Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.01.2007, 23.01.2007 по делу N А40-72931/06-35-446 Обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов первичной документацией лежит на налогоплательщике - покупателе товаров (работ, услуг), поскольку именно он выступает субъектом, применяющим при исчислении итоговой суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, вычет сумм налога, начисленных поставщиками.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

22 января 2007 г. Дело N А40-72931/06-35-44623 января 2007 г. “

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 22 января 2007 г.

Арбитражный суд г. Москвы в составе: судьи П., при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО “ВЕРОФАРМ“ к ИФНС России N 1 по г. Москве о признании частично недействительным решения, при участии: от заявителя - В. по дов. от 14.04.2006, М. по дов. от 14.04.2006, от заинтересованного лица - Р. по дов. от 22.03.2006 (служ. удост. УР N 181225)

УСТАНОВИЛ:

ОАО “ВЕРОФАРМ“ обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, с учетом уточнений и
дополнений, о признании частично недействительным решения ИФНС России N 1 по ЦАО г. Москвы N 02-329 о частичном отказе в возмещении (зачете) сумм налога на добавленную стоимость за апрель 2006 года в части признания необоснованным применение налоговой ставки 0 процентов по операциям при реализации товаров (работ, услуг) в сумме 3227575 (три миллиона двести двадцать семь тысяч пятьсот семьдесят пять) рублей и отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость в размере 1205754 (один миллион двести пять тысяч семьсот пятьдесят четыре) рубля.

В обоснование своих требований заявитель приводит следующие доводы: Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации N 2-П от 03 октября 2002 г. не устанавливает обязательной ссылки на конкретное приложение или счет-фактуру по которым осуществлялась поставка товаров; ответчиком (стр. 6 - 7 решения) был получен из ОАО “Внешторгбанк“ ответ о подтверждении поступлений экспортной выручки по представленным истцом контрактам. Нарушений валютного законодательства выявлено не было, экспортная выручка поступила в срок и в полном объеме; правила ведения раздельного учета НК РФ не установлены; закрепленный в учетной политике истца способ определения размера вычетов по налогу на добавленную стоимость не противоречит указанным нормативным актам о бухгалтерском учете, а соответствие расчетов НДС этой методике ответчик не отрицает.

Инспекция требований заявителя не признала, в удовлетворении исковых требований заявителя просит отказать, на основании доводов, изложенных в оспариваемом решении и отзыве на заявление.

В судебном заседании объявлялся перерыв сроком с 15.01.2007 до 22.01.2007.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения сторон, ознакомившись с отзывом на заявление, суд считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Как следует из материалов дела, заявитель представил в
налоговый орган отдельную налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за апрель 2006 г., в которой отразил сумму реализации в размере 9991617 рублей, сумму налога, предъявленную налогоплательщику в размере 1205754 рубля; сумму налога, ранее исчисленную с авансов в сумме 32415 рублей.

Инспекцией по результатам рассмотрения указанной декларации и документов вынесено решение от 18 августа 2006 г. N 02/329 о частичном отказе в возмещении (зачете) сумм налога на добавленную стоимость за апрель 2006 года.

Оспариваемым решением Инспекция:

Применение ОАО “Верофарм“ налоговой ставки 0 процентов по операциям при реализации товаров (работ, услуг) в сумме 6764042 руб. за апрель 2006 г. признала обоснованным.

Применение ОАО “Верофарм“ налоговой ставки 0 процентов по операциям при реализации товаров (работ, услуг) в сумме 3227575 руб. за апрель 2006 г. признала необоснованным.

Решила возместить ОАО “Верофарм“ из федерального бюджета налог на добавленную стоимость в сумме 32415 руб.

Решила отказать ОАО “Верофарм“ в возмещении из федерального бюджета налога на добавленную стоимость в сумме 1205754 руб.

Инспекцией отказано в подтверждении налоговой ставки 0% по реализации товаров на экспорт по контрактам, заключенным с компаниям “Грандел Трейд ЛЛС“ (Латвия).

В соответствии с п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса;

В соответствии с п. 1 ст. 165 НК РФ при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 и (или) подпунктом 8 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки
0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 3 настоящей статьи, представляются следующие документы:

1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы таможенной территории Российской Федерации. Если контракты содержат сведения, составляющие государственную тайну, вместо копий полного текста контракта представляется выписка из него, содержащая информацию, необходимую для проведения налогового контроля (в частности, информацию об условиях поставки, о сроках, цене, виде продукции);

2) выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации указанного товара (припасов) иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке.

3) таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (далее - пограничный таможенный орган).

4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации. Налогоплательщик может представлять любой из перечисленных документов с учетом следующих особенностей;

При вывозе товаров в режиме экспорта воздушным транспортом для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации в налоговые органы налогоплательщиком представляется копия международной авиационной грузовой накладной с указанием аэропорта разгрузки, находящегося за пределами таможенной территории Российской Федерации.

В подтверждение обоснованности применение налоговой ставки 0% по спорным контрактам заявителем представлены:

1. Копия контракта N 316/00599/251005 от 25/10/05 заключенного между ЗАО “Верофарм“ (Россия) и компания “Грандел Трейд ЛЛС“ (Латвия) на поставку лекарственных средств производства ЗАО “Верофарм“ (лейкопластыри в ассортименте).

Приложение N 2 к контракту о
согласовании поставки партии товара (лейкопластыри в ассортименте) на сумму 1075644,02 российских рублей;

Паспорт сделки N 05120601/1000/0000/1/0 от 21/04/06 к контракту 316/00599/251005 на сумму 143938086,00 руб., оформленный в ОАО “Внешторгбанк“;

Выписка ОАО “Внешторгбанк“ по счету N 40702810000120000034 за 28/04/06 и п/п N 004 от 28.04.06 на сумму 2400000,00 руб.,

Выписка ОАО “Внешторгбанк“ по счету N 40702810000120000034 за 24/03/06 и п/п N 572 от 24/03/06 на сумму 919000,00 руб.

ГТД N 10104070/121205/0005369 на вывоз лекарственных средств весом брутто 4991 кг на общую фактурную стоимость 2251097,86 руб., с отметками Воронежской таможни “Выпуск разрешен“ от 12/12/05, и Курской таможни “Товар вывезен“ от 13/12/05;

CMR N А0035999 от 12/12/05 на вывоз экспортного груза весом брутто 4991 кг, с отметками Воронежской таможни “Выпуск разрешен“ от 12/12/05, и Курской таможни “Товар вывезен“ от 13/12/05;

Счет-фактура ЗАО “Верофарм“ (экспортер) N в3575 от 12/12/05, выставленный в адрес ГРАНДЕЛ ТРЕЙД ЛЛС на поставку лейкопластырей в ассортименте на сумму 2251097,86 руб.,

2. Копия контракта N 428/030/00261/260104 от 26/12/04, заключенного между ЗАО “Верофарм“ (Россия) и компаниям “Грандел Трейд ЛЛС“ (Латвия) на поставку лекарственных средств производства ЗАО “Верофарм“ (лейкопластыри в ассортименте).

Приложение N 43 к контракту о согласовании поставки партии товара на сумму 976476,76 российских рублей;

Паспорт сделки N 04070120/1000/0000/1/0 к контракту 428/030/00261/260104 на сумму 50438243,60 руб.;

Выписка ОАО “Внешторгбанк“ по счету N 40702810000120000034 за 22/02/06 и п/п N 563 от 22/02/06 на сумму 1800000,00 руб.;

ГТД N 10104070/251105/0005097 на вывоз лекарственных средств весом брутто 2888 кг на общую фактурную стоимость 976476,76 руб., с отметками Воронежской таможни “Выпуск разрешен“ от 25/11/05, и Курской таможни “Товар вывезен“ от 25/11/05;

CMR N А001417 от 21/11/05 на вывоз
экспортного груза весом брутто 2888 кг, с отметками Воронежской таможни “Выпуск разрешен“ от 25/11/05, и Курской таможни “Товар вывезен“ от 25/11/05;

Счет-фактура ЗАО “Верофарм“ (экспортер) N в3417 от 24/11/05, выставленный в адрес ГРАНДЕЛ ТРЕЙД ЛЛС на поставку лейкопластырей в ассортименте согласно приложению N 43.

Отказ Инспекции в подтверждении правомерности применения налоговой ставки 0% на основании неуказания в указанных выше платежных поручениях ссылок на конкретные приложения или счет-фактуру не обоснован.

По спорным платежным поручениям плательщиком является компаниям “Грандел Трейд ЛЛС“ в назначении платежа указан номер и дата контракта.

Согласно оспариваемому решению Инспекцией получен ответ из ОАО “Внешторгбанк“ о подтверждении поступлений экспортной выручки по представленным истцом контрактам. При этом, Инспекцией указано, что нарушений валютного законодательства выявлено не было, экспортная выручка поступила в срок и в полном объеме.

Доказательств того, что выручка поступила не по спорным контрактам Инспекцией не приведено.

Из представленных заявителем ведомостей аналитического учета следует, что товар по спорным ГТД оплачен.

Тем не менее, отказ в возмещении НДС на основании необоснованного распределения сумм НДС правомерен.

Согласно учетной политики предприятия на 2006 г. суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), использованным при производстве экспортной продукции, по которой предполагается применение налоговой ставки 0 процентов, а также переданной некоммерческим организациям для осуществления уставной деятельности рассчитываются как 18% от полной себестоимости продукции по плановой калькуляции (без учета расходов на заработную плату с начислениями) и отражаются по Д-ту сч. 19.03 (НДС по экспортным контрактам).

Таким образом, вычеты налога производятся заявителем не по конкретным счетам-фактурам после принятия товаров на учет, а по плановой калькуляции.

Однако, в силу п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты,
предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п. п. 3, 6 - 8 ст. 171 настоящего Кодекса.

Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

Согласно п. 1 ст. 173 Кодекса сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по операциям реализации товаров (работ, услуг), названным в пп. 1 - 8 п. 1 ст. 164 Кодекса, определяется по итогам каждого налогового периода как сумма налога, исчисляемая в соответствии с п. 6 ст. 166 Кодекса и уменьшенная на сумму налоговых вычетов, указанных в п. 3 ст. 172 Кодекса.

Исходя из п. 3 ст. 172 Кодекса вычеты сумм налога, предусмотренных ст. 171 Кодекса в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), приведенных в п. 1 ст. 164 Кодекса, производятся только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, названных в статье 165 Кодекса.

Таким образом, п. 3 ст. 172 Кодекса содержит не специальные правила определения суммы вычетов по экспортным операциям, а дополнительные условия, при соблюдении которых налогоплательщик вправе заявить вычеты по таким операциям.

При установлении того, подлежат ли
суммы уплаченного поставщикам налога на добавленную стоимость включению в вычеты по операциям реализации товаров, отражаемых в отдельной налоговой декларации по налоговой ставке 0 процентов, налогоплательщикам следует руководствоваться общими положениями ст. ст. 171 и 172 Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 172 Кодекса налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами покупателю при приобретении последним товаров, и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров после их принятия на учет.

В силу п. п. 1 и 2 ст. 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 Кодекса, на установленные данной статьей налоговые вычеты. При этом суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении на территории Российской Федерации товаров, подлежат вычетам в отношении товаров, приобретаемых для операций, признаваемых объектами налогообложения.

Следовательно, налогоплательщик не только обязан отдельно определить и в отдельной декларации отразить налоговую базу и налог по операциям реализации товаров, облагаемых налоговой ставкой 0 процентов, но и не может уменьшить указанную в этой декларации сумму налога на те вычеты, которые не относятся к товарам (работам, услугам), приобретенным для осуществления операций, включенных в данную декларацию.

Данный вывод суда подтверждается арбитражной практикой, а именно: Постановлением Президиума ВАС РФ от 14.03.2006 N 12797/05.

Применяемая обществом учетная политика не соответствует положениям главы 21 Кодекса, поскольку позволяет ему предъявлять к вычету по операциям реализации товаров на экспорт налог на добавленную стоимость за материальные ресурсы, которые не могут считаться приобретенными для осуществления операций реализации товаров на экспорт.

При использовании указанной методики заявителем не учитывается наличие конкретных
счетов-фактур и факт принятия товаров на учет, а также относимость счетов-фактур к экспортным операциям.

При этом сами счета-фактуры в дело не представлены.

Конституционным Судом РФ в своем Определении от 15 февраля 2005 г. N 93-О, установлено, что положения п. 1 ст. 172 НК РФ позволяют сделать однозначный вывод: обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов первичной документацией лежит на налогоплательщике - покупателе товаров (работ, услуг), поскольку именно он выступает субъектом, применяющим при исчислении итоговой суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, вычет сумм налога, начисленных поставщиками.

Довод Инспекции о необходимости ведения раздельного учета налоговых вычетов по товарам облагаемым по различным ставкам судом не принимается, поскольку НК РФ такой обязанности налогоплательщиков не содержит.

П. 4 ст. 149 НК РФ в данном случае не применим, так как им устанавливается раздельный учет операций, подлежащих налогообложению, и операции, не подлежащих налогообложению (освобождаемые от налогообложения), а не операций облагаемых по различным ставкам.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина, уплаченная при подаче рассматриваемого заявления в размере 1000 рублей подлежит возврату из федерального бюджета.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 55, 88, 164, 165, 169, 171, 172, 176 НК РФ, ст. ст. 65, 69, 110, 167, 168, 169, 170, 171, 176, 177, 197, 200, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

признать недействительным, как не соответствующее ст. ст. 164, 165 НК РФ, решение ИФНС России N 1 по ЦАО г. Москвы N 02-329 о частичном отказе в возмещении (зачете) сумм налога на добавленную стоимость за апрель 2006 года в части признания необоснованным применение налоговой ставки 0 процентов по операциям при реализации товаров (работ, услуг)
в сумме 3227575 (три миллиона двести двадцать семь тысяч пятьсот семьдесят пять) рублей.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Возвратить ОАО “ВЕРОФАРМ“ государственную пошлину из федерального бюджета в размере 1000 рублей.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в Девятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с момента изготовления в полном машинописном виде.