Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.02.2007, 28.02.2007 по делу N А40-70526/06-96-268 Исковые требования о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок и обязании произвести регистрацию удовлетворены, поскольку приватизация зданий, строений и сооружений без одновременной приватизации земельных участков, на которых они расположены, не допускается.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

27 февраля 2007 г. Дело N А40-70526/06-96-26828 февраля 2007 г. “

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 27.02.2007.

Полный текст решения изготовлен 28.02.2007.

Арбитражный суд города Москвы в составе: председательствующего - судьи С.В., при секретаре - помощнике судьи Л., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО “Российские железные дороги“ к ответчику ГУ ФРС по г. Москве, 3-и лица ФАУФИ, ФГУ “Кадастровая палата“, ГУП “НИ и ПИ“ Генплан Москва, Департамент земельных ресурсов г. Москвы, о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок и обязании провести регистрацию права собственности, в заседании приняли участие: от ФГУ “Земельная кадастровая
палата“ - М.В. (дов. от 11.01.07 N ИП-04/4, пасп. 45 03 429946, выдан 30.07.02), А.В. (дов. от 11.01.07 N ИП-04/3, пасп. 45 05 580876, выдан 16.04.03), от ГУ ФРС - А.А. (дов. от 30.10.06 N 62, удост. N ТО 007474 от 01.09.05), С.А. (дов. от 20.10.06 N 18, пасп. 45 07 176591, выдан 07.08.04), от ОАО “Российские железные дороги“ (Росжелдорснаб) - М.М. (дов. от 17.11.06, дов. от 24.11.06, пасп. 45 07 104869, выдан 12.02.04), К. (дов. от 24.11.06, пасп. 45 08 400532, выдан 27.02.06),

УСТАНОВИЛ:

06.02.06 ОАО “Российские железные дороги“ обратилось в ГУ ФРС по г. Москве с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок по адресу: г. Москва, ул. Иловайская, д. 5 (кадастровый N 77:04:03010:107).

06.03.2006 государственная регистрация права собственности в связи с наличием причин, препятствующих ее проведению, была приостановлена.

Решением ГУ ФРС по г. Москве от 09.08.06 N 14/002/2006-182 на основании абз. 4 и 10 п. 1 ст. 20 ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ ОАО “РЖД“ в регистрации права собственности отказано.

Основаниями отказа послужили следующие обстоятельства.

Не предоставлены документы, подтверждающие наличие у ГП “Росжелдорснаб“ прав на земельный участок, вносимый в уставной капитал ОАО “РЖД“;

Не представлен подлинный экземпляр передаточного акта на имущество и обязательства (со всеми приложениями), который является неотъемлемой частью сводного передаточного акта, согласно которому земельный участок подлежит внесению в уставной капитал ОАО “РЖД“;

Наличие в составе земельного участка земли площадью 11493,8 кв. м, относящейся к землям общего пользования;

Наличие в составе земельного участка земли площадью 3227,6 кв. м на территории полосы отвода Курского направления Московской железной
дороги.

Не соглашаясь с данным отказом ОАО “РЖД“ в лице филиала - ГП “Росжелдорснаб“ обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании его незаконным и об обязании зарегистрировать данное право.

Настаивая на удовлетворении своих требований в судебном заседании представитель заявителя пояснил, что ГП “Росжелдорснаб“ изначально было создано для целей материально-технического обеспечения железнодорожного транспорта, имело специальное назначение по обслуживанию железнодорожного транспорта и включало в себя складские помещения и площади под склады грузов. Имущественный комплекс располагается на данном земельном участке с 1936 года. Участок огорожен бетонным забором 1952 года постройки. На нем находится недвижимое имущество заявителя, указанное в составе имущественного комплекса ГП “Росжелдорснаб“, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения.

Таким образом земельный участок, право собственности на который отказался регистрировать ответчик, относится к землям железнодорожного транспорта - объекту права собственности Российской Федерации, в связи с чем его государственная регистрация не требуется.

Вопреки утверждению ответчика подлинный экземпляр передаточного акта был ему представлен.

Земельный участок площадью 11493,8 кв. м к землям общего пользования не относится.

В результате проведения землеустроительных работ были уточнены границы участка Курского направления Московской железной дороги, о чем своевременно было сообщено регистратору.

Возражая против удовлетворения заявленных требований представитель ГУ ФРС по г. Москве в судебном заседании пояснил следующее.

Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ “Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта“ уставный капитал ОАО “РЖД“ формируется путем внесения в него имущества федерального железнодорожного транспорта. Однако документы, подтверждающие наличие прав у государственного предприятия по материально-техническому обеспечению железнодорожного транспорта “Росжелдорснаб“ на вносимый в уставный капитал ОАО “РЖД“ земельный участок, на регистрацию не представлены.

В
соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона N 29-ФЗ основанием для государственной регистрации является сводный передаточный акт, составленный на имущество каждой организации федерального железнодорожного транспорта, имущество которой вносится в уставный капитал ОАО “РЖД“. Согласно пункту 4 ст. 4 Федерального закона N 29-ФЗ сводный передаточный акт составляется на основе обобщенных данных прилагаемых к нему передаточных актов.

В представленной копии передаточного акта на имущество и обязательства государственного предприятия по материально-техническому обеспечению железнодорожного транспорта “Росжелдорснаб“ отсутствуют данные (кадастровый номер и площадь) о земельном участке, на который было заявлено правопритязание, в связи с чем невозможно однозначно идентифицировать земельный участок.

Кроме того, вопреки требованиям ст. 18 ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ данный акт был представлен не в подлиннике, а в копии.

Часть земельного участка площадью 11493,8 кв. м отнесена к землям общего пользования в соответствии с постановлением правительства Москвы от 13.07.2004 N 490-ПП “О ходе выполнения работ по формированию перечней земельных участков, изымаемых из оборота, ограниченных в обороте, обременяемых сервитутами и резервируемых для государственных нужд города Москвы“. Соответственно в силу п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ приватизации не подлежит.

Заявителем своевременно не представлено доказательств размежевания земель с полосой отвода Курского направления Московской железной дороги. В соответствии с п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта являются ограниченными в обороте.

Третьи лица оставили вопрос об удовлетворении заявления на усмотрение суда.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с абз. 4 и 10 п. 1 ст. 20 ФЗ “О государственной регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.

Как видно из осмотренной в судебном заседании расписки в получении документов на государственную регистрацию, 03.08.06 сотрудниками ответчика был принят подлинный передаточный акт от 30.09.03 с приложением к нему.

Таким образом данное основание к отказу, указанное в обжалуемом решении не соответствует действительности, соответственно незаконно.

Также не нашел своего подтверждения и довод ГУ ФРС по г. Москве о том, что в представленной копии передаточного акта на имущество и обязательства ГП “Росжелдорснаб“ отсутствуют данные (кадастровый номер и площадь) о земельном участке, на который было заявлено правопритязание, в связи с чем невозможно однозначно идентифицировать земельный участок. В материалах дела имеются копии и судом осмотрены подлинные кадастровые планы земельного участка, где кадастровый номер и размеры участка указаны.

Помимо этого, данный довод, высказанный представителем ответчика в судебном заседании, в оспариваемом решении отсутствует.

Кроме того согласно осмотренных в судебном заседании расписок в получении документов на государственную регистрацию заявителем были представлены регистратору до вынесения решения об отказе в регистрации, в том числе следующие документы:

Приложение N 6 (форма 14.02) от 30.09.2003 к передаточному акту на имущество и обязательство организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставной капитал ОАО “РЖД“ - акт приема-передачи земельных участков по состоянию на 30.09.2003 - один оригинал и одна заверенная копия;

Передаточный акт от 30.09.2003 (приложение N 20 к сводному передаточному акту
на имущество и обязательство организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставной капитал ОАО “РЖД“ - один оригинал и одна заверенная копия;

Свидетельство о государственной регистрации права собственности ОАО “РЖД“ на сооружение - производственно-технологический комплекс “СУ “Спецжелдорснаб“ от 30 апреля 2004 года;

Техническая документация на сооружение - комплекс Спецжелдорснаб (инвентарный номер 45:290:001:000000290), расположенный по адресу ул. Иловайская, дом 5 составленную ФГУП “Ростехинвентаризация“ и являющейся неотъемлемой частью свидетельства о государственной регистрации права от 30 апреля 2004 года N 77АБ798159;

Постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2003 года N 585 “О создании ОАО “РЖД“;

Распоряжение Минимущества РФ, Федеральной энергетической комиссии РФ, МПС РФ от 30 сентября 2003 года N 4557-р/6-р/884р об утверждении сводного передаточного акта на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставной капитал ОАО “РЖД“;

Постановление Правительства РФ от 20 декабря 2004 года N 810 “О внесении изменений в устав ОАО “РЖД“;

Постановление Правительства РФ от 17 августа 2005 года N 520 “О внесении изменений в устав ОАО “РЖД“;

Положение о Росжелдорснабе - филиале ОАО “РЖД“; от 27 сентября 2003 года ЛЩУШ/23;

Письмо Росжелдорснаба ОАО “РЖД“ от 02.08.2006 с обоснованием правовой позиции ОАО “РЖД“ (поименовано в расписке регистратора от 03.08.06);

Указание МПС России от 31 декабря 1998 года N 1549у “О закреплении имущества“;

Свидетельство о внесении в реестр федерального имущества имущественного комплекса, закрепленного на праве хозяйственного ведения за ГП “Росжелдорснаб“ (реестровый номер 07700392 от 22.03.2000);

Перечень объектов недвижимого имущества, являющийся неотъемлемой частью свидетельства о внесении в реестр федерального имущества (реестровый N 07700392 от 22.03.2000);

Копия части кадастрового плана земельного участка Курского направления Московской железной
дороги с кадастровым номером 77:04:03018:152;

Кадастровый план земельного участка N Л1/05-0232 от 10.10.2005 - два оригинальных экземпляра;

Устав государственного предприятия “Союзжелдорснаб“ от 25 декабря 1992 года 1 копия).

Вышеуказанная техническая документация включает в себя перечень объектов недвижимого имущества, находившегося в федеральной собственности и принадлежавшего ФГП “Росжелдорснаб“ на праве хозяйственного ведения.

Частью 1 ст. 17 Земельного кодекса РФ установлено, что в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.

В соответствии со ст. ст. 4, 5 Федерального закона от 25 августа 1995 года N 153-ФЗ “О федеральном железнодорожном транспорте“ и Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года N 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“ имущество предприятий, учреждений и объекты железнодорожного транспорта относятся исключительно к федеральной собственности.

Землями железнодорожного транспорта являются земли федерального значения, предоставляемые безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование его предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач. К землям железнодорожного транспорта относятся земли, отведенные под железнодорожные пути и станции (включая полосу отвода), а также под защитные и укрепительные насаждения, строения, здания, сооружения и иные объекты, необходимые для эксплуатации и реконструкции железных дорог с учетом перспективы их развития.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации.

Это в равной мере относится и к праву безвозмездного бессрочного
пользования, которое было закреплено в ст. ст. 4, 5 Федерального закона от 25 августа 1995 года N 153-ФЗ “О федеральном железнодорожном транспорте“.

Таким образом суд приходит к выводу, что факт принадлежности земельного участка к землям федерального железнодорожного транспорта - объекту права собственности исключительно Российской Федерации не требует дополнительных доказательств, равно как и регистрации.

При таких обстоятельствах отказ ответчика в регистрации по тому основанию, что заявителем не предоставлены документы, подтверждающие наличие у ГП “Росжелдорснаб“ прав на земельный участок, вносимый в уставной капитал ОАО “РЖД“ незаконен.

Оценив доводы ответчика о наличии в составе земельного участка земли площадью 11493,8 кв. м, относящейся к землям общего пользования, в связи с чем в соответствии с п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ ее приватизация и отчуждение невозможны, суд пришел к следующим выводам.

Как видно из материалов дела 30.04.04 ОАО “РЖД“ выдано свидетельство о государственной регистрации в собственности объекта недвижимости “сооружение - производственно-технологический комплекс Росжелдорснаб“, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Иловайская, д. 5, а технической документацией от 12.02.04 на этот объект недвижимости с ситуационным планом и перечнем объектов, входящих в состав комплекса, подтверждается наличие в их числе объекта недвижимости, железобетонного ограждения (т. 1 л.д. 125).

Согласно п. 1 ст. 28 ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества“ от 21.12.01 N 178-ФЗ приватизация зданий, строений и сооружений осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено Федеральным законом. Кроме того, согласно п. 7 ст. 3 ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ от 25.10.01 N 137-ФЗ
приватизация зданий, строений и сооружений без одновременной приватизации земельных участков, на которых они расположены, не допускается, за исключением случаев, если такие земельные участки изъяты из оборота или ограничены в обороте.

Ст. 273 ГК РФ установлено, что при переходе права собственности на объекты недвижимости, принадлежащие собственнику земельного участка, на котором они находятся, к приобретателю зданий, сооружений переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята зданиями (сооружениями) и необходима для их использования.

Как следует из кадастрового плана, площадь ограниченного железобетонным ограждением земельного участка, на котором располагается имущество заявителя сопоставима с материалами межевания. Ответчиком не доказано, что границы спорного земельного участка находятся за пределами указанного железобетонное ограждения, а обязанность доказывания по настоящему делу в силу ч. 1 ст. 65 АПК РФ возложена на государственный орган.

Кроме того, указывая что часть спорного земельного участка относится к землям общего пользования, ответчик ссылается на постановление правительства Москвы от 13.07.04 N 490-ПП.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 21 Устава города Москвы землями общего пользования признаются земли определенных категорий в соответствии с перечнем, установленным Законом города Москвы, принимаемым Московской городской Думой по представлению мэра Москвы. Наличие такого Закона города Москвы судом не установлено, а постановление правительства Москвы “О ходе выполнения работ по формированию перечней земельных участков, изымаемых из оборота, ограниченных в обороте, обремененных сервитутами и резервируемых для государственных нужд города Москвы“ от 13.07.04 N 490-ПП не может служить основанием для отнесения части спорного земельного участка к землям общего пользования в силу прямого указания Закона.

Таким образом суд приходит к выводу, что ответчиком не доказан факт отнесения части спорного участка
к землям общего пользования, в связи с чем отказ в государственной регистрации на этом основании незаконен.

Еще одним основанием к отказу в регистрации послужило наличие в составе земельного участка земли площадью 3227,6 кв. м на территории полосы отвода Курского направления Московской железной дороги.

В судебном заседании представитель ответчика уточнил, что доказательства размежевания земель не были представлены в сроки, установленные для осуществления регистрации.

Проверив данный довод ответчика суд установил следующие обстоятельства.

Как видно из расписки в получении документов на государственную регистрацию, 03.08.06 сотрудниками ответчика в числе прочих документов было принято письмо от 02.08.06, в котором сообщалось, что по результатам взаимодействия с землеустроительной организацией и Московской железной дорогой было выяснено, что в результате проведения землеустроительных работ были уточнены границы участка Курского направления Московской железной дороги N 77:04:03018:152 (копия кадастрового плана прилагается к данному письму). В настоящее время данный участок является смежным (граничит) с земельным участком СУ “Спецжелдорснаб“ Росжелдорснаба ОАО “РЖД“ N 77:04:03010:107.

Также в перечне документов, прилагаемом к письму указывается: “Копия части кадастрового плана земельного участка Курского направления Московской железной дороги с кадастровым номером 77:04:03018:152 на 3-х листах“.

При этом оригинал кадастрового плана Росжелдорснаба ОАО “РЖД“ N 77:04:03010:107, согласно расписок регистратора, уже находился у него.

Указанные документы по мнению суда являются надлежащими доказательствами устранения замечаний регистратора в части размежевания земель.

В соответствии с п. 3 ст. 9 ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав относятся: проверка действительности поданных заявителем документов и наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 6 раздела 2 Общего положения о территориальном органе Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) РФ, утвержденного Приказом Минюста от 03.12.2004 N 183, а не пункт 6 раздела 1.

Согласно п. 6 раздела 1 “Общего положения о территориальном органе Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) Российской Федерации“, утвержденного Приказом Минюста от 3 декабря 2004 года N 183 управление проводит правовую экспертизу документов, представленных на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и проверку законности сделок с недвижимым имуществом.

Таким образом, при наличии сомнений в действительности представленных сведений в соответствии с названными нормативными актами ответчик обязан был их проверить, чего им сделано не было.

Иных доводов, препятствующих государственной регистрации в оспариваемом решении не приведено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что решение ГУ ФРС по г. Москве от 09.08.06 не соответствует закону и нарушает права заявителя, в связи с чем в соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ подлежит признанию недействительным.

Поскольку иных оснований к отказу в регистрации в оспариваемом решении не приведено и по делу не установлено, в целях устранения допущенных нарушений прав заявителя суд обязывает ответчика провести соответствующую регистрацию права.

Уплаченная заявителем государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета, поскольку ответчик освобожден от ее уплаты.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 273 ГК РФ, ст. ст. 17, 27, 85 Земельного кодекса РФ, п. 7 ст. 3 ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“, ст. ст. 6, 9, 18, 20 ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“, ст. 4 ФЗ “Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта“, ст. ст. 4, 5 ФЗ “О федеральном железнодорожном транспорте“, ст. 28 ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества“, ст. 21 Устава города Москвы, ст. ст. 64, 65, 71, 75, 110, 112, 167 - 170, 176, 200, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

решение ГУ ФРС по г. Москве от 09.08.06 N 14/002/2006-182 об отказе в регистрации права собственности ОАО “Российские железные дороги“ на земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Иловайская, дом 5, площадью 105212,2 кв. м (кадастровый номер 77:04:03010:107), проверенное на соответствие ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ - признать незаконным и отменить полностью.

Обязать ГУ ФРС по г. Москве в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу зарегистрировать право собственности ОАО “Российские железные дороги“ на земельный участок по адресу: г. Москва, ул. Иловайская, дом 5, площадью 105212,2 кв. м (кадастровый номер 77:04:03010:107).

Возвратить ОАО “Российские железные дороги“ из федерального бюджета уплаченную государственную пошлину в размере 4000 руб., уплаченную по платежному поручению N 31261 от 27.10.2006.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в месячный срок со дня его изготовления в полном объеме.