Решения и определения судов

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2008 по делу N А05-8518/2007 Суд правомерно отказал в удовлетворении требований общества о признании недействительным решения ИФНС о доначислении ООО налога на прибыль, поскольку общество не является рыболовецкой артелью (колхозом), осуществляющей производство сельскохозяйственной продукции, а следовательно, не относится к сельскохозяйственным производителям, имеющим право на применение льготных ставок по налогу на прибыль.

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 января 2008 г. по делу N А05-8518/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2007 года.

Полный текст постановления изготовлен 10 января 2008 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Мурахиной Н.В., Потеевой А.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Щаповой Е.И.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью “Ягры“ Корепиной Т.В. по доверенности от 16.04.2007, от инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску Самодова А.В. по доверенности от 09.01.2007 N 03-07/212,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Ягры“ на решение Арбитражного суда Архангельской области от 22 октября 2007 года по делу N
А05-8518/2007 (судья Полуянова Н.М.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Ягры“ (далее - общество, ООО “Ягры“) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску (далее - инспекция, инспекция ФНС России по г. Архангельску) о признании недействительными решения от 25.07.2007 N 13-23/2352 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и требования N 2680 об уплате налога, сбора, пеней, штрафа по состоянию на 20.08.2007.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 22 октября 2007 года по делу N А05-8518/2007 в удовлетворении требований общества отказано.

Общество частично с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, признать недействительным решение инспекции от 25.07.2007 N 13-23/2352 в части привлечения общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 1 139 325 рублей 40 копеек и требование N 2680 по состоянию на 20.08.2007 об уплате штрафа в соответствующей сумме, ссылаясь на то, что при отсутствии вины лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Инспекция в отзыве и ее представитель в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласились, считают решение суда законным и обоснованным.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как видно из материалов дела, инспекция провела камеральную налоговую проверку на основе представленной обществом 27.03.2007 налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2006 год, по результатам которой составлен акт от 25.06.2007 N 13-23/746.

Рассмотрев
акт камеральной налоговой проверки от 25.06.2007 N 13-23/746, заместитель начальника инспекции ФНС России по г. Архангельску принял решение от 25.07.2007 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату налога на прибыль в виде штрафа в размере 1 139 325 рублей 40 копеек, предложении уплатить налог на прибыль за 2006 год в сумме 5 696 627 рублей.

Во исполнение решения от 25.06.2007 N 13-23/746 инспекцией направлено обществу требование N 2680 об уплате налога, сбора, пеней, штрафа по состоянию на 20.08.2007.

В оспариваемом решении инспекцией зафиксировано налоговое правонарушение, выразившееся в неправомерном применении обществом при исчислении налога на прибыль за 2006 год налоговой ставки 0 процентов.

В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций“ (далее - Закон N 2116-1) не являются плательщиками налога на прибыль предприятия любых организационно-правовых форм по прибыли от реализации произведенной ими сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на данных предприятиях собственной сельскохозяйственной продукции, за исключением сельскохозяйственных предприятий индустриального типа, определяемых по перечню, утверждаемому законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 2 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах“ (далее - Федеральный закон N 110-ФЗ) предусмотренный абзацем первым пункта 5 статьи 1 Закона N 2116-1 порядок освобождения
от уплаты налога на прибыль предприятий любых организационно-правовых форм по прибыли, от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на данных предприятиях собственной сельскохозяйственной продукции, за исключением сельскохозяйственных предприятий индустриального типа, определяемых по перечню, утверждаемому законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, действует впредь до перевода указанных предприятий на специальный налоговый режим (систему налогообложения) для сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствии с главой 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

Статьей 3 Федерального закона от 11.11.2003 N 147-ФЗ “О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах“ абзац третий статьи 2 Федерального закона N 110-ФЗ изложен в редакции, согласно которой для сельскохозяйственных товаропроизводителей - рыболовецких артелей (колхозов) освобождение от налога на прибыль действует до 1 января 2005 года.

Также Федеральный закон N 110-ФЗ дополнен статьей 2.1, согласно которой налоговая ставка по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается в следующих порядке и размере: в 2004 - 2005 годах - 0%; в 2006 - 2008 годах - 6%; в 2009 - 2011 годах - 12%; в 2012 - 2014 годах - 18%; начиная с 2015 года - в соответствии с пунктом 1 статьи 284 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 346.2 НК РФ сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее
первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию и (или) рыбу, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70 процентов.

В названной норме в число сельскохозяйственных товаропроизводителей включены производители сельскохозяйственной продукции, однако данная норма не раскрывает понятия “лица, производящие сельскохозяйственную продукцию“.

В силу пункта 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в названном Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08.12.95 N 193-ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации“ (далее - Закон N 193-ФЗ) к сельскохозяйственным товаропроизводителям, то есть лицам, осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции, относится физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50 процентов общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70 процентов общего объема производимой продукции.

Следовательно, при осуществлении деятельности в виде вылова рыбы к сельскохозяйственным производителям относятся только рыболовецкие артели (колхозы).

Согласно Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93, утвержденному постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301, к продукции животноводства, то есть к сельскохозяйственной продукции, относится продукция рыбная, вылов рыбы и
других водных биоресурсов рыболовецкими артелями (колхозами) (код 989930).

Вылов рыбы и других водных биоресурсов, осуществляемый организациями иных организационно-правовых форм, к сельскохозяйственной продукции не относится, а принадлежит классу продукции 920000 “Продукция мясной, молочной, рыбной, мукомольно-крупяной, комбикормовой и микробиологической промышленности“ и группировке 920001 “Улов рыбы (включая добычу морского зверя, китов, морепродуктов и ракообразных)“.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона N 193-ФЗ сельскохозяйственной или рыболовецкой артелью (колхозом) признается сельскохозяйственный кооператив, созданный гражданами на основе добровольного членства для совместной деятельности по производству, переработке, сбыту сельскохозяйственной (рыбной) продукции, а также для иной не запрещенной законом деятельности путем добровольного объединения имущественных паевых взносов в виде денежных средств, земельных участков, земельных и имущественных долей и другого имущества граждан и передачи их в паевой фонд кооператива. Для членов сельскохозяйственной и рыболовецкой артелей (колхозов) обязательно личное трудовое участие в их деятельности, при этом их члены являются сельскохозяйственными товаропроизводителями независимо от выполняемых ими функций. Фирменное наименование сельскохозяйственной либо рыболовецкой артели (колхоза) должно содержать ее наименование и слова “сельскохозяйственная артель“ или “колхоз“ либо “рыболовецкая артель“ или “рыболовецкий колхоз“.

Согласно пункту 2.1 раздела 2 Устава ООО “Ягры“, утвержденного общим собранием учредителей 02.02.1995, зарегистрированного регистрационной палатой мэрии г. Архангельска 22.03.1995 за N 860, предметом деятельности общества является добыча, обработка и реализация рыбы и морепродуктов.

На основании изложенного общество не является рыболовецкой артелью (колхозом), осуществляющей производство сельскохозяйственной продукции, не относится к сельскохозяйственным производителям, имеющим право на применение льготных ставок по налогу на прибыль.

Аналогичный вывод следует из постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31 мая 2005 года по делу N 15448/04.

Таким образом, применение обществом налоговой
ставки 0 процентов при исчислении налога на прибыль за 2006 год является неправомерным.

Пунктом 1 статьи 122 НК РФ предусмотрена налоговая ответственность за неуплату или неполную уплату налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога и других неправомерных действий (бездействия) в виде взыскания штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога.

В апелляционной жалобе общество ссылается на отсутствие вины в совершенном правонарушении, поскольку актом выездной налоговой проверки от 26.01.2006 N 2219-16ДСП и ранее сложившейся судебной практикой подтверждалось право общества на льготу по налогу на прибыль, оно признавалось сельскохозяйственным товаропроизводителем.

В силу статьи 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, в том числе при отсутствии вины в совершении налогового правонарушения.

В пункте 1 статьи 111 НК РФ перечислены обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения.

При наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 вышеуказанной статьи, лицо не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения (пункт 2 статьи 111 НК РФ).

Доводы общества об отсутствии вины и, соответственно, об освобождении от ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату налога на прибыль, являются необоснованными по следующим основаниям.

Решениями Арбитражного суда Архангельской области от 20.07.2007 по делу N А05-4760/2007, от 11.12.2006 по делу N А05-9907/2006-19 применение обществом ставки 0 процентов по налогу на прибыль за 2005 год и 1 квартал 2006 года, за 9 месяцев 2006 года признано неправомерным.

Ссылаясь на судебную практику по ранее рассмотренным делам, когда ООО “Ягры“ признавалось сельскохозяйственным товаропроизводителем, обществом не учтены вышеуказанные решения суда. При этом решение суда по делу N А05-9907/2006-19 вступило в законную
силу до наступления срока подачи декларации по налогу на прибыль за 2006 год. Кроме того, единообразие судебной практики установлено постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31 мая 2005 года по делу N 15448/04.

Также следует отметить, что акт выездной налоговой проверки от 26.01.2006 N 2219-16дсп, на который ссылается общество в апелляционной жалобе, не свидетельствует о письменном подтверждении инспекцией права общества на льготу.

Названный акт относится к проверяемому периоду за 2002 - 2004 годы, в нем отсутствуют выводы инспекции о том, что общество имеет право на льготу по налогу на прибыль для сельскохозяйственных товаропроизводителей (пункт 2.1.4 акта).

Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований общества о признании недействительным решения инспекции от 25.07.2007 N 13-23/2352 в части его привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 1 139 325 рублей 40 копеек и требования N 2680 по состоянию на 20.08.2007 об уплате штрафа в соответствующей сумме.

Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.

В силу частей 5, 6 статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность решения в обжалуемой части, нарушений норм процессуального права не установлено.

Поскольку обществу в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, расходы по госпошлине с инспекции в пользу общества взысканию не подлежат.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 22 октября 2007 года по делу N А05-8518/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Ягры“ - без удовлетворения.

Председательствующий

О.Ю.ПЕСТЕРЕВА

Судьи

Н.В.МУРАХИНА

А.В.ПОТЕЕВА