствии с указанной Инструкцией подтверждение фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации через границу с государством - участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, осуществляется таможней, в регионе деятельности которой расположен таможенный пост (либо отдел таможенного оформления и таможенного контроля), производивший таможенное оформление товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом. При этом пунктом 20 Инструкции предусмотрено, что на оборотной стороне первого листа таможенной декларации (ее копии) проставляется отметка “По информации... (название таможенного органа Республики Белоруссия) товар вывезен“, заверенная оттиском личной номерной печати и с указанием даты фактического вывоза товаров.

Согласно пункту 22 Инструкции оттиск личной номерной печати, заверенный должностным лицом таможенного органа, может быть проставлен на представленном заявителем экземпляре транспортного и (или) товаросопроводительного документа (их копиях) только в случае перевозки товаров в смешанном сообщении либо при перегрузке товаров с одного транспортного средства на другое, в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации, если на транспортных документах отсутствуют отметки таможенного органа, производившего таможенное оформление товаров (оттиск штампа “Выпуск разрешен“ и номер таможенной декларации, заверенные оттиском личной номерной печати и подписанные должностным лицом таможенного органа).

Согласно пунктам 28, 33 Инструкции о подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров с таможенной территории Российской Федерации (на таможенную территорию Российской Федерации), утвержденной Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 21.07.2003 N 806, подтверждение фактического ввоза товаров на территорию Российской Федерации (далее - подтверждение ввоза) производится таможней, в регионе деятельности которой расположен пункт пропуска через государственную
границу Российской Федерации (далее - пограничная таможня). Подтверждением фактического ввоза на таможенную территорию Российской Федерации через территорию Республики Беларусь являются отметки внутренней таможни - штамп “Выпуск разрешен“ на таможенной декларации, а также транспортном документе, с указанием в его правом верхнем углу регистрационного номера таможенной декларации, которые подписаны должностным лицом таможенного органа и заверены оттиском личной номерной печати.

Таким образом, заявитель, представив налоговому органу копии ГТД и товаросопроводительные документы с отметками Зеленоградской таможни “Выпуск разрешен“ и “Товар поступил“, а также отметками таможенного органа Республики Беларусь “Груз мытны“, исполнил обязанность по представлению документов, предусмотренных ст. 165 НК Российской Федерации.

При этом, суд принимает во внимание, что номера ГТД указаны на накладных и заверены подписями и личными номерными печатями сотрудников органов ГТК России, в графе 44 ГТД указаны номера накладных, в графе 29 указан белорусский таможенный орган “Западный Буг“, и на накладных имеются отметки таможенных органов Республики Беларусь, что свидетельствует о ввозе товара в Республику Беларусь, и о вывозе товара с территории России.

Также из представленных в материалы дела CMR следует, что перевозки по ним являлись импортными, то есть осуществлялся ввоз товара на таможенную территорию РФ.

Довод налогового органа о том, что имело место нарушение налогоплательщиком положений п. 9 ст. 165, п. 9 ст. 167 НК РФ, выразившееся в занижении налоговой базы по НДС за налоговые периоды - май, июнь 2005 года, и имело место неправильное исчисление суммы налога, подлежащей уплате (доплате) в бюджет, судом отклоняется по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 9 ст. 165 НК РФ документы (их копии), указанные в пунктах 1 - 4 настоящей
статьи, представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпунктах 1 - 3 и 8 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, в срок не позднее 180 дней, считая с даты оформления региональными таможенными органами грузовой таможенной декларации на вывоз товаров в таможенном режиме экспорта или транзита (таможенной декларации на вывоз припасов в таможенном режиме перемещения припасов).

Если по истечении 180 дней, считая с даты выпуска товаров региональными таможенными органами в режиме экспорта или транзита, налогоплательщик не представил указанные документы (их копии), указанные операции по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) подлежат налогообложению по ставкам соответственно 10 процентов или 18 процентов.

Таким образом, согласно буквальному толкованию п. 9 ст. 165 Налогового кодекса РФ прямо предусмотрено налогообложение по ставкам соответственно 10 процентов или 18 процентов операций по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) в случае непредставления документов, указанных в п. п. 1 - 4 ст. 165, только при вывозе товаров (работ, услуг) в таможенном режиме экспорта или транзита (таможенной декларации на вывоз припасов в таможенном режиме перемещения припасов).

В рассматриваемом же случае, как указано выше, имел место ввоз товара.

Согласно ст. 3 Налогового кодекса РФ при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Налоговая инспекция не приводит никаких доводов недобросовестности заявителя при уплате
налогов.

Пунктами 1 и 2 ст. 171 НК РФ определено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, на суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при обретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для свободного обращения. Указанные суммы должны быть подтверждены счетами-фактурами, выставленными продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) и документами, подтверждающими фактическую уплату сумм налога.

Из материалов дела усматривается, что налогоплательщик подтвердил право общества на применение налоговых вычетов в оспариваемой сумме. А именно: ООО “Транспортно-экспедиторская компания ТЭК“ представило счета-фактуры, платежные поручения, подтверждающие оплату на приобретение товара (работ, услуг), выписки по лицевому счету, договор с контрагентом, акты на выполнение работ-услуг, ГТД и товаросопроводительные документы (т. 1 л.д. 25 - 30, 31 - 43, 44 - 151, т. 2 л.д. 1 - 42).

Таким образом, у налогового органа не было законных оснований для принятия оспариваемого решения.

Содержащиеся в материалах дела доказательства, однозначно свидетельствуют об уплате сумм налога на добавленную стоимость в составе цены приобретенных товарно-материальных ценностей (работ, услуг), следовательно, право заявителя на применение налоговой ставки 0 процентов по НДС за октябрь 2005 г. и право на применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость в сумме 150009 руб. подтверждено документально.

Доказательств необоснованности заявленных ООО “Транспортно-экспедиторская компания ТЭК“ требований налоговым органом не представлено.

Пунктом 5 ст. 200 АПК РФ определено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого
решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли решение.

Принимая решение, суд, в том числе, исходит из того, что заявителем фактически исполнены обязательства перед поставщиками товаров, а также фактически осуществлена поставка на экспорт товаров отечественного производства.

Нормы НК РФ, регулирующие порядок исчисления, уплаты и возмещения налога на добавленную стоимость, в том числе по экспортным операциям, содержат перечень документов, наличие которых является необходимым и достаточным для подтверждения права на возмещение налога.

Учитывая положения статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, согласно которой при рассмотрении дела суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь всех представленных доказательств в их совокупности, суд на основании представленных заявителем документов считает решение МРИ ФНС России N 13 по Московской области от 01.03.2006 N 0618-1 незаконным и необоснованным, нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176, 216, 319 АПК РФ арбитражный суд

РЕШИЛ:

иск удовлетворить.

Признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 13 по Московской области от 01.03.2006 N 0618 об отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость по экспортным операциям.

Обязать Межрайонную ИФНС России N 13 по Московской области возместить ООО “Транспортно-экспедиторская компания ТЭК“ НДС в сумме 150009 руб. путем зачета в счет предстоящих платежей.

Взыскать с Межрайонной ИФНС России N 13 по Московской области в пользу ООО “Транспортно-экспедиторская компания ТЭК“ государственную пошлину в сумме 2000 руб.

Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца.