Решения и определения судов

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2007, 01.02.2007 N 09АП-17741/2006-АК по делу N А40-14063/06-75-114 Исковые требования о возврате превышения сумм налоговых вычетов по НДС над общей суммой налога удовлетворены правомерно, так как налогоплательщик имеет право на возврат НДС, образовавшегося вследствие превышения сумм вычетов над суммами налога с реализации.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

25 января 2007 г. Дело N 09АП-17741/2006-АК1 февраля 2007 г. “

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 25.01.07.

Полный текст постановления изготовлен 01.02.07.

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи О., судей: Н.Р., Р., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи С.П., при участии: истца: З. по дов. N 1 от 16.01.2007, ответчика: С.В. по дов. N 01-20/21678 от 29.12.2006, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС РФ N 17 по г. Москве на решение от 24.10.2006 по делу N А40-14063/06-75-114 Арбитражного суда г. Москвы принятое судьей Н.А. по иску
ООО “ТАТШИНА“ к ИФНС РФ N 17 по г. Москве о возврате превышения сумм налогов над общей суммой налога

УСТАНОВИЛ:

ООО “ТАТШИНА“ обратилось в арбитражный суд с заявлением к ИФНС России N 17 по г. Москве о возврате превышения сумм налоговых вычетов по НДС над общей суммой налога в размере 710166,91 руб.

Решением суда от 24.10.2006 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, указывая на то, что судом при принятии решения неправильно применены нормы материального права.

Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он, не соглашаясь с доводами жалобы, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.

Изучив представленные в деле доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, ИФНС РФ N 17 по г. Москве проведена выездная налоговая проверка ООО “ТАТШИНА“, по результатам которой составлен акт от 07.10.2005 N 228 и вынесено решение от 03.11.2005 N 216.

Указанным решением налогового органа, отказано в привлечении заявителя к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в связи с неполной уплатой НДС в связи с имеющейся переплатой по НДС. Размер имеющейся переплаты подтвержден актом сверки от 28.11.2005, в соответствии с которым у общества имеется переплата по НДС в размере 710166,91 руб.

Узнав о наличии переплаты по
НДС, заявитель обратился в налоговый орган с заявлением о ее возврате от 14.11.2005 N ТШ-97, полученным Инспекцией 29.11.2005. Однако возврат указанных денежных средств налоговым органом не был произведен.

В соответствии с п. 1 ст. 176 НК РФ, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп. 1 - 2 п. 1 ст. 146 Кодекса, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи. В силу п. 3 ст. 176 НК РФ по истечении трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению. Налоговый орган в течение двух недель после получения указанного заявления принимает решение о возврате указанной суммы налогоплательщику из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства. Возврат указанных сумм производится органами федерального казначейства в течение двух недель считая со дня получения указанного решения налогового органа; если решение не получено органом казначейства, то датой его получения считается восьмой день, считая со дня направления такого решения налоговым органом.

Факт наличия у заявителя сумм налога к возмещению подтверждается имеющимся в материалах дела актом сверки от 28.11.2005; заявление о возврате налога представлено в Инспекцию 29.11.2005.

Пунктом 2 ст. 173 НК РФ предусмотрено, что если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 Кодекса, то указанное превышение подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 176 НК РФ,
за исключением тех случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

Налоговым органом не заявлено, что со стороны общества имело место представление деклараций с суммами налога к уменьшению, поданными с нарушением указанных сроков. Из акта выездной налоговой проверки от 07.10.2005 N 228 следует, что в ходе выездной налоговой проверки по НДС за период с января по август 2002 г. и с января по август 2003 г. представлены уточненные налоговые декларации, которые приняты Инспекцией к сведению (л.д. 31). Из карты расчета пени по НДС по состоянию на 22.11.2005 следует, что обществом действительно были представлены уточненные декларации с суммами налога к уменьшению, которые были учтены Инспекцией при проведении проверки и в лицевом счете общества. Из карты расчета пени следует, что сумма превышения налоговых вычетов обусловлена представлением обществом в налоговый орган деклараций с суммами налога к уменьшению, в частности на 01.01.2002 общество имело переплату по НДС в размере 4261 руб., в результате представления деклараций с суммами налога к уменьшению в период 2002 г. сальдо на 01.01.2003 составило 1371339,57 руб. (переплата), из-за представления в период 2005 г. уточненных деклараций по периоду 2003 г. были сторнированы суммы налога к уплате и сальдо на 01.01.2004 составило 1009160,13 руб. (переплата). Указанная сумма была частично уменьшена наличием по итогам периодов с 1-го квартала 2004 г. по 3-й квартал 2005 г. незначительных сумм налога к уплате: за 1-й квартал 2004 г. 38057 руб., за 2-й квартал 2004 г. - 26125 руб., за 3-й квартал 2004 г. 14150 руб., 4 квартал 2004 г. -
45343 руб.; за 1-й квартал 2005 г. - 11520 руб., 2-й квартал 2005 г. - 4403 руб., 3 квартал 2005 г. - 1902 руб.; по периодам декабрь 2003 г. и 4 квартал 2005 г. заявлены суммы налога к уменьшению. С учетом указанного на момент проведения в лицевых счетах общества решения от 03.11.2005 N 216, принятого по результатам выездной налоговой проверки, сумма налога к уменьшению из бюджета составляла 887558,13 руб., из карты расчета пени следует, что общество при наличии налога к уплате по ряду налоговых периодов его денежными средствами не уплачивало, исполнение обязанности по уплате налога производилось за счет сумм налога к уменьшению по результатам иных налоговых периодов. После проведения в лицевом счете начислений по решению от 03.11.2005 N 216 - налога в размере 176500 руб. и пени 891,22 руб., сумма налога, соответственно уменьшенная на сумму начислений, составила требуемую заявителем - 710166,91 руб.

Указанная сумма представляет собой именно сумму НДС к уменьшению, сложившую по итогам ряда налоговых периодов (вычеты, превышающие реализацию), следовательно, к отношениям по ее возврату заявителю должны быть применены положения ст. 176 НК РФ.

Что касается наличия правовых оснований для уменьшения налога, то Инспекцией данное обстоятельство не оспаривается; из решения от 03.11.2005 N 216 следует, что в ходе выездной проверки налоговым органом была проверена правильность исчисления НДС в период 2002 - 2004 гг., учтены и уточненные декларации с суммами налога к уменьшению, поданные в период проверки; заявитель с выводами проверки согласился.

Доводы налогового органа о том, что сумма переплаты по НДС с учетом выводов выездной налоговой проверки значительно меньше (порядка 110797 руб.),
обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку согласно лицевого счета общества, начисления по итогам выездной проверки в нем проведены, именно с учетом уменьшения на суммы начисленного налога и пени сумма налога к уменьшению из бюджета составила 710166,91 руб.

Согласно п. 2 ст. 176 НК РФ разница между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения, направляется в течение трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, на исполнение обязанностей налогоплательщика по оплате налогов и сборов, на уплату пени, погашение недоимки, сумм налоговых санкций, присужденных налогоплательщику, подлежащих зачислению в тот же бюджет.

У общества отсутствуют какие-либо иные обязанности по уплате налогов и пени, обязанности, возникшие из решения от 03.11.2005 N 216, исполнены путем зачета образовавшейся суммы налога к уменьшению из бюджета.

Что касается присужденных налоговых санкций, то судебными актами по делу N А40-18290/06-35-144 Инспекции отказано в удовлетворении требований о взыскании с общества налоговых санкций в размере 155139 руб. по решению от 03.11.2005 N 216, следовательно, начисленные по вышеназванному решению санкции при решении вопроса о возврате обществу сумм налога учитываться не должны.

Учитывая, что сумма, вопрос о возврате которой ставит заявитель, образовалась к уменьшению из бюджета постепенно, корректировалась с учетом уточненных деклараций (как к уплате, так и уменьшению); окончательно о размере суммы, подлежащей возврату заявитель узнал из акта сверки от 28.11.2005, суд первой инстанции правомерно указал, что обращение в суд с заявлением о возврате указанной суммы последовало в пределах сроков, установленных законодательством.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что анализ представленных в деле доказательств подтверждает правомерность вывода суда первой инстанции о том, что
заявитель имеет право на возврат НДС в размере 710166,91 руб., образовавшегося вследствие превышения сумм вычетов над суммами налога с реализации.

Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.

Апелляционной инстанцией рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.

Расходы по оплате госпошлины по апелляционной жалобе распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.10.2006 по делу N А40-14063/06-75-114 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.