Решения и постановления судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.12.2007 по делу N А40-57639/07-154-17 Исковые требования о признании незаконным акта об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, удовлетворены, поскольку истцом представлены надлежащие доказательства того, что в документах, необходимых для государственной регистрации, общество имеет полное наименование юридического лица с указанием организационно-правовой формы.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 28 декабря 2007 г. по делу N А40-57639/07-154-17

Резолютивная часть решения объявлена 20.12.2007 г.

Решение в полном объеме изготовлено 28.12.2007 г.

Арбитражный суд в составе:

судьи Т. (единолично)

при ведении протокола судебного заседания судьей Т.

с участием представителей заявителя: Б. и Л., копии доверенностей в деле, от ответчика - К. по доверенности от 20.06.2007 г. N 06-18/07126з,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО “МАРТА-XX“

к ответчику - Межрайонная инспекция ФНС России N 46 по г. Москве

о признании незаконными решений об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и изменений, не связанных с внесением изменений в учредительные
документы юридического лица

установил:

ООО “МАРТА-XX“ обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с требованиями о признании незаконными отказа Межрайонной инспекции ФНС России N 46 по г. Москве в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО “МАРТА-XX“, оформленного Решением об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов от 17.07.2007 г., отказа Межрайонной инспекции ФНС России N 46 по г. Москве во внесении в единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о ООО “МАРТА-XX“, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, оформленного Решением об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов от 17.07.2007 г.

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что поданные заявителем документы в регистрирующий орган полностью соответствуют ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“, Постановлению Правительства РФ от 19.06.2002 г. N 439 “Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей“, “Методическим разъяснениям по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица“, утвержденным Приказом Федеральной налоговой службы России от 01.11.2004 г. N САЭ-3-09/16@.

Заявителем также указано, что отказ
ответчика в государственной регистрации вносимых изменений не попадает под перечень оснований для отказа в государственной регистрации, установленных ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“.

Таким образом, заявитель полагает, что решения об отказе в государственной регистрации необоснованны и не соответствуют требованиям ст. 17 и ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“.

Ответчик против заявленных требований возражает по основаниям, указанным в представленном суду отзыве. В обоснование своих возражений ответчик ссылается на то, что при принятии решения об отказе в государственной регистрации ответчик руководствовался следующим.

Согласно ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и изменений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган помимо иных документов представляется подписанное заявителем заявление.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 г. N 439 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 16.10.2003 г. N 630, от 26.02.2004 г. N 110, от 13.12.2005 г. N 760) “Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве
индивидуальных предпринимателей“ утверждены формы документов, используемых при государственной регистрации.

Здесь и далее по тексту, видимо, допущена опечатка: имеются в виду формы N Р13001 и Р14001, а не формы N 13001 и 14001.

В соответствии с Методическими разъяснениями по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденных Приказом Федеральной налоговой службы от 01.11.2004 г. N САЭ-3-09/16@ в разделе 1 (“Сведения о юридическом лице в ЕГРЮЛ“) заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и изменений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, в п. 1.2 форм N 13001 и 14001 заявлений (Приложения N 3, 4 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 г. N 439) указывается полное наименование юридического лица, которое заполняется в соответствии с учредительными документами юридического лица.

Согласно статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 08.02.1998 г. N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью“ общество должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Полное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и слова “с ограниченной ответственностью“.

Учитывая изложенное, ответчик считает, что пункт 1.2 (“Полное наименование юридического лица“) заявлений по формам
N 13001 и 14001 заполнен ООО “МАРТА-XX“ с нарушением ст. 54 Гражданского кодекса РФ, ст. 4 Федерального закона от 08.02.1998 г. N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью“, разделов 4 и 5 Методических разъяснений, что и послужило основанием для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и вносимых в единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, суд пришел к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из материалов дела, ООО “МАРТА-XX“ обратилось в Межрайонную Инспекцию ФНС России N 46 по г. Москве 03.07.2007 г. с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых
в учредительные документы юридического лица (вх. N 273722/2007, Расписка в получении документов от 10.07.2007 г.); и заявлением о внесении в единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы (вх. N 273707/2007, Расписка в получении документов от 10.07.2007 г.).

В Межрайонную Инспекцию ФНС России N 46 по г. Москве ООО “МАРТА-XX“ были представлены следующие документы: заявление по форме Р 13001 (Приложение N 3 к Постановлению Правительства РФ от 19.06.2002 г. N 439) с приложением “Лист Б“; решение участника ООО “МАРТА-XX“ N 1/07 от 02.07.2007 г. об утверждении и подписании изменений в устав ООО “МАРТА-XX“; изменения в устав ООО “МАРТА-XX“ (в новую редакцию) от 02.07.2007 г.; светотехническая незаверенная копия паспорта заявителя П. (листы представленного паспорта гражданина РФ N 2, 3, 6); документ об уплате государственной пошлины - платежное поручение N 5 от 28.06.2007 г. с пометкой работника банковского учреждения о списании с лицевого счета ООО “МАРТА-XX“; заявление по форме Р 14001 (Приложение N 4 к Постановлению Правительства РФ от 19.06.2002 г. N 439) с приложением “Лист Б“.

Из материалов регистрационного дела следует, что в соответствии с заявлением по форме Р 13001 ООО “МАРТА-XX“ о регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, вносимые
изменения касались смены адреса (места нахождения) юридического лица и изменение адреса регистрации по месту жительства участника общества (одновременно являющимся единоличным исполнительным органом общества - генеральным директором ООО “МАРТА-XX“. В соответствии с заявлением по форме Р 14001 ООО “МАРТА-XX“ о регистрации изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, вносимые изменения касались изменения сведений о лицах, имеющих право действовать без доверенности от имени общества, а именно - адреса регистрации по месту жительства генерального директора ООО “МАРТА-XX“.

17.07.2007 г. ответчиком были приняты два решения об отказе в государственной регистрации изменений:

вносимых в учредительные документы ООО “МАРТА-XX“, в части смены адреса (места нахождения) юридического лица и изменения адреса регистрации по месту жительства участника (одновременно генерального директора) ООО “МАРТА-XX“;

вносимых в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы ООО “МАРТА-XX“, в части изменения сведений о лицах, имеющих право действовать от имени общества, а именно - изменение адреса регистрации по месту жительства генерального директора ООО “МАРТА-XX“.

В соответствии с подпунктом а) пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ МИФНС России N 46 по г. Москве было принято решение об отказе в государственной регистрации на
основании непредставления определенных статьей 17 пунктом 1 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ необходимых для государственной регистрации документов.

В решениях об отказе в государственной регистрации вносимых изменений Межрайонной Инспекцией ФНС России N 46 по г. Москве было указано, что ООО “МАРТА-XX“ представило в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в которых пункт 1.2 содержит недостоверные сведения о полном наименовании юридического лица, а именно, в п. 1.2 представленных заявлений заявителем было указано: “МАРТА-XX“ вместо ООО “МАРТА-XX“.

При этом, в связи с тем, что заявителем были представлены указанные выше заявления, содержащие, по мнению ответчика, недостоверные сведения, ответчик посчитал, что в случае наличия в представленных заявлениях недостоверных сведений, данные заявления не могут считаться принятыми регистрирующим налоговым органом, а считаются отсутствующими в комплекте документов, необходимом для осуществления государственной регистрации, что, впоследствии, было отражено в принятых Межрайонной Инспекцией ФНС России N 46 по г. Москве решениях об отказе в государственной регистрации, а именно: среди документов, представленных для государственной регистрации отсутствуют заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме, утвержденной
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 г. N 439 в редакции, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.12.2005 года N 760 “О внесении изменений в некоторые Постановления Правительства РФ по вопросам государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков“.

В соответствии с подпунктом а) пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных настоящим Законом необходимых для государственной регистрации документов.

Согласно п. п. 1, 2 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“:

для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;

г) документ об уплате государственной пошлины.

Для внесения в единый государственный реестр юридических
лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной Постановление Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.

Из имеющихся в материалах дела расписки (от 10.07.2007 г. вх. N 273722) ответчика в получении документов, представленных заявителем в регистрирующий орган для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, следует, что ООО “МАРТА-XX“ представило все необходимые документы в соответствии с требованиями п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“.

Из расписки (от 10.07.2007 г. вх. N 273707) ответчика в получении документов, представленных заявителем в регистрирующий орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, также следует что ООО “МАРТА-XX“ представило все необходимые документы в соответствии с требованиями п. 2 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“.

Таким образом, суд делает вывод о том, что документы, необходимые для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы, заявителем были поданы в Межрайонную Инспекцию ФНС России N 46 по г. Москве в полном объеме в соответствии с пунктами. 1, 2 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“.

Более того, согласно свидетельства о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года (серии 77 N 007238144), а также выписки из единого государственного реестра юридических лиц (по состоянию на 16.07.2007 г.), представленных ответчиком, общество имеет полное наименование юридического лица с указанием организационно-правовой формы, как общество с ограниченной ответственностью ООО “МАРТА-XX“.

Суд принимает во внимание, что в пунктах 1.1 и 1.2 заявлений, заполненных заявителем по формам N 13001 и 14001, и поданных вместе с иными необходимыми документами в Межрайонную Инспекцию ФНС России N 46 по г. Москве для государственной регистрации, указано наименование юридического лица - “МАРТА-XX“.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что указание заявителем в пункте 1.2 поданных заявлений наименования юридического лица как “МАРТА-XX“ без указания организационно-правовой формы не указывает на недостоверность сведений, поскольку полностью соответствует наименованию общества, что не является нарушением Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“.

При указанных обстоятельствах суд считает, что оснований для отказа в государственной регистрации изменений не имелось.

Таким образом, оспариваемое решение, принятое регистрирующим органом, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

С учетом изложенного требования ООО “МАРТА-XX“ подлежат удовлетворению.

Расходы по госпошлине подлежат распределению в соответствии со статьей 110 АПК РФ.

На основании изложенного, Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ и руководствуясь ст. ст. 65, 71, 110, 167 - 170, 176, 181, 198, 200, 201 АПК РФ, суд

решил:

признать незаконными отказ Межрайонной инспекции ФНС России N 46 по г. Москве в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО “МАРТА-XX“, оформленный Решением об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов от 17.07.2007 г. и отказ Межрайонной инспекции ФНС России N 46 по г. Москве во внесении в единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения об ООО “МАРТА-XX“, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, оформленный Решением об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов от 17.07.2007 г. в пятидневный срок с момента вступления решения в законную силу.

Обязать МИФНС России N 46 по г. Москве произвести государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы ООО “МАРТА-XX“ по заявлению ООО “МАРТА-XX“ от 03.07.2007 г., а также произвести государственную регистрацию изменений в сведения об юридическом лице, не связанные с внесением изменений в учредительные документы, по заявлению ООО “МАРТА-XX“ от 03.07.2007 г.

Взыскать с Межрайонной Инспекции ФНС России N 46 по г. Москве государственную пошлину в размере 4 000 руб. в пользу ООО “МАРТА-XX“.

Решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд и двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Московского округа.