Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Московской области от 17.01.2007, 24.01.2007 по делу N А41-К2-20127/06 В удовлетворении заявления о признании недействительным решения налогового органа о внесении записи о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией отказано, так как при принятии обжалуемого решения нарушений законодательства о государственной регистрации юридических лиц допущено не было, к тому же решением не были нарушены права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

17 января 2007 г. Дело N А41-К2-20127/0624 января 2007 г. “

(извлечение)

24 января 2007 г. решение изготовлено в полном объеме.

Арбитражный суд Московской области в составе: председательствующего судьи А., протокол судебного заседания вел судья А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению М.В., Мл., Матв. к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Красногорск Московской области о признании недействительным решения, при участии в заседании: от заявителя: Г. по доверенности от 14.11.2006; Р. по доверенности от 28.01.2006; Матв. паспорт; М.В. паспорт; Мл. паспорт; от заинтересованных лиц: З. по доверенности N 09-19/0001 от 09.01.2007;

УСТАНОВИЛ:

М.В., Мл., Матв. обратились в Арбитражный суд
Московской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Красногорск о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица - закрытого акционерного общества “Агро - Плюс“ в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников) государственный регистрационный номер 2055004235614 от 30.08.2005, об аннулировании записи о государственной регистрации прекращения деятельности закрытого акционерного общества “Агро - Плюс“ и восстановлении правоспособности общества в объеме, существовавшем до внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации прекращения деятельности закрытого акционерного общества “Агро - Плюс“.

Представители лиц, участвующих в деле в судебное заседание явились, изложили свои доводы и возражения по заявлению.

Рассмотрев материалы дела по существу, арбитражный суд установил следующее.

Закрытое акционерное общество “Агро - Плюс“ является правопреемником СПК (племзавод - колхоза) “Завет Ильича“.

М.В., Мл., Матв. являлись членами СПК “Завет Ильича“ и числятся в списках пайщиков.

Свидетельства на земельную долю, указанные граждане не получали (письмо от 23.06.2004 N 896 л.д. 67).

06.05.2005 внеочередным общим собранием акционеров закрытого акционерного общества “Агро - Плюс“ принято решение о добровольной ликвидации закрытого акционерного общества “Агро - Плюс“, назначена ликвидационная комиссия, о чем свидетельствует протокол внеочередного общего собрания акционеров (л.д. 12).

13.05.2005 генеральный директор закрытого акционерного общества “Агро - Плюс“ обратился в редакцию журнала “Вестник Государственной регистрации“ с просьбой опубликовать в журнале сообщение о ликвидации общества (л.д. 84).

Сообщение содержит информацию о добровольной ликвидации общества, о назначении ликвидационной комиссии, указано, что требования к обществу могут быть предъявлены в течение двух месяцев с момента публикации по адресу: город Москва, а/я 54, с указанием телефона
и факса (л.д. 85).

23.05.2005 Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Красногорск приняты решения о ликвидации юридического лица на основании представленных для регистрации документов 17.05.2005 вх. N 944 (л.д. 85) и о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначения ликвидатора на основании представленных документов 17.05.2005 вх. N 945 (л.д.90).

17.08.2005 в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса закрытого акционерного общества “Агро - Плюс“, о чем выдано свидетельство серия 50 N 007094552 (л.д. 92).

30.08.2005 в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, о чем выдано свидетельство серия 50 N 007094582 (л.д. 35).

Заявители в обоснование своих требований указали на то, что они надлежащим образом не были уведомлены о ликвидации общества, как бывшие работники колхоза имеют право на бесплатные земельные паи, налоговый орган обязан был провести проверку документов, представленных на государственную регистрацию.

Суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, поскольку обжалуемое решение налогового органа соответствует требованиям ст. ст. 22, 23 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ и не нарушает права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поэтому предусмотренные ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для удовлетворения заявления отсутствуют.

В соответствии со ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие
(бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 22 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица и для ее проведения в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный Федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных Федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины.

Несоблюдение вышеназванных требований является единственным основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией в силу статьи 23 названного Закона.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что регистрация общества в связи с его ликвидацией произведена Инспекцией по месту нахождения юридического лица на основании документов, предусмотренных статьей 21 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“.

Согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ решение о ликвидации юридического лица является основанием для внесения регистрирующим органом записи в единый государственный реестр юридических лиц о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Данное решение предоставляется учредителями (участниками) юридического лица либо органом, принявшим решение о ликвидации.

При
этом нормы названного Закона не возлагают на регистрирующий орган обязанность проверять достоверность сведений, изложенных в решении о ликвидации юридического лица, и факт соблюдения требований Закона при принятии обществом решения о его ликвидации.

Статья 25 Закона возлагает ответственность за представление недостоверных сведений, необходимых для включения в государственный реестр, на представившего их заявителя, юридическое лицо, или индивидуального предпринимателя.

Таким образом, данная норма права предусматривает специальный способ защиты прав, связанных с внесением в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица на основании недостоверных сведений.

В то же время ни Федеральный закон “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“, ни нормы гражданского законодательства, регулирующие порядок ликвидации юридических лиц, не предусматривают возможность обжалования решения о государственной регистрации ликвидации юридического лица и восстановления в едином государственном реестре юридических лиц записи о ликвидированном юридическом лице.

С момента внесения в государственный реестр записи о ликвидации, юридическое лицо утрачивает правоспособность и установленные ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации признаки, характеризующие его как самостоятельного субъекта гражданских прав.

Прекращают деятельность и утрачивают полномочия органы управления юридического лица, а нереализованные права требования к обществу, вытекающие из акций, погашаются (ст. ст. 23, 24 Федерального закона “Об акционерных обществах“).

Возможность восстановления правоспособности юридического лица путем признания незаконным решения регистрирующего органа о регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией Законом не предусмотрена.

Следовательно, избранный М.В., Мл., Матв. способ защиты не повлечет восстановление деятельности общества и реальную защиту их прав как акционеров общества, нарушением которых они обосновали предъявление в арбитражный суд настоящих требований.

В соответствии с ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный
суд установит, что оспариваемые решения, действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителей, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуя ст. ст. 167 - 170, 176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявления отказать.