Решения и определения судов

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.06.2007 по делу N А29-8823/2006-2Э В иске о взыскании убытков, возникших в результате предоставления гражданам льгот по оплате проезда на железнодорожном транспорте в соответствии с Федеральным законом “О государственной социальной помощи“, отказано правомерно, так как перевозчик не доказал, что указанные граждане следовали к месту лечения и обратно по путевкам на санаторно-курортное лечение, выданным Фондом социального страхования, в определенный населенный пункт и в сроки, указанные в путевке.

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 июня 2007 г. по делу N А29-8823/2006-2Э

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2007 года.

Постановление в окончательной форме изготовлено 15 июня 2007 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи П.,

судей Г., Т.

при ведении протокола судебного заседания судьей П.,

в отсутствие представителей сторон

рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы истца Открытого акционерного общества “Р.“ в лице С-й дирекции по обслуживанию пассажиров и ответчика Министерства финансов Российской Федерации

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 23 марта 2007 года по делу N А29-8823/2006-2Э, принятое судом в составе судьи Д.

по иску Открытого акционерного общества “Р.“ в лице С-й дирекции по обслуживанию пассажиров

к Министерству
финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства

третьи лица - Агентство по социальному развитию, г. С., Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по субъекту РФ, г. С., Управление регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, г. С.

о взыскании убытков в результате недофинансирования предоставленных льгот в сумме 68 482 руб. 80 коп.,

установил:

Открытое акционерное общество “Р.“ в лице С-й дирекции по обслуживанию пассажиров (далее - истец, ОАО “Р.“) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства (далее - ответчик, УФК) о взыскании убытков в результате недофинансирования предоставленных льгот в сумме 68 482 руб. 80 коп.

Заявленное требование основано на статьях 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивировано тем, что ОАО “Р.“ в 2005 году был предоставлен льготный проезд по железной дороге Героям Социалистического Труда на основании Федерального закона “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы“, невозмещенные расходы по которому составили 2 906 руб. 90 коп., и льготный проезд инвалидов и участников Великой Отечественной войны в соответствии с Федеральным законом “О государственной социальной помощи“, невозмещенные расходы по которому составили 65 575 руб. 90 коп. Убытки возникли вследствие недофинансирования указанных расходов.

Письменным заявлением N 1295/1 от 12.01.2007 г. истцом уточнены исковые требования в части правового обоснования взыскания убытков: вместо требований по Федеральному закону “О ветеранах“ заявлены требования по Федеральному закону “О государственной социальной помощи“.

Ответчик отклонил исковые требования, изложив свои доводы в отзыве на иск N 07-09/99 от 15.01.2007 г., указав, в частности, что ответчиком по данному делу
должен быть Пенсионный фонд и его территориальные органы.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Агентство по социальному развитию, Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по субъекту РФ (далее - Пенсионный фонд), Управление регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 23 марта 2007 года по настоящему делу исковые требования удовлетворены частично в сумме 2 906 руб. 90 коп., в удовлетворении требований о взыскании 65 575 руб. 90 коп. в возмещение льготного проезда инвалидов и участников Великой Отечественной войны в соответствии с Федеральным законом “О государственной социальной помощи“ отказано.

Суд при вынесении решения о взыскании 2 906 руб. 90 коп. указал, что при установлении в данном случае факта предоставления истцом гражданам - Героям Социалистического Труда бесплатного проезда на железнодорожном транспорте, возмещение расходов должно быть произведено за счет бюджета Российской Федерации. Отказывая, в удовлетворении исковых требований в сумме 65 575 руб. 90 коп., суд указал, что ОАО “Р.“, обращаясь в суд с иском о взыскании убытков, возникших вследствие предоставления льгот гражданам в виде бесплатного проезда, должно доказать, что указанные граждане следовали к месту лечения и обратно по путевкам на санаторно-курортное лечение, выданным Фондом социального страхования, в определенный населенный пункт и в сроки, указанные в путевке, однако указанные доказательства в материалах дела отсутствуют.

Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО “Р.“ и УФК обратились во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят отменить решение Арбитражного суда Республики Коми от 23.03.2007 года.

УФК просит отменить решение суда в части взыскании убытков с Минфина России. Доводы заявителя сводятся к следующему. Заявитель
полагает, что судом не дана оценка следующим обстоятельствам: Агентство по социальному развитию не подтвердило наличие зарегистрированных на территории субъекта РФ в качестве льготников Ч. и С.А., а также их право на проезд, кроме того, в деле отсутствуют акты сверки расчетов, подтвержденные первичными документами бухгалтерского учета.

ОАО “Р.“ в апелляционной жалобе просит решение суда в части отказа во взыскании убытков в сумме 65 575,90 руб. отменить, иск в данной части удовлетворить. Считает, что факт предоставления льгот подтвержден на основании списков системы АСУ “Экспресс“, использование которой предусмотрено пунктом 8 Правил перевозок, пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, и представленными списками проездных документов.

В отзыве на апелляционную жалобу Пенсионный фонд не высказал своей позиции по поводу доводов жалобы, законности и обоснованности решения, а указал, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы не принимают участия в финансировании расходов, связанных с предоставлением бесплатного проезда в соответствии с Законом “О государственной социальной помощи“.

Остальные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционные жалобы не представили.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

В соответствии с пунктом 1 статьи 266, пунктом 1 статьи 123, пунктами 1, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба заявителя рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми от 23.03.2007 г. по данному делу проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав представленные доказательства, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции
полагает, что отсутствуют основания для отмены судебного акта суда первой инстанции в силу следующего.

Истец в 2005 году предоставил Героям Социалистического Труда Ч. и С.А. бесплатный проезд железнодорожным транспортом. Данное обстоятельство подтверждается реестром оформления проездных документов на проезд во внутреннем и межгосударственном сообщении по системе АСЦ “Экспресс“ и оригиналами талонов к книжке Героя Российской Федерации, Героя Советского Союза, N 031991 и N 032209 на право бесплатного получения билета на проезд поездами железнодорожного транспорта в 2005 году, стоимость проезда составляет заявленную истцом сумму в размере 2 906 руб. 90 коп.

Данная сумма не была возмещена Отделением Пенсионного фонда субъекта РФ в связи с отсутствием соответствующей заявки от Агентства по социальному развитию. Согласно договору N 04/5442 от 20.12.2005 г., заключенному между Агентством по социальному развитию и ОАО “Р.“ установлен порядок возмещения исполнителю в 2005 году за счет средств выделяемых субъекту Российской Федерации Пенсионным фондом Российской Федерации на реализацию мер социальной поддержки Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, Героям Социалистического Труда расходов, связанных с предоставлением им льгот по бесплатному проезду на железнодорожном транспорте дальнего сообщения.

Однако в отношении граждан С.А. и Ч. расходы не были возмещены Агентством по социальному развитию вследствие того, что данные лица не проживают на территории субъекта РФ. В материалах дела не имеется сведений о том, где проживают С.А. и Ч., в связи с чем ОАО “Р.“ не имеет возможности обратиться в соответствующее Агентство по социальному развитию с заявлением о возмещении расходов за представление этим гражданам бесплатного проезда за счет средств, предусмотренных Пенсионному фонду Российской Федерации на указанные цели.

В соответствии с п. 1
ст. 4 Федерального закона “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы“ N 5-ФЗ (далее - Закон N 5-ФЗ) указанным категориям лиц предоставляется бесплатный проезд один раз в год (туда и обратно) железнодорожным транспортом в двухместном купе спальных вагонов скорых и пассажирских поездов, водным транспортом в каютах первого класса (на местах первой категории) экспрессных и пассажирских линий, воздушным или междугородным автомобильным транспортом.

В соответствии со ст. 7 Закона N 5-ФЗ (в редакции, действовавшей в заявленный период), расходы, связанные с реализацией данного Закона, финансируются за счет средств бюджетов Российской Федерации с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

При указанных обстоятельствах дела суд пришел к правильному выводу о том, что произведенные истцом расходы не могут быть взысканы и с Пенсионного фонда. Таким образом, при установлении в данном случае факта предоставления истцом гражданам - Героям Социалистического Труда бесплатного проезда на железнодорожном транспорте, возмещение расходов должно быть произведено за счет бюджета Российской Федерации.

Довод УФК о том, что Агентство по социальному развитию не подтвердило наличие зарегистрированных на территории субъекта РФ в качестве льготников Ч. и С.А., а также их право на проезд, кроме того, в деле отсутствуют акты сверки расчетов, подтвержденные первичными документами бухгалтерского учета, отклоняются апелляционным судом. В материалах дела имеются доказательства фактических расходов истца, их необоснованность ответчиком не доказана. Поскольку оплата льгот осуществляется за счет средств федерального бюджета, факт регистрации лица, пользующегося льготами, не влияет на обязанность Российской Федерации по предоставлению данных льгот.

При таких обстоятельствах, требования истца в сумме 2 906
руб. 90 коп. правомерно удовлетворены судом первой инстанции путем взыскания данной суммы с Российской Федерации.

Также истцом заявлены требования о возмещении расходов по предоставлению бесплатного проезда инвалидам войны, сопровождающим их лицам, участникам Великой Отечественной войны, на основании Федерального закона “О государственной социальной помощи“ от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ (далее Закон N 178-ФЗ). Данное обстоятельство подтверждается реестром оформления проездных документов на проезд во внутреннем и межгосударственном сообщении по системе АСЦ “Экспресс“, а также талонами на оформление проездного документа и вспомогательными документами. Невозмещенные расходы по расчету истца составили 65 575 руб. 90 коп.

Согласно статье 6.2 Закона N 178-ФЗ в состав предоставляемого указанным гражданам набора социальных услуг включается бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Порядок финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 г. N 864. Правилами, утвержденными данным постановлением, предусмотрено финансирование расходов по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно данных категорий граждан, Фондом социального страхования за счет средств федерального бюджета.

Фондом социального страхования разработаны рекомендации по организации проезда в междугородном транспорте к месту лечения и обратно граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, оформленные письмом от 22.12.2004 г. N 02-18/01-9530, в которых предусмотрено с целью исключения ошибок при предоставлении железной дорогой гражданам льгот при предоставлении бесплатного проезда к месту лечения и обратно наличие специальных талонов на оформление проезда в прямом и обратном сообщении к месту лечения и обратно, которые выдаются гражданам Фондом вместе с
путевками на санаторно-курортное лечение.

Суд первой инстанции на основе анализа вышеуказанного Федерального закона, постановления Правительства Российской Федерации, письма Фонда социального страхования сделан правильный вывод, что бесплатный проезд гражданам льготных категорий на железнодорожном транспорте может быть представлен только в случае выдачи ему Фондом социального страхования путевки на санаторно-курортное лечение и только для проезда в населенный пункт, где находится санаторно-курортное учреждение, куда направлены на лечение граждане.

ОАО “Р.“, обращаясь в суд с иском о взыскании убытков, возникших вследствие предоставления льгот гражданам в виде бесплатного проезда, должно было доказать, что указанные граждане следовали к месту лечения и обратно по путевкам на санаторно-курортное лечение, выданным Фондом социального страхования, в определенный населенный пункт и в сроки, указанные в путевке.

Однако в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, такие доказательства истцом не предоставлены.

Привлеченное в качестве третьего лица Управление Фонда социального страхования Российской Федерации в суде первой инстанции отрицает факт выдачи гражданам, указанным истцом, путевок на санаторно-курортное лечение в 2005 году.

При таких обстоятельствах требования ОАО “Р.“ о взыскании убытков в сумме 65 575 руб. 90 коп. не подлежат удовлетворению в связи с отсутствием доказательств. Соответствующие доводы апелляционной жалобы отклоняются.

С учетом изложенного, при совокупности указанных выше обстоятельств апелляционный суд находит доводы апелляционных жалоб несостоятельными в полном объеме.

Исследование представленных обеими сторонами доказательств произведено арбитражным судом надлежащим образом, этим доказательствам дана надлежащая правовая оценка с позиции их относительности, допустимости и достоверности, выводы о применении норм материального права соответствуют установленным судом по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а поэтому оснований для отмены решения арбитражного суда по приведенным в жалобе
доводам не имеется.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 258, 266, 268, пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 23.03.2007 года по делу N А29-8823/2006-2Э оставить без изменения, апелляционные жалобы истца Открытого акционерного общества “Р.“ в лице С-й дирекции по обслуживанию пассажиров и ответчика Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев.