Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Московской области от 26.02.2007, 27.02.2007 по делу N А41К1-23905/06 Исковые требования об освобождении ответчиком нежилых помещений удовлетворены, поскольку спорное имущество было включено в план приватизации государственного предприятия - правопредшественника истца, приватизировано истцом, следовательно, истец стал собственником указанного имущества.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

26 февраля 2007 г. Дело N А41К1-23905/0627 февраля 2007 г. “

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 26 февраля 2007 года.

Арбитражный суд в составе: председательствующего К., протокол судебного заседания ведет судья К., рассматривает в судебном заседании исковое заявление ОАО “Центр Телеком“ к 1. ГУ УФПС МО, 2. ФГУП “Почта России“, 3. ТУ ФАУФИ по г. Москве, 3-е лицо: ГУ ФРС МО, о признании права собственности, при участии в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, согласно протоколу судебного заседания

УСТАНОВИЛ:

руководствуясь статьями 8, 131, 164, 165, 166, 167, 168, 209, 214, 218, 235, 301, 304 Гражданского кодекса РФ и статьями
2, 4, 6 ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ истец просит:

1. признать недействительным зарегистрированное право оперативного управления Государственного учреждения - УФПС МО на здание гаража общей площадью 907,5 кв. м, одноэтажное, расположенное по адресу: Московская область, г. Домодедово, Каширское шоссе, д. 62;

2. обязать ФГУП “Почта России“ освободить здание гаража общей площадью 907,5 кв. м, одноэтажное, расположенное по адресу: Московская область, д. Домодедово, Каширское шоссе, д. 62.

3. обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по городу Москве исключить здание гаража общей площадью 907,5 кв. м, одноэтажное, расположенное по адресу: Московская область, д. Домодедово, Каширское шоссе, д. 62, из реестра федерального имущества;

4. признать право собственности ОАО “ЦентрТелеком“ на здание гаража общей площадью 907,5 кв. м, одноэтажное, расположенное по адресу: Московская область, г. Домодедово, Каширское шоссе, д. 62.

ТУ ФАУФИ по г. Москве и УФРС МО в порядке ст. 123 и ст. 156 АПК РФ надлежаще извещены.

Заявленные сторонами ходатайства рассмотрены судом в порядке ст. 159 АПК РФ, что отражено в протоколе судебного заседания от 26.02.07.

Представитель истца настаивает на иске, за исключением первого пункта исковых требований.

Представители ответчиков с иском не согласны.

Рассмотрев материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, установлено, что на основании договора N 17-д от 05.06.1997 за государственным учреждением почтовой связи “Управление Федеральной почтовой связи Московской области“ на праве оперативного управления закреплено нежилое здание: “Гараж“, 1-этажное, общей площадью 866,40 кв. м инв. N 7043, лит. Б., расположенное по адресу: Московская область, г. Домодедово, ул. Каширское шоссе, д. 62, в подтверждение чего выдано свидетельство о государственной регистрации
права от 05.12.2002.

Спорное имущество внесено в реестр федеральной собственности ТУ ФАУФИ по г. Москве и в настоящее время передано ФГУП “Почта России“, что подтверждается выпиской из реестра федерального имущества по состоянию на 02.10.2003 N 1/315.

Считая, что право оперативного управления УФПС МО на спорное имущество зарегистрировано неправомерно, так же как и внесение самого спорного имущества в реестр федеральной собственности не является законным, истец обратился в суд с настоящим иском.

Иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Правовым основанием для предъявления иска о признании права собственности служит ст. 12 ГК РФ. Это вещно-правовое требование может быть предъявлено любым лицом, имеющим доказательства своего права собственности на индивидуально определенную вещь, к любому, кто нарушает или может нарушить его право.

В обоснование своих требований истец ссылается на ст. 209 ГК РФ, где сказано, что только собственник имеет право владеть пользоваться и распоряжаться своим имуществом.

Как усматривается из материалов дела, в соответствии с распоряжением N 45-р от 05 февраля 1992 г. Минмособлкомимущество было наделено полномочиями территориального агентства Госкомимущества РФ и на основании данного распоряжения 25 мая 1994 г. утвердило план приватизации государственного предприятия связи и информатики “Россвязьинформ“ Московской области, в который также был включен гараж общей площадью 907,5 кв. м, одноэтажное, расположенное по адресу: Московская область, д. Домодедово, Каширское шоссе, д. 62.

Приватизация ГПСИ “Россвязьинформ“ Московской области была проведена в соответствии с действовавшими в период приватизации Законом РФ от 03 июля 1991 г. N 1531-1 “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации“, Указом Президента РФ от 29 января 1992 г. N 66 “Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий“, Постановлением
Верховного Совета РФ от 11 июня 1992 г. N 2980-1 “О введении в действие Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации“ на 1992 г.“, Указом Президента РФ от 01 июля 1992 г. N 721 “Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества“, Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 1992 г. N 1003 “О приватизации предприятий связи“.

Статьей 1 Закона Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531-1 “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации“ определено, что приватизацией государственных и муниципальных предприятий является в том числе и приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий; оборудования, зданий, сооружений и других материальных и нематериальных активов предприятий (действующих и ликвидированных по решению органов, правомочных принимать такие решения от имени собственника).

Пунктом 10 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721, закреплено, что с момента регистрации акционерного общества активы и пассивы предприятия, подразделения принимаются акционерным обществом. Акционерное общество становится правопреемником прав и обязанностей преобразованного предприятия.

Временным положением о преобразовании государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества, утвержденное Указом Президента РФ от 29 января 1992 г. N 66 был определен порядок о передаче имущества на баланс созданного акционерного общества, согласно которому государственное предприятие считалось преобразованным, а его имущество переданным на баланс АО со дня регистрации такого общества. Так как спорное имущество являлось частью основных средств приватизируемого предприятия, оно было включено в уставной капитал АООТ “Электросвязь“.

Правопреемником АООТ
“Электросвязь“ Московской области является ОАО “Центр Телеком“.

План приватизации государственного предприятия связи и информатики “Россвязьинформ“ Московской области, пообъектный перечень зданий и сооружений, включенных в уставной капитал АООТ “Электросвязь“ Московской области по состоянию на 01.07.1992, изменения и дополнения к плану приватизации от 24.06.1994 утвержденные распоряжением Мингосимущества России от 08.05.1998 N 412-р, изменения и дополнения к плану приватизации N 2 от 04.06.1996 утвержденные Комитетом по управлению имуществом Московской области не отменены. Обратного сторонами не доказано.

Таким образом, спорное имущество в 1992 году было включено в план приватизации государственного предприятия - правопредшественника истца, приватизировано истцом, следовательно, истец стал собственником указанного имущества.

Поскольку право истца на спорное имущество возникло до введения в действие ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“, то в силу п. 1 ст. 6 настоящего Закона оно признается юридически действительными при отсутствии его государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом.

Кроме того, основанием для регистрации права оперативного управления ГУ УФПС МО на спорное имущество является договор N 17-д от 05 июня 1997 г. о закреплении УФПС МО государственного федерального имущества в оперативное управление.

В соответствии со ст. 2 ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством перехода прав на недвижимое имущество.

Возникновение гражданских прав связано с наличием определенных оснований, предусмотренных законов или иными нормативно-правовыми актами, в данном случае договора, и поэтому оспариванием гражданских прав непосредственно связано с оспариванием оснований их возникновения.

Оспаривание зарегистрированных прав на недвижимость сопряжено, с оспариванием тех правовых оснований, исходя из наличия которых,
органом государственной регистрации была произведена регистрация права на недвижимое имущество.

В то же время, решением суда от 28 декабря 2004 г., поддержанным постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 04 апреля 2005 г. и постановлением ФАС МО от 01 августа 2005 г. было установлено, что в соответствии со ст. ст. 165 и 167 ГК РФ договор N 17-д от 05 июня 1997 г. является ничтожной сделкой.

Ничтожная сделка недействительная с момента ее совершения и не порождает никаких правовых последствий для сторон ее заключивших.

Государственной регистрации подлежит только существующее право, то есть возникшее на законных основаниях.

Из вышеперечисленного следует, что право оперативного управления за ФГУП “Почта России“ зарегистрировано без законных на то оснований, в связи с чем государственная регистрация как доказательство признания государством права ФГУП “Почта России“, лишается юридической силы.

Что касается требования об исключении из реестра федеральной собственности спорного имущества, то документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства РФ N 696 имеет дату 03.07.1998, а не 03.03.1998.

В соответствии с п. 3 Положения об учете федерального имущества и ведении реестра федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.03.98 N 696, объектом учета реестра федерального имущества является исключительно федеральное имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения за государственным унитарным предприятием или на праве оперативного управления за государственным учреждением.

При разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в указанные реестр или перечень, арбитражный суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности
руководствуется приложениями номер 1, 2 и 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1.

Поскольку пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.97 N 123-ФЗ “О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации“ предусмотрено, что основы приватизации муниципального имущества в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом о государственной программе приватизации государственного имущества в Российской Федерации.

Имеются в виду Основные положения Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ после 1 июля 1994 года, утвержденные Указом Президента РФ от 22.07.1994 N 1535.

Поэтому до принятия указанной программы, исходя из смысла пункта 4 статьи 31 Федерального закона о приватизации, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.05.99 N 632 и пунктом 4 статьи 29 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ порядок и условия приватизации муниципальной собственности устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно, и лишь при отсутствии такого порядка применяются Основные положения.

Вышеназванными судебными актами было установлено, что приватизации АООТ “Электросвязь“ Московской области была проведена в рамках действующего на тот момент законодательства.

Таким образом, спорное имущество в соответствии с правоустанавливающими документами принадлежит на праве собственности истцу, который каких-либо решений о прекращении права собственности и о передаче спорного имущества в федеральную собственность, не принимал, в то время как спорное имущество было незаконно включено в реестр федеральной собственности.

Что касается требования об освобождении спорного имущества, то оно как и требование об изъятии недвижимого имущества из чужого незаконного владения представляет собой один и тот же предмет иска, поскольку изъять у юридического лица имущество, то есть
занимаемое им здание, можно только путем удаления этого юридического лица из этого здания.

Согласно ст. 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество, обладающее индивидуально определенными признаками и фактически находящееся в незаконном владении другого лица.

Надлежащим ответчиком по виндикационному иску является лицо, в фактическом владении которого спорное имущество находится на момент рассмотрения иска.

Поскольку истец доказал, что является собственником истребуемого имущества, и что этим имуществом завладел ответчик без законных на то оснований, то требование об освобождении гаража общей площадью 907,5 кв. м, одноэтажное, расположенное по адресу: Московская область, д. Домодедово, Каширское шоссе, д. 62 являемся обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Пункт 1 ст. 16 Закона устанавливает, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора, основанием для которой, являются вступившие в законную силу судебные акты (абз. 3 п. 1 ст. 17 Закона).

Что касается требования о признании недействительным зарегистрированного права оперативного управления Государственного учреждения - УФПС МО на спорное имущество, то истец на его удовлетворении не настаивает, поскольку данное требование представляет собой требования также уже заявленные истцом в настоящем иске об оспаривании оснований возникновения прав ответчика и восстановлении своего нарушенного права путем его признания за собой, в связи с чем, суд в этой части прекращает производство по делу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 104, 110, 167 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

обязать ответчика - ФГУП “Почта России“ освободить здание гаража общей площадью 907,5 кв. м, одноэтажное, расположенное по адресу: Московская область, д. Домодедово, Каширское шоссе, д. 62.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по гор. Москва исключить здание гаража общей площадью 907,5 кв. м,
одноэтажное, расположенное по адресу: Московская область, д. Домодедово, Каширское шоссе, д. 62, из реестра федерального имущества.

Признать право собственности ОАО “ЦентрТелеком“ на здание гаража общей площадью 907,5 кв. м, одноэтажное, расположенное по адресу: Московская область, г. Домодедово, Каширское шоссе, д. 62.

Выдать истцу - ОАО “ЦентрТелеком“ справку на возврат уплаченной госпошлины в размере 8000 руб.

В отношении первого требования производство по делу прекратить.