Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Московской области от 27.02.2007, 06.03.2007 по делу N А41-К1-16241/03 Исковые требования о применении последствий недействительности ничтожной сделки удовлетворены, так как спорный договор аренды является ничтожным в силу статьи 168 ГК РФ, поскольку объектом указанной сделки является участок земли сельскохозяйственного назначения, находящийся в границах национального парка, отнесенного к особо охраняемым природным территориям.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

27 февраля 2007 г. Дело N А41-К1-16241/036 марта 2007 г. “

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 27 февраля 2007 г.

Решение изготовлено в полном объеме 06 марта 2007 г.

Арбитражный суд Московской области в составе: судьи У., при ведении протокола судебного заседания Б., рассмотрел в судебном заседании дело по иску прокурора МО в интересах Министерства природных ресурсов РФ к администрации городского округа Балашихи, ООО “РСУ-7“, 3-е лицо: ФГУ “НП “Лосиный остров“, Росприроднадзор РФ, ГУПР МПР РФ по МО о применении последствий недействительности ничтожной сделки, при участии в заседании - представителей сторон согласно протоколу судебного заседания

УСТАНОВИЛ:

первый заместитель прокурора Московской области
в интересах Министерства природных ресурсов РФ обратился в арбитражный суд с иском к администрации Пехра-Покровского сельского округа, УИО администрации Балашихинского района Московской области, ООО “РСУ-7“ о применении последствий недействительности ничтожной сделки договора аренды N 55 от 20.08.1997, заключенного между администрацией Пехра-Покровского сельского округа и ООО “РСУ-7“ в виде обязания ООО “РСУ-7“ разработать проект рекультивации земельного участка и провести рекультивационные работы в соответствии с проектом рекультивации, прошедшим экологическую экспертизу.

В основание исковых требований прокурор ссылается на то, что спорный договор аренды земельного участка является ничтожным в силу ст. 168 ГК РФ, поскольку объектом сделки является участок земли сельскохозяйственного назначения, который находится в границах национального парка, отнесенного к особо охраняемым природным территориям, а ответчиком на участке возведены строения, что запрещено законом.

Истцом в порядке ст. 49 АПК РФ изменен предмет иска. Истец просит применить последствия недействительности ничтожной сделки в виде обязании ООО “РСУ-7“ снести самовольно возведенные постройки на арендованном земельном участке, возвратить земельный участок администрации Пехра-Покровского сельского округа.

Решением от 10.05.2006 в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2006 решение Арбитражного суда Московской области от 10.05.2006 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба без удовлетворения.

Постановлением ФАС МО от 13.11.2006 решение Арбитражного суда Московской области от 10.05.2006 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2006 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В мотивировочной части постановления кассационной инстанции указано на необходимость исследования судом первой инстанции вопроса об отнесении спорного земельного участка к особо охраняемой территории федерального значения.

В порядке п. 1 ст. 49 АПК РФ истец изменил исковые требования, просит признать недействительным договор
аренды земельного участка N 55 от 20.08.1997, заключенный между администрацией Пехра-Покровского сельского округа и ООО “РСУ-7“, применить последствия недействительности ничтожной сделки в виде обязания ООО “РСУ-7“ возвратить администрации Пехра-Покровского округа земельный участок площадь. 0,02 га, расположенный по адресу: Московская область, Балашихинский район, село Щитниково.

По ходатайству Министерства природных ресурсов РФ к участию в дело в качестве третьего лица привлечена Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.

В связи с вхождением Пехра-Покровского сельского округа в состав городского округа Балашихи, присоединением администрации Пехра-Покровского округа к администрации городского округа Балашихи, определением арбитражного суда от 06.02.2007 по ходатайству представителя администрации городского округа Балашихи произведена замена ответчика - администрации Пехра-Покровского округа на администрацию городского округа Балашихи.

Представитель прокурора, Министерства природных ресурсов РФ поддерживают исковые требования по мотивам, изложенным в иске.

Представители ответчика возражают против иска по мотивам, изложенным в отзыве, просят в иске отказать, пояснили, что спорный земельный участок был передан ООО “РСУ-7“ вместе с находящимися на нем строениями, возведенными иным лицом.

Представитель НП “Лосиный остров“ поддерживает исковые требования, пояснил, что спорный земельный участок входит в состав национального парка “Лосиный остров“, оспариваемый договор противоречит п. 15 Закона об особо охраняемых территориях.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Между администрацией Пехра-Покровского сельского округа (арендодатель) и ООО “РСУ-7“ (арендатор) заключен договор аренды N 55 от 20.08.1997 по которому арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду земельный участок общей площадью 0,02 га, расположенный в Московской области, Балашихинского района, с. Щитниково у РСУ “7“ сроком на десять лет. Указанный договор зарегистрирован в КЗРиЗ Балашихинского района.

Пунктом 1.1
договора аренды N 55 от 20.08.1997 предусмотрено, что в аренду передается земельный участок для размещения складской территории и приведенное описание целей использования участка является окончательным.

Пунктом 4.1 договора предусмотрено право арендатора возводить строения и сооружения с соблюдением правил застройки и проектом, согласованным с Управлением архитектуры и строительства.

Согласно справке КЗРиЗ Балашихинского района от 01.08.2003 N 319, от 09.07.2003 N 277 (т. 1. л.д. 22, 23) спорный земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения.

Использование земельного участка, отнесенного к землям сельскохозяйственного назначения, для размещения складского комплекса, противоречит требованиями ст. 78 ЗК РФ.

Таким образом, договор аренды земельного участка N 55 от 20.08.1997 площадью 0,02 га, заключенный между администрацией Пехра-Покровского сельского округа и ООО “РСУ-7“ противоречит требованиям ст. ст. 77, 78 ЗК РФ в силу чего является ничтожным.

Государственный природный национальный парк “Лосиный остров“ создан на основании Постановления Совета министров РСФСР от 24.08.83 N 401, согласно которому национальному парку предоставлено 11 тысяч гектаров земли государственного лесного фонда в границах Мытищинского леспромхоза. Этим Постановлением утвержден план детальной планировки границ национального парка “Лосиный остров“, принятый объединенным решением исполкомов Московского городского и Московского областного Совета народных депутатов от 04.05.79 N 1190-543.

Эти границы были уточнены решением исполнительных комитетов Московского городского и Московского областного Советов народных депутатов от 10.10.88 N 2130-1344 “Об утверждении Положения о Государственном природном национальном парке “Лосиный острова“, проекта его детальной планировки (I и II этапы) и улучшения содержания этого парка“.

Постановлением Совета министров СССР от 31.08.89 N 703 “О сохранении и дальнейшем развитии Государственного природного национального парка “Лосиный остров“, Постановлением Совета министров РСФСР от 05.10.89 N 295 “О сохранении
и дальнейшем развитии Государственного природного национального парка “Лосиный остров“ и постановлением правительства г. Москвы и администрации Московской области от 29.04.92 N 235-113 “О дальнейшем развитии Государственного природного национального парка“ границы парка расширены.

Постановление главы администрации Балашихинского района от 16.02.95 N 163 “Об утверждении границ Государственного природного национального парка “Лосиный остров“, исходя из его вводной части, вынесено в соответствии с Постановлением Совета министров РСФСР от 05.10.89 N 295, решением исполнительных комитетов Московского городского и Московского областного Советов народных депутатов от 10.10.88 N 2130-1344, постановлением правительства Москвы и администрации Московской области от 29.04.92 N 235-113, а также по результатам рассмотрения материалов технического дела, подготовленного институтом МосНИИПИземлеустройства по выносу в натуре границы национального парка “Лосиный остров“.

Таким образом, границы государственного национального природного парка “Лосиный остров“ по состоянию на 1995 год были определены соответствующими органами Российской Федерации, г. Москвы и Московской области. Глава администрации Балашихинского района при издании постановления от 16.02.95 N 163, которым утвердил границы государственного природного национального парка “Лосиный остров“ на общей площади 4993,6 га, из которых 4521,4 га - земли парка, 472,2 га - земли постороннего пользования, руководствовался вышеизложенными актами, а не действовал самостоятельно при определении границ парка.

Постановлением главы администрации Балашихинского района Московской области N 163 от 15.02.1995 утверждены границы ГПНП “Лосиный остров“ на общей площади 4993,6 га в том числе земли Пехра-Покровской администрации 156,69 га.

С учетом вышеизложенного, суд полагает, что земельный участок, который является объектом договора аренды от 20.08.1997 N 55 входит в состав территории национального парка “Лосиный остров“, входит состав земель сторонних землепользователей.

В соответствии со ст. 15 ФЗ “Об особо охраняемых
природных территориях“: на территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Исходя из указанных особенностей на территориях национальных парков могут быть выделены различные функциональные зоны, в том числе:

а) заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории;

б) особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и на территории которой допускается строго регулируемое посещение;

в) познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национального парка;

г) рекреационная, в том числе предназначенная для отдыха, развития физической культуры и спорта (подпункт в редакции, введенной в действие с 8 декабря 2006 года Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

д) охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются условия для их сохранения;

е) обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей;

ж) хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования национального парка.

На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе:

а) разведка и разработка полезных ископаемых;

б) деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений;

в) деятельность, влекущая за собой изменения гидрологического режима;

г) предоставление на территориях национальных парков садоводческих и дачных участков;

д) строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием национальных парков;

е)
заготовка древесины (за исключением заготовки гражданами древесины для собственных нужд), заготовка живицы, промысловые охота и рыболовство, заготовка пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), других недревесных лесных ресурсов (за исключением заготовки гражданами таких ресурсов для собственных нужд), деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира, сбор биологических коллекций, интродукция живых организмов в целях их акклиматизации (подпункт в редакции, введенной в действие с 8 декабря 2006 года Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

ж) движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием национальных парков, прогон домашних животных вне дорог и водных путей общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест, сплав древесины по водотокам и водоемам (подпункт в редакции, введенной в действие с 8 декабря 2006 года Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

з) организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий, организация туристских стоянок и разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест;

и) вывоз предметов, имеющих историко-культурную ценность.

В национальных парках, расположенных в районах проживания коренного населения, допускается выделение зон традиционного экстенсивного природопользования. На специально выделенных участках допускаются традиционная хозяйственная деятельность, кустарные и народные промыслы, а также связанные с ними виды пользования природными ресурсами по согласованию с дирекциями национальных парков.

На землях, включенных в границы национального парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации, ограничиваются расширение и строительство новых хозяйственных объектов. Режим использования этих земель определяется положением, утверждаемым государственным органом, в ведении которого находится конкретный национальный парк, по согласованию с органами исполнительной власти
соответствующих субъектов Российской Федерации.

С федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.

По решению Правительства Российской Федерации в соответствующих функциональных зонах допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений и объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.

Дифференцированный режим особой охраны (функциональное зонирование) национальных парков устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Соответствующего согласования на заключение договора аренды складских помещений, расположенных на территории национального пака, получено от соответствующих учреждений не имеется.

Таким образом оспариваемый договор аренды заключен с нарушением ст. 15 ФЗ “Об особо охраняемых природных территориях“, является ничтожным в порядке ст. 168 ГК РФ.

Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

1. Признать недействительным договор аренды земельного участка N 55 от 20.08.1997 площадью 0,02 га, заключенный между администрацией Пехра-Покровского сельского округа и ООО “РСУ-7“.

2. Обязать ООО “РСУ-7“ возвратить администрации городского округа Балашихи земельный участок общей площадью 0,02 га, расположенный по адресу: Московская область, Балашихинский район, село Щитниково.

3. Взыскать с ООО “РСУ-7“ в доход федерального бюджета 2000 рублей государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Десятом арбитражном апелляционном суде в течение месяца со дня изготовления решения в окончательном виде.