Решения и постановления судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.12.2007 по делу N А40-50247/07-84-321 Заявленное требование о признании незаконным отказа государственного органа в регистрации права собственности ОАО на земельный участок удовлетворено, поскольку представленные заявителем документы отражали информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество, содержали описание данного недвижимого имущества, имели надлежащее оформление.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 28 декабря 2007 г. по делу N А40-50247/07-84-321

Резолютивная часть решения объявлена 25 декабря 2007 года.

Полный текст решения изготовлен 28 декабря 2007 года.

Арбитражный суд в составе

судьи Б.,

при ведении протокола судьей Б.,

при участии

от заявителя: Б.М. дов. от 29.12.06

от ответчика: К. дов. 129 от 02.10.07,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ОАО “РЖД“

к Главному управлению Федеральной регистрационной службы по г. Москве

о признании незаконным решения Главного управления Федеральной регистрационной службы по Москве от 01.06.2007 N 14/017/2006-516 об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок по адресу: г. Москва, Комсомольская площадь, дом 2, строение 1, площадью 700
кв. м, кадастровый номер 77:01:03059:028,

установил:

ОАО “РЖД“ обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным отказа регистратора от 01.06.07 N 14/017/2006-516 в регистрации прав собственности заявителя на земельный участок, расположенный по адресу: Москва, Комсомольская площадь, д. 2, стр. 1, кадастровый номер 77:01:03059:028; обязании ГУ ФРС по г. Москве зарегистрировать право собственности заявителя на земельный участок, расположенный по адресу: Москва, Комсомольская площадь, д. 2, стр. 1, кадастровый номер 77:01:03059:028.

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что доводы регистратора, послужившие основанием для отказа в госрегистрации, являются необоснованными, а сами действия по отказу в регистрации незаконными, поскольку ОАО “РЖД“, представив в регистрирующий орган сводный передаточный акт (с соответствующим приложением), свидетельство о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, кадастровый план земельного участка выполнило в полном объеме требования, предусмотренные ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“.

Ответчик против удовлетворения заявленного требования возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве, указывая на то, что заявителю отказано в государственной регистрации права собственности, поскольку не были устранены причины, послужившие основанием для проведения государственной регистрации, а именно: не представлены документы, подтверждающие наличие прав у ФГУП “Московская железная дорога МПС России“ на вносимый в уставный капитал ОАО “РЖД“ земельный участок.

Рассмотрев материалы дела,
выслушав доводы участников процесса, арбитражный суд установил, что требования заявителя обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 168 АПК РФ, при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.

Срок, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.

В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

01.06.07 принят оспариваемый отказ N 14/017/2006-516 в государственной регистрации права собственности на основании
абз. 4 и 10 п. 1 ст. 20 ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ по причине того, что в соответствии с п. 2 ст. 4 ФЗ от 27.02.03 N 29-ФЗ “Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта“ уставный капитал ОАО “РЖД“ формируется путем внесения в него имущества федерального железнодорожного транспорта. Однако, документы, подтверждающие наличие прав у ФГУП “Московская железная дорога“ на вносимый в уставный капитал ОАО “РЖД“ земельный участок, заявителем не представлены. Кроме того, из кадастрового письма следует, что площадью 4,56 кв. м часть земельного участка относится к землям общего пользования.

В соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации, в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.

В соответствии с абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации, в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о регистрации для государственной регистрации прав.

Из материалов дела усматривается, что 01.06.2006 ОАО “РЖД“ обратилось в ГУ ФРС по Москве с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок по адресу: Москва, Комсомольская
площадь, д. 2, стр. 1 (кадастровый N 77:01:03059:028).

05.12.2006 ГУ ФРС по Москве рассмотрев представленные ОАО “РЖД“ документы (вх. N 77-77-14/017/2006-516) на государственную регистрацию права собственности на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: Москва, Комсомольская площадь, д. 2, стр. 1 (кадастровый N 77:01:03059:28), вынесло решение N 14/017/2006-516 о приостановлении государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество по адресу: Москва, Комсомольская площадь, д. 2, стр. 1 (кадастровый N 77:01:03059:28) сроком до 09.02.2007.

В обоснование решения о приостановлении государственной регистрации ответчик указал, что в соответствии с п. 2 ст. 4 ФЗ от 27.02.03 N 29-ФЗ “Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта“ уставный капитал ОАО “РЖД“ формируется путем внесения в него имущества федерального железнодорожного транспорта. Однако, документы, подтверждающие наличие прав у ФГУП “Московская железная дорога“ на вносимый в уставный капитал ОАО “РЖД“ земельный участок, заявителем не представлены.

В соответствии со ст. 19 ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“, государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и (или) подтверждению подлинности документов или
достоверности указанных в них сведений.

Согласно ч. 1 ст. 17 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним заявителю от прежнего правообладателя в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Обязательным приложением к документам, необходимым для осуществляемой по установленным настоящим пунктом основаниям государственной регистрации прав на
объект недвижимого имущества, является план данного объекта недвижимого имущества, а к документам, необходимым для такой государственной регистрации прав на земельный участок, - кадастровый план данного земельного участка. Представления указанных планов не требуется, если план соответствующего объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный настоящим Федеральным законом и содержащий описание данного объекта недвижимого имущества, либо в случае государственной регистрации прав на земельный участок - кадастровый план данного земельного участка ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.

Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.

В соответствии с ч. 2 ст. 17 Закона о регистрации не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в предыдущем пункте, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права
и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона о регистрации прав недвижимое имущество (недвижимость), права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с данным Законом - земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, леса, и многолетние насаждения, предприятия как имущественные комплексы.

ОАО “РЖД“ создано в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.09.03 N 585. В уставной капитал ОАО “РЖД“ в качестве вклада было внесено имущество федерального железнодорожного транспорта.

Согласно абз. 6 п. 3 ст. 4 ФЗ от 27.02.2003 N 29-ФЗ “Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта“, внесение недвижимого имущества организаций федерального железнодорожного транспорта в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта осуществляется без предварительной государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права хозяйственного ведения или права оперативного управления организаций федерального железнодорожного транспорта на указанное имущество. Основанием государственной регистрации такого имущества является сводный передаточный акт.

Возникновение и наличие права постоянно бессрочного пользования у ФГУП “Московская железная дорога МПС России“ на вносимый в уставный капитал ОАО “РЖД“ земельный участок подтверждается Постановлением
СМ СССР от 08.01.1981 N 24 (в редакции от 08.10.90 N 990) и ст. 5 ФЗ от 25.08.95 N 153-ФЗ, в соответствии с которыми землями железнодорожного транспорта признавались земли федерального значения, предоставляемые безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование его предприятиями и учреждениями для осуществления отведенных на них специальных задач. Таким образом, ОАО “РЖД“, представив в регистрирующий орган сводный передаточный акт (с соответствующим приложением), свидетельство о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества (N 77 АБ 245076 от 31.03.04), кадастровый план земельного участка, выполнило в полном объеме требования, предусмотренные ст. 16, ст. 17, ст. 18 ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“.

Сводный передаточный акт на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемое в уставный капитал ОАО “РЖД“, утвержден распоряжением Минимущества РФ, ФЭК России, МПС России от 30.09.03 N 4557-р6884р и представлялся ранее регистрирующему органу.

В данном случае предметом регистрации является право собственности на объект недвижимого имущества, идентифицированный адресом, площадью, документами кадастрового учета, указанный в передаточном акте, передающей стороной в котором является РФ. В то время как кадастровый план является лишь местом учета, определяющим границы земельного участка и не является правоустанавливающим документом.

Таким образом, представленные документы отражали информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП,
содержали описание данного недвижимого имущества, имели надлежащее оформление. Таким образом, ссылки в отказе на п. 2 ст. 16 и п. 1 ст. 18 регистрационного Закона несостоятельны и противоречат ФЗ от 27.02.2003 N 29-ФЗ.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

В соответствии со ст. 198 ч. 1 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При указанных обстоятельствах суд полагает, что оспариваемый отказ от 01.06.07 N 14/017/2006-516 не соответствует ст. 16, ст. 17, ст. 18 ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ и нарушает права и законные интересы заявителя.

В целях устранения нарушенных оспариваемым отказом прав и законных интересов заявителя суд считает необходимым обязать регистрирующий орган осуществить регистрацию его права собственности в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ, суд

решил:

признать незаконным, не соответствующим ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ отказ ГУ ФРС по Москве N 14/017/2006-516 от 01.06.07 в регистрации права собственности ОАО “РЖД“ на земельный участок, расположенный по адресу: Москва, Комсомольская пл., д. 2, стр. 1, кадастровый номер 77:01:03059:028.

Обязать УФРС по Москве в десятидневный срок зарегистрировать право собственности заявителя на земельный участок площадью 700 кв. м по адресу: Москва, Комсомольская пл., 2, стр. 1, кадастровый номер 77:01:03059:028.

Взыскать с Главного Управления ФРС по Москве в пользу ОАО “РЖД“ 2000 рублей госпошлины.

Возвратить ОАО “РЖД“ 2000 рублей излишне уплаченной госпошлины по пл. пор. N 505 от 23.04.07.

Решение может быть обжаловано в течение 10-го месяца с даты вынесения в 9-й арбитражный апелляционный суд.