Решения и постановления судов

Решение Арбитражного суда Московской области от 25.01.2007 по делу N А41-К2-19912/06 В удовлетворении заявления о признании недействительными постановлений органа местного самоуправления о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка для сельскохозяйственного производства отказано, поскольку заявителем был пропущен трехмесячный срок на обжалование указанных актов.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 25 января 2007 г. по делу N А41-К2-19912/06

Резолютивная часть решения оглашена 19 января 2007 г.

Решение в полном объеме изготовлено 25 января 2007 г.

Арбитражный суд Московской области в составе:

Председательствующего: судьи С.А.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Правительства Москвы

к администрации Подольского муниципального района Московской области,

о признании незаконными постановлений,

третьи лица: Правительство Московской области, Департамент земельных ресурсов г. Москвы, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области, Общество с ограниченной ответственностью “Агрофирма Федюково“,

Протокол вел: помощник П.Д.Л.,

при участии в заседании:

от Правительства Москвы - Д.Д.Б. по доверенности от 22.09.2006 N 4-47-13718/6, Г. по доверенности от 19.05.2006 N 4-47-8148/6,

от администрации
Подольского муниципального района Московской области - Б. по доверенности от 13.01.2006 N 17/1-49,

от третьих лиц: от Правительства Московской области - С.Л.С. по доверенности от 15.07.2005 N 1-1402 исх.,

от Департамента земельных ресурсов г. Москвы - Д.Д.Б. по доверенности от 28.12.2006 N 33-И-3330/06, Т. по доверенности от 28.12.2006 N 33-И-3334/06, С.С.А. по доверенности от 28.12.2006 N 33-И-3318/06,

от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области - П.С.А. по доверенности 18.01.2007 N 165-8, С.А.К. по доверенности от 11.01.2007 N 11-8,

от общества с ограниченной ответственностью “Агрофирма Федюково“ - М. по доверенности от 06.09.2006 б/н, К. по доверенности от 08.11.2006 б/н, Д.В.М. по доверенности от 13.11.2006 б/н,

установил:

Правительство Москвы обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением: признать недействительными постановления Главы Подольского муниципального района Московской области от 18.11.2004 N 1920, от 03.11.2005 N 2386, от 05.05.1998 N 383, от 27.04.2004 N 700, от 22.12.1992 N 1340 о предоставлении ООО “Агрофирма Федюково“ в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка, кадастровый номер 50:27:002 05 50:0178 для сельскохозяйственного производства, площадью 1298240 кв. м, расположенного: Московская область, Подольский район, Стрелковский с. о., вблизи г. Щербинка.

Представитель Правительства Москвы уточнил заявленные требования:

1. Признать недействительным п. п. 1, 2, 3, 4 постановления Главы Подольского района Московской области от 22.12.1992 N 1340 в части
земельных участков, которым отделом по Подольскому району Управления Роснедвижимости по Московской области присвоены кадастровые номера: 50:27:002 05 50:0178 (площадь 1298240 кв. м); 50:27:002 05 50:0175 (площадь 162208 кв. м); 50:27:002 05 50:0180 (площадь 544835 кв. м); 50:27:002 05 50:0064 (площадь 131463 кв. м); 50:27:002 05 50:0177 (площадь 16263 кв. м); 50:27:002 05 50:0181 (площадь 8011 кв. м); 50:27:002 05 50:0179 (площадь 49214 кв. м); 50:27:002 05 50:0176 (площадь 6366 кв. м), расположенных на территории города Москвы в кадастровом квартале N 77:06:12020,

2. Признать недействительными п. п. 2, 3 (3.1, 3.2), 4, 4.1 постановления Главы Подольского района Московской области от 05.05.1998 N 383 в части земельных участков, которым отделом по Подольскому району Управления Роснедвижимости по Московской области присвоены кадастровые номера: 50:27:002 05 50:0178 (площадь 1298240 кв. м); 50:27:002 05 50:0175 (площадь 162208 кв. м); 50:27:002 05 50:0180 (площадь 544835 кв. м); 50:27:002 05 50:0064 (площадь 131463 кв. м); 50:27:002 05 50:0177 (площадь 16263 кв. м); 50:27:002 05 50:0181 (площадь 8011 кв. м); 50:27:002 05 50:0179 (площадь 49214 кв. м); 50:27:002 05 50:0176 (площадь 6366 кв. м), расположенных на территории города Москвы в кадастровом квартале N 77:06:12020.

3. Признать недействительным постановление Главы Подольского района Московской области от 27.04.2004 N 700 в части земельных участков,
которым отделом по Подольскому району Управления Роснедвижимости по Московской области присвоены кадастровые номера: 50:27:002 05 50:0178 (площадь 1298240 кв. м); 50:27:002 05 50:0175 (площадь 162208 кв. м); 50:27:002 05 50:0180 (площадь 544835 кв. м); 50:27:002 05 50:0064 (площадь 131463 кв. м); 50:27:002 05 50:0177 (площадь 16263 кв. м); 50:27:002 05 50:0181 (площадь 8011 кв. м); 50:27:002 05 50:0179 (площадь 49214 кв. м); 50:27:002 05 50:0176 (площадь 6366 кв. м), расположенных на территории города Москвы в кадастровом квартале N 77:06:12020.

4. Признать недействительным постановление Главы Подольского района Московской области от 18.11.2004 N 1920 в части земельных участков, которым отделом по Подольскому району Управления Роснедвижимости по Московской области присвоены кадастровые номера: 50:27:002 05 50:0178 (площадь 1298240 кв. м); 50:27:002 05 50 0175 (площадь 162208 кв. м); 50:27:002 05 50:0180 (площадь 544835 кв. м); 50:27:002 05 50:0064 (площадь 131463 кв. м); 50:27:002 05 50:0177 (площадь 16263 кв. м); 50:27:002 05 50:0181 (площадь 8011 кв. м); 50:27:002 05 50:0179 (площадь 49214 кв. м); 50:27:002 05 50:0176 (площадь 6366 кв. м), расположенных на территории города Москвы в кадастровом квартале N 7:06:12020.

5. Признать недействительным постановление Главы Подольского района Московской области от 03.11.2005 N 2386 в части земельных участков, которым отделом по Подольскому району Управления Роснедвижимости по Московской
области присвоены кадастровые номера: 50:27:002 05 50:0178 (площадь 1298240 кв. м); 50:27:002 05 50:0175 (площадь 162208 кв. м); 50:27:002 05 50:0180 (площадь 544835 кв. м); 50:27:002 05 50:0064 (площадь 131463 кв. м); 50:27:002 05 50:0177 (площадь 16263 кв. м); 50:27:002 05 50:0181 (площадь 8011 кв. м); 50:27:002 05 50:0179 (площадь 49214 кв. м); 50:27:002 05 50:0176 (площадь 6366 кв. м), расположенных на территории города Москвы в кадастровом квартале N 77:06:12020.

Представитель Правительства Москвы на требовании настаивал. Указал на отсутствие прав у Главы Подольского района по распоряжению спорными земельными участками, в нарушение Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17.04.1987 N 452, совместного решения от 06.04.1988 N 645-438 Мосгорисполкома и Мособлисполкома, Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 10.05.1988 N 9033-XI, решения Мособлисполкома и Мосгорисполкома от 14.12.1988 N 2728-1635/36, во исполнение которых Мособлисполком передал, а Мосгорисполком принял территорию населенных пунктов Подольского района Московской области общей площадью 390 га.

В качестве иных норм права, которым не соответствуют оспариваемые акты, выделил следующие:

В отношении постановления от 22.12.1992 N 1340, постановления от 05.05.1998 N 383 - не соответствуют Указу Президента РФ от 24.12.1993 N 2287, ст. ст. 28, 29, 52 - 55, 112 - 114 ЗК РСФСР (1991 г.), “Инструкции о порядке выдачи (замены) государственных актов на
право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей“ (утв. Роскомземом 09.03.1992), ст. 209 ГК РФ, Постановлению Правительства РФ от 02.02.1996 N 105, “ИНСТРУКЦИЯ ПО МЕЖЕВАНИЮ ЗЕМЕЛЬ“ (утв. Роскомземом 08.04.1996), ФЗ от 28.08.1995 N 154-ФЗ, Закону РФ от 06.07.1991 N 1550-1, так как согласно указанным нормам глава администрации Подольского района не вправе был принимать решение в отношении земельного участка, расположенного на территории города Москвы, и уже предоставленного ранее, как не вправе был и утверждать его границы.

В отношении постановлений от 27.04.2004 N 700, от 18.11.2004 N 1920, от 03.11.2005 N 2386 - не соответствует ст. 3 ФЗ “О введении в действие ЗК РФ“, Инструкции о порядке выдачи (замены) государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей“ (утв. Роскомземом 09.03.1992), ст. 209 ГК РФ, Постановлению Правительства РФ от 02.02.1996 N 105, “ИНСТРУКЦИЯ ПО МЕЖЕВАНИЮ ЗЕМЕЛЬ“ (утв. Роскомземом 08.04.1996), ст. ст. 10, 11 ФЗ “О государственном земельном кадастре“, ФЗ от 18.06.2001 N 78-ФЗ, Постановлению Правительства РФ от 11.07.2002 N 514, Постановлению Правительства РФ от 07.06.2002 N 396, ст. ст. 10, 11, 19, 29, 69, 70, 83, 85 ЗК РФ, так как согласно указанным нормам глава администрации Подольского района не вправе был принимать решение в отношении
земельных участков, расположенных на территории города Москвы, и уже предоставленных ранее, как не вправе был утверждать границы данных земельных участков, определять целевое назначение земельных участков и производить их кадастровый учет. На основании изложенного, оспариваемые акты приняты с превышением компетенции и нарушают нормы законодательства.

Представитель администрации Подольского муниципального района в судебном заседании заявленные уточненные требования не признала, дала пояснения согласно представленному отзыву, указала, на пропуск срока исковой давности.

Представитель Правительства Московской области указала на необоснованность требований, пояснила, что согласно принятых актов были переданы в административное подчинение территории некоторых населенных пунктов. Земельные участки ООО “Агрофирма Федюково“, находящиеся в постоянном (бессрочном пользовании), не передавались. Правительство Московской области считает необходимым заявить о применении пропущенного срока исковой давности.

Представитель ООО “Агрофирма Федюково“ требования считает не подлежащими удовлетворению по изложенным в отзыве основаниям. Заявление Правительства Москвы было подано с пропуском, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ, 3-месячного срока на подачу заявления.

Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области считает, что согласования кадастрового деления земель не производилось, просил отказать в заявленных требованиях.

Представитель Департамента земельных ресурсов г. Москвы поддержал заявленные требования. Отметил, что рассматриваемая территория поставлена на кадастровый учет в городе Москве в качестве кадастрового квартала с номером 77:06:12020, что подтверждается кадастровым планом указанного квартала, а также представленной копией
атласа кадастрового деления города Москвы, так и следующими актами: распоряжением Мэра Москвы от 06.02.1997 N 104-рм, распоряжением Мэра Москвы от 09.12.1997 N 967-рм, приказом Москомзема от 21.05.2003 N 59, которыми утверждена схема кадастрового деления земель города Москвы. Материалы о кадастровых кварталах города Москвы, в том числе и о данном, переданы в Управление Роснедвижимости по городу Москве и приняты им (копия акта прилагается).

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Общество с ограниченной ответственностью “Агрофирма Федюково“ зарегистрировано 20 сентября 2004 г., основной государственный регистрационный номер 1045011457292, является правопреемником ЗАО “Путь Ильича“ (ранее совхоз “Путь Ильича“).

Органом местного самоуправления были приняты ненормативные акты:

- постановление Главы администрации Подольского района от 22.12.1992 N 1340 “О перерегистрации землепользования совхоза “Путь Ильича“ Управления сельского хозяйства Администрации Подольского района Московской области“;

- постановление Главы Подольского района от 05.05.1998 N 383 “О переоформлении правоудостоверяющих документов на земли, ранее предоставленные совхозу “Путь Ильича“ для сельскохозяйственного производства на ЗАО “Путь Ильича“ для тех же целей“;

- постановление Главы Подольского района от 27.04.2004 N 700 “О согласовании и утверждении проекта границ земель сельскохозяйственного назначения ЗАО “Путь Ильича“ на территории Брянцевского и Стрелковского с/округов Подольского района Московской области“;

- постановление Главы Подольского района от 18.11.2004 N 1920 “О
согласовании и утверждении проектов границ и материалов землеустроительных работ по упорядочению земельных участков и подготовке документов для государственного кадастрового учета земель сельскохозяйственного назначения и использования ООО “Агрофирма Федюково“ на территории Брянцевского, Стрелковского с/округов Подольского района и вблизи г. Щербинка Московской области“;

- постановление Главы Подольского района от 03.11.2005 N 2386 “О согласовании и утверждении границ земельных участков, принадлежащих ООО “Агрофирма Федюково“ на праве постоянного (бессрочного) пользования, расположенных на территории Брянцевского, Стрелковского с/округов Подольского района и вблизи г. Щербинка Московской области“.

Отделом по Подольскому району Управления Роснедвижимости по Московской области присвоены кадастровые номера: 50:27:002 05 50:0178 (площадь 1298240 кв. м); 50:27:002 05 50:0175 (площадь 162208 кв. м); 50:27:002 05 50:0180 (площадь 544835 кв. м); 50:27:002 05 50:0064 (площадь 131463 кв. м); 50:27:002 05 50:0177 (площадь 16263 кв. м); 50:27:002 05 50:0181 (площадь 8011 кв. м); 50:27:002 05 50:0179 (площадь 49214 кв. м); 50:27:002 05 50:0176 (площадь 6366 кв. м) земельных участков, расположенных по адресу: Московская область, Подольский район, вблизи г. Щербинка.

Указанные земельные участки сельскохозяйственного назначения находится у ООО “Агрофирма Федюково“ на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждается Свидетельствами о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования, выданными на основании постановлений Главы Подольского района Московской области от 22.12.1992 N 1340, от 05.05.1998 N 383, от
27.04.2004 N 700, от 18.11.2004 N 1920, от 03.11.2005 N 2386.

В соответствии со ст. 2 ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17.04.1987 N 452 Совету Министров РСФСР было поручено обеспечить отвод земельного участка для строительства, а также решить вопрос о передаче части территории Подольского района Московской области в административное подчинение Московскому городскому Совету народных депутатов (пункт 15).

Распоряжением Совета Министров РСФСР от 21 августа 1987 г. N 1119-р предписано изъять в установленном порядке в Подольском районе Московской области (восточнее г. Щербинки) земельные участки общей площадью 312 га, в том числе 307 га из земель совхоза “Путь Ильича“ и передать их Минвузу СССР для строительства комплекса МВТУ имени Н.Э. Баумана.

В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17.04.1987 N 452 принято совместное решение от 06.04.1988 N 645-438 Мосгорисполкома и Мособлисполкома, в котором содержится обращение к Президиуму Верховного Совета РСФСР передать в административное подчинение Московскому городскому Совету народных депутатов следующие населенные пункты Подольского района: часть города Щербинка (восточнее 29 км Симферопольского шоссе), деревни Захарьино, Щербинка, часть деревни Захарьинские Дворики (восточнее Симферопольского шоссе) общей площадью 390 га.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 10.05.1988 N 9033-XI было постановлено передать в административное подчинение Московскому городскому Совету народных депутатов названные выше населенные пункты Подольского района Московской области согласно представленной карте и описанию границы передаваемой территории с территорией 390 га.

Решением Мособлисполкома и Мосгорисполкома от 14.12.1988 N 2728-1635/36 утвержден и акт о передаче территории населенных пунктов Подольского района Московской области в административное подчинение Московскому городскому Совету народных депутатов. В соответствии с данным актом Мособлисполком передал, а Мосгорисполком принял территорию населенных пунктов Подольского района Московской области общей площадью 390 га согласно прилагаемой к нему карты.

В соответствии со ст. 71 Конституции РСФСР 1978 года Московская область и город республиканского подчинения Москва состояли в РСФСР.

В соответствие со ст. 72 Конституции РСФСР 1978 года к ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации относятся:

б) федеративное устройство, состав, территория Российской Федерации и ее целостность; утверждение образования новых краев, областей, автономных областей, автономных округов, утверждение изменений границ краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга;

Статья 1 Договора от 31 марта 1992 года о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга к ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации относит утверждение изменений границ краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Согласно статьи 115 Конституции РСФСР 1978 года Президиум Верховного Совета РСФСР определяет порядок решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР, устанавливает и изменяет границы и районное деление краев, областей...

17 августа 1982 года Президиумом Верховного Совета РСФСР утверждено “Положение о порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР“. Пунктом 16 Положения определено, что установление и изменение границ краев, областей, автономных областей и автономных округов производятся Президиумом Верховного Совета РСФСР по представлению исполнительных комитетов краевых, областных Советов народных депутатов, Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов.

В соответствии с пунктом 40 Положения в Президиум Верховного Совета РСФСР были представлены необходимые документы и материалы для рассмотрения вопросов административно-территориального устройства: решение Мособлисполкома и Мосгорисполкома от 14.12.1988 N 2728-1635/36, объяснительная записка о передаваемых в административное подчинение Моссовета населенных пунктах Подольского района Московской области; описание границ части территории Подольского района Московской области, передаваемой в административное подчинение Моссовету.

Однако, по территории населенных пунктов Подольского района Московской области общей площадью 390 га, переданным в 1988 году в административное подчинение Московскому городскому Совету народных депутатов, Указа Президиума Верховного Совета РСФСР о включении их в территорию города Москвы не издавалось.

Имеющееся решение Мособлисполкома и Мосгорисполкома от 14.12.1988 N 2728-1635/36 не означает законодательного оформления передачи территории населенных пунктов Подольского района Московской области в административное подчинение Московскому городскому Совету народных депутатов.

С принятием Конституции Российской Федерации (12.12.1993) указанный порядок принятия административных решений по территориальному устройству и передаче населенных пунктов в административное подчинение Советам народных депутатов Президиумом Верховного Совета РСФСР и включение территорий отдельных поселений в состав территории города Москвы утратил законную силу.

В соответствии с пунктом “а“ части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации утверждение и изменение границ между субъектами Российской Федерации относится к ведению Совета Федерации и производится с взаимного согласия субъектов Российской Федерации (ч. 3 ст. 67).

Советом Федерации соответствующего решения не принималось.

Ссылка заявителя на Закон города Москвы от 05.07.1995 N 13-47 “О территориальном делении города Москвы“ неправомерна, поскольку данный Закон распространяет свое действие только на территорию Москвы, в части границы между Москвой и Московской областью этот Закон неприменим.

Ряд согласительных решений исполкомов Моссовета и Мособлсовета, а впоследствии объединенной коллегии органов управления Москвы и Московской области, касающихся границы между субъектами, остались не реализованными в установленном действующим в соответствующие периоды времени законодательством.

Об отсутствии взаимного согласия по утверждению и изменению границ между субъектами Российской Федерации указывают: письма администрации Подольского района N 339/1-49 от 17.05.1995 и N 349/1-49 от 01.06.1999, N 364/1-49 от 08.06.2000 о несогласии по вопросу установления границ г. Москвы с включением в ее границы 307 га из земель бывшего совхоза “Путь Ильича“; протокол от 25 мая 1989 г. заседания межведомственной комиссии исполкома Мособлсовета по вопросам отвода земельных участков.

В соответствии со ст. 80 Земельного кодекса РСФСР 1970 г., действовавшего на момент принятия предоставленных решений, к землям городов относились все земли, находившиеся в пределах городской черты.

Согласно ст. 82 Земельного кодекса РСФСР городская черта - внешняя граница земель города, которая отделяет их от других земель единого государственного земельного фонда и определяется на основе генерального плана и технико-экономических основ развития города.

Городская черта городов, генеральные планы которых подлежат утверждению Советом Министров РСФСР, устанавливается и изменяется Советом Министров РСФСР.

Постановление Совета Министров РСФСР от 29.12.1984 N 541 “Об установлении городской черты города Москвы“ в описании городской черты не содержит положения о нахождении спорных земель (и территорий) в черте города.

Других нормативных правовых актов, изданных Советом Министров РСФСР до декабря 1993 года (принятия Конституции Российской Федерации) заявитель не представил.

Аналогичные правила закреплены в действующем Земельном кодексе Российской Федерации 2001 г.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 2 статьи 84 Земельного кодекса РФ, а не пункт 4.

В соответствии с п. 4 ст. 84 ЗК РФ черта города федерального значения Москвы утверждается и изменяется федеральным законом по согласованному представлению законодательных (представительных) органов города Москвы и Московской области.

По спорным земельным участкам изменения границ г. Москвы в установленном законодательством РФ порядке не было осуществлено.

Конституцией РФ устанавливаются отношения между городом Москвой и Московской областью: город Москва и Московская область являются равноправными субъектами РФ (ст. 5 и 65); границы между ними могут быть изменены только с их взаимного согласия (ст. 67, часть 3); вопросы федеративного устройства и территории отнесены к ведению РФ (ст. 71, пункт “б“), а вопросы владения, пользования и распоряжения землей - к совместному ведению РФ и ее субъектов (ст. 72, пункт “в“ части 1); вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов город Москва и Московская область наделены всей полнотой государственной власти (ст. 73); город Москва и Московская область осуществляют собственное правовое регулирование только вне пределов ведения РФ и совместного ведения РФ и ее субъектов (ст. 76, часть 4).

Законом Московской области от 28.02.2005 N 65/2005-ОЗ (с изм. и доп.) “О статусе и границах Подольского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований“ утверждена граница Подольского муниципального района, в соответствии с Приложениями вышеуказанного закона (описание границ) спорные земельные участки входит в границы Подольского муниципального района и Московской области, а не г. Москвы.

Согласно ст. 2 Устава г. Москвы изменение границ г. Москвы осуществляется в соответствии с Конституцией РФ.

Таким образом, изменения границ г. Москвы в установленном законодательством РФ порядке не осуществлено.

В соответствии со ст. 14 Земельного кодекса РСФСР (1970 г.) предоставление земельного участка, находящегося в пользовании, другому землепользователю производится только после изъятия данного участка в порядке, предусмотренном статьями 33 - 35 настоящего Кодекса.

Согласно п. 4 ст. 31 ЗК РСФСР право предприятий, организаций и учреждений на пользование предоставленной им землей подлежит прекращению соответственно полностью или частично в случае возникновения необходимости изъятия земельного участка для других государственных или общественных нужд.

Прекращение права пользования землей в случае, предусмотренном пунктом 4 настоящей статьи, производится по постановлению (решению) органов, имеющих право изъятия земельных участков.

Изъятие земельного участка либо его части для государственных или общественных нужд производится на основании постановления Совета Министров РСФСР или Совета Министров автономной республики, либо решения исполнительного комитета соответствующего Совета народных депутатов в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и РСФСР (ст. 33 ЗК РСФСР).

Совет Министров РСФСР, Советы Министров автономных республик, исполнительные комитеты краевых, областных Советов народных депутатов, вправе производить изъятие земельных участков из земель и в пределах, указанных в статье 13 настоящего Кодекса (ст. 34 ЗК РСФСР).

Ст. 13 ЗК РСФСР установлено, что в случаях предоставления, связанных с изъятием орошаемых и осушенных земель, пашни, земельных участков, занятых многолетними плодовыми насаждениями и виноградниками, для несельскохозяйственных нужд, - земельные участки, независимо от их размеров, предоставляются по постановлению Совета Министров РСФСР.

Статьей 35 ЗК РСФСР установлены условия изъятия земель для государственных или общественных нужд. Изъятие орошаемых и осушенных земель, пашни, земельных участков, занятых многолетними плодовыми насаждениями и виноградниками, культурными пастбищами, а также сенокосами и пастбищами, на которых проведены работы по их коренному улучшению, для несельскохозяйственных нужд, производится в исключительных случаях и только по постановлению Совета Министров РСФСР.

Изъятие участков из земель, находящихся в пользовании совхозов, других государственных, кооперативных, общественных предприятий, организаций, учреждений союзного или республиканского подчинения, - по согласованию с землепользователями и с соответствующими министерствами, государственными комитетами и ведомствами Союза ССР, РСФСР или другой союзной республики (часть в редакции, введенной в действие с 31 марта 1980 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 марта 1980 года).

Совокупность приведенных норм позволяет суду сделать вывод, что изъятие спорных земельных участков у совхоза “Путь Ильича“ могло быть произведено только по постановлению Совета Министров РСФСР, при условии согласования с землепользователем и соответствующим министерством.

Суду не представлено постановления Совета Министров РСФСР по изъятию земельных участков, а также доказательств согласования изъятия с землепользователем (совхозом “Путь Ильича“) и соответствующим министерством.

Суд считает, что распоряжением Совета Министров РСФСР от 21 августа 1987 г. N 1119-р дано указание изъять земельные участки в установленном порядке. Данное распоряжение носит предварительный характер, принято до выполнения условий изъятия земель для государственных или общественных нужд и не может заменить постановление Совета Министров РСФСР.

Таким образом, изъятие спорных земельных участков у совхоза “Путь Ильича“ не произведено.

Установленные судом обстоятельства в их совокупности позволяют суду сделать вывод, что земельные участки, принадлежавшие совхозу “Путь Ильича“, а в настоящее время ООО “Агрофирма Федюково“, на праве постоянного (бессрочного) пользования не изъяты у последнего и находятся на территории Подольского района Московской области.

На основании изложенного суд пришел к выводу об отсутствии у заявителя оснований считать спорные земельные участки вошедшими в территорию г. Москвы.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Постановление Главы администрации Подольского района от 23.12.1992 N 1340 “О перерегистрации землепользования совхоза “Путь Ильича“ Управления сельского хозяйства Подольского района Московской области“ принято в соответствии с Законом “О земельной реформе“ (в редакции Закона РСФСР от 27 декабря 1990 года N 460-1), статья 7 которого устанавливала, что до юридического закрепления земельных участков в собственность, пользование, в том числе в аренду, владение за гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями сохраняется установленное ранее право пользования земельными участками, но на срок не более двух лет с момента вступления в действие настоящего Закона.

Постановление утверждает границы совхоза “Путь Ильича“ в фактически существующих на тот момент границах, обязывает Подольский райкомзем выдать совхозу временное свидетельство на бессрочное (постоянное) пользование и обязывает совхоз “Путь Ильича“ произвести закрепление границ в натуре.

Постановление принято в соответствии с Земельным кодексом РСФСР (1991 г.), в соответствии со ст. ст. 6, 12 которого (действующими до 24.12.1993), совхозам, другим государственным сельскохозяйственным предприятиям земля, находящаяся в государственной собственности, передавалась в бессрочное (постоянное) пользование.

Постановление Главы Подольского района Московской области от 05.05.1998 N 383 “О переоформлении правоудостоверяющих документов на земли, ранее предоставленные совхозу “Путь Ильича“ для сельскохозяйственного производства на ЗАО “Путь Ильича“ содержит положение (п. 2) о переоформлении документов на земли, площадью 2900 га (сельхозугодья, пашни, сенокосы, пастбища и др.)

В соответствии со ст. 23 Земельного кодекса РСФСР (1991 года), в редакции, действовавшей в период издания постановления Главы администрации Подольского района от 23.12.1992 N 1340, изъятие и предоставление земельных участков производилось по решению соответствующих органов местного самоуправления.

В соответствии с п. п. 1, 2, 3 ст. 60 Закона Российской Федерации от 06.07.1991 N 1550-1 “О местном самоуправлении в Российской Федерации“ (в редакции Закона от 22.10.1992 N 3703-1) предоставление в установленном порядке в бессрочное и временное пользование земель в границах района, изъятие земельных участков из всех земель в границах района, регистрация прав собственности на землю, права землевладения, землепользования, организация ведения земельного кадастра относилось к полномочиям районной администрации.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ вопросы контроля за использованием земель на территории муниципального образования относятся к вопросам местного значения. В соответствии с Уставом Подольского района земли ЗАО “Путь Ильича“ (совхоза “Путь Ильича“) располагались на территории муниципального образования Подольский район.

Ненормативные акты Главы Подольского района от 27.04.2004 N 700, от 18.11.2004 N 1920, от 03.11.2005 N 2386 изданы по вопросам согласования и утверждения границ земель сельхозназначения ЗАО “Путь Ильича“, осуществления кадастрового учета земель ООО “Агрофирма Федюково“, расположенных на территории Брянцевского, Стрелковского сельских округов Подольского района.

Наличие и описание территорий названных в постановлениях сельских округов содержится (и содержалось на момент издания указанных актов) в Уставе Подольского района.

В постановлении от 27.04.2004 N 700 указана площадь земель по фактическому пользованию - 2590,23 га, в постановлении от 18.11.2004 N 1920 - уточнена площадь по фактическому пользованию - 2810,11 га, в постановлении от 03.11.2005 указывается, что по результатам проведения землеустроительных работ и межевания земельных участков установлены границы с закреплением на местности межевыми знаками общей площадью 2782,71 га в Подольском районе Московской области.

Данные оспариваемые постановления изданы в с“ответствии с действующим законодательством - нормами Земельного кодекса 2001 года.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“, а не абзац 2 статьи 10.

В соответствии с абз. 2 ст. 10 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ от 25.10.2001 N 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.

На основании исследованных документов суд пришел к выводу соответствии законодательству оспариваемых постановлений.

Суд счел обоснованными доводы ответчика и третьих лиц о пропуске Правительством Москвы 3-месячного срока на обжалование оспариваемых актов.

В силу части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

По мнению представителя заявителя доказательства того факта, что Правительство Москвы знало о принятии оспариваемых актов в материалах дела отсутствуют. Факт публикации оспариваемых актов не подтвержден. Ознакомиться с ними Правительство Москвы смогло после истребования их в судебном порядке. Ссылка на письмо от 17.05.1995 N 339/1-49 не может быть принята во внимание, так как в тексте данного письма не содержится указания ни на оспариваемые акты, ни на сам факт их существования, ни на действия администрации Подольского района по переоформлению прав на рассматриваемую территорию. В данном письме лишь предлагается “оставить указанную земельную площадь в ведении прежних землепользователей“. Органы исполнительной власти города Москвы узнали о наличии оспариваемых актов лишь в августе 2006 года из информации, поступившей письмом от 16.08.2006 N 98/008/2006-3461 Росрегистрации, а также обращения ОАО “Москапстрой“ от 22.08.2006 N МКС/6-19/02-4725, в котором сообщается о наличии оформленных прав ОАО “Агрофирма “Федюково“ на рассматриваемую территорию. К обращению была приложена копия свидетельства о праве постоянного (бессрочного) пользования, в котором указывалось на оспариваемые акты.

Письмом от 28.08.2006 Департамент земельных ресурсов города Москвы в Правительство Москвы направил информацию о нарушении прав, а также проект заявления в суд.

По мнению заявителя, Правительство Москвы узнало о наличии оспариваемых актов и соответственно о нарушении прав только в сентябре 2006 года.

Однако, суд пришел к выводу о пропуске без уважительных причин срока подачи заявления в суд.

Так, из писем администрации Подольского района N 339/1-49 от 17.05.1995, N 349/1-49 от 01.06.1999, N 364/1-49 от 08.06.2000 усматривается, что отвода земель 307 га из земель совхоза “Путь Ильича“ под строительство не производилось и предлагалось оставить указанную земельную площадь в ведении прежних землепользователей.

Данная информация поступила в адрес Правительства Москвы, о чем свидетельствует письмо от 05.07.1999 N 33-1-9503/9-101-1 Москомзема, в котором указано, что принято решение по совместному рассмотрению органами архитектуры Москвы и Московской области вопроса по использованию территорий г. Щербинка.

Факт открытого использования спорных земель совхозом “Путь Ильича“, правопреемниками которого стало ЗАО “Путь Ильича“, а в настоящее время - ООО “Агрофирма Федюково“, в течение 11 лет (если считать от даты письма администрации Подольского района N 339/1-49 от 17.05.1995) не мог остаться незамеченным Правительством Москвы, если оно считало себя правообладателем земельного участка, заявитель не мог не знать о нарушении своих прав потому, что на землях осуществлялась интенсивная сельскохозяйственная деятельность.

Рассматриваемое заявление было подано через канцелярию Арбитражного суда Московской области 13.09.2006, т.е. по прошествии более трех месяцев.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.11.2004 N 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

Ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления в суд заявитель не представлял.

В соответствии с частью 1 статьи 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом либо арбитражным судом.

Суд исследовав и оценив доказательства, связанные с причинами пропуска заявителем установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока на обращение в арбитражный суд, находит данное обстоятельство процессуальным нарушением, служащим основанием для отказа в удовлетворении требований.

Суд не принял доводы представителей Подольского муниципального района Московской области, Правительства Московской области, ООО “Агрофирма Федюково“ о неподсудности спора арбитражному суду со ссылками на наличие спора между субъектами РФ по границам.

Правительством Москвы заявлены требования о признании недействительными актов администрации Подольского района. Данные требования по субъектному составу и по предмету поданы в соответствии со ст. ст. 29, 35 АПК РФ.

Таким образом, суд не усматривает оснований для признания оспариваемых постановлений Администрации Подольского муниципального района Московской области не соответствующими закону или иному нормативному правовому акту и нарушающими права и законные интересы Правительства Москвы в сфере экономической деятельности, незаконно создающими иные препятствия для осуществления экономической деятельности.

В соответствии со ст. 333.37 НК РФ государственная пошлина не подлежит взысканию.

Руководствуясь ст. ст. 110, 150, 167 - 170, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

отказать в удовлетворении заявленных требований.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Десятый арбитражный апелляционный суд.