Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.12.2007 по делу N А40-28656/07-98-170 Исковые требования о признании недействительным решения налогового органа об отказе в возмещении сумм НДС удовлетворены, так как истец представил доказательства правомерного применения налоговой ставки по НДС 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 14 декабря 2007 г. по делу N А40-28656/07-98-170

Решение в полном объеме изготовлено 14.12.2007

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

судьи К.Д.

при ведении протокола судебного заседания судьей К.Д.

рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению ОАО “КОМСТАР - Объединенные ТелеСистемы“

к МИФНС России по КН N 7

о признании частично незаконными решений N 30/15-42 от 19.03.2007,

N 41/15-43 от 19.03.2007

с участием:

от заявителя: Б., дов. от 20.09.2006

от инспекции: К.С., дов. от 05.09.2006

установил:

открытое акционерное общество ОАО “КОМСТАР - Объединенные ТелеСистемы“ (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительными решения Межрегиональной Инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам
N 7 (далее - налоговый орган, инспекция) от 19.03.2007 N 30/15-42 “Об отказе (полностью или частично) в возмещении сумм налога на добавленную стоимость“ в части пунктов 1, 2 резолютивной части решения и решения от 19.03.2007 N 41/15-43 “Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения Закрытого Акционерного общества “Компания “МТУ-Информ“ по результатам проверки обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов“ в части пунктов 2, 3 резолютивной части решения.

В обоснование своих требований заявитель указал, что общество правомерно включило в налоговую декларацию за ноябрь 2006 года реализацию услуг дипломатическим и приравненным к ним представительствам, представило в инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за ноябрь 2006 года по ставке 0 процентов и пакет документов, предусмотренных Правилами применения нулевой ставки по НДС при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2000 N 1033 (далее - Правила), однако инспекция оспариваемыми решениями отказала общество в применении налогового вычета и необоснованно доначислила сумму налога.

Инспекция заявленные требования не признала по доводам, изложенным в оспариваемых решениях, указав, что общество неправомерно занизило налогооблагаемую базу по НДС, поскольку не имело права заявлять вычет по ставке 0 процентов, в ноябре 2006 года полный пакет подтверждающих документов не был представлен в инспекцию на проверку.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд установил, что заявленные требования обоснованны и подлежат удовлетворению.

Как следует из материалов дела, 20.12.2006 Закрытое акционерное общество “Компания “МТУ-Информ“ представило в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость по налоговой
ставке 0 процентов за ноябрь 2006 года (т. 1 л.д. 140 - 144), в которой по коду строки 020 в графе 2 отразило налоговую базу по операции 1010412 в размере 670 742 руб., в графе 5 “сумма налога, предъявленная налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), уплаченная при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, уплаченная покупателем - налоговым агентом при приобретении товаров (работ, услуг), использованных при реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым подтверждена“ - 83 362 руб., общая сумма налога, принимаемая к вычету, составила 83 362 руб.

ЗАО “Компания “МТУ-Информ“ в соответствии с п. 2 ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации с передачей всех прав и обязанностей реорганизовано в ОАО “КОМСТАР - Объединенные ТелеСистемы“, в подтверждение чего заявителем представлены копии Свидетельства от 12.04.2007 о прекращении деятельности юридического лица путем реорганизации в форме присоединения (т. 1 л.д. 124), а также о внесении записи о реорганизации юридического лица в форме присоединения (т. 1 л.д. 125).

По итогам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за ноябрь 2006 года инспекцией 19.03.2007 приняты следующие решения:

- N 30/15-42 “Об отказе (полностью или частично) в возмещении суммы налога на добавленную стоимость“ (т. 1 л.д. 13 - 15), в соответствии с которым применение обществом налоговой ставки 0 процентов по операциям при реализации товаров (работ, услуг) в сумме 670 742 руб. признано необоснованным, и обществу отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 83 362 руб.;

- N 41/15-43 “Об отказе в привлечении к ответственности за совершение
налогового правонарушения Закрытое Акционерное Общество “Компания “МТУ-Информ“ по результатам проверки обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов“ (т. 1 л.д. 10 - 12), в соответствии с которым на основании п. 1 ст. 109 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) отказано в привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, обществу предложено уплатить НДС в размере 37 372 руб., а также внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

Изучив основания вынесения налоговым органом указанных решений суд, считает их не соответствующими нормам законодательства о налогах и сборах в оспариваемой части по следующим основаниям.

Как установлено судом, заявителем в ноябре 2006 года на основании заключенных договоров оказаны услуги связи Посольствам Канады, США, Исламской Республики Иран, Туркменистана, Корее, Торгово-Техническому центру ЧР и СР, Центру промышленности Болгарии.

В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членами их семей.

Реализация товаров (работ, услуг), указанных в настоящем подпункте, подлежит налогообложению по ставке 0 процентов в случаях, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении дипломатических или приравненных к ним представительств Российской Федерации, дипломатического и административно-технического персонала этих представительств (включая проживающих вместе с ними членов их семей), либо такая норма предусмотрена в международном договоре Российской Федерации. Перечень иностранных государств, в отношении представительств которых применяются нормы настоящего подпункта, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере
международных отношений совместно с Министерством финансов Российской Федерации.

Порядок применения указанного подпункта установлен Правилами применения нулевой ставки по НДС при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членами их семей (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2000 N 1033.

В п. 5 Правил указано, что организация, реализующая товары (работы, услуги) для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами, для подтверждения обоснованности применения нулевой налоговой ставки представляет в налоговый орган документы, указанные в п. 4 Правил (их копии, заверенные в установленном порядке), а именно договор, заключенный с дипломатическим представительством на поставку товаров (работ, услуг), включающий спецификацию поставляемых товаров (работ, услуг) с указанием их стоимости; официальное письмо дипломатического представительства (за подписью главы представительства или лица, его замещающего, заверенного печатью этого представительства) с указанием наименования, адреса организации или фамилии, имени, отчества и места жительства индивидуального предпринимателя, реализующих товары (работы, услуги), подтверждающего, что данные товары (работы, услуги) предназначены для официального использования дипломатическим представительством; а также счета-фактуры с пометкой “Для дипломатических нужд“ с указанием нулевой налоговой ставки, выставленные иностранным дипломатическим и приравненным к ним представительствам; заверенные в установленном порядке копии платежного документа и приходного кассового ордера, подтверждающих фактическое перечисление дипломатическим или приравненным к ним представительствам денежных средств в оплату соответствующих товаров (работ, услуг).

Для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по НДС за услуги связи, оказанные иностранным дипломатическим и приравненным к ним представительствам, заявителем, как указано в решении налогового органа
N 41/15-43, представлены договоры и официальные письма (вх. N 58/3636 от 28.04.2006). Каких-либо нарушений, а также противоречий в представленных документах налоговым органом не выявлено.

Заявителем в налоговый орган на проверку и в материалы дела представлены также копии счетов-фактур с пометкой “Для дипломатических нужд“ с указанием нулевой налоговой ставки от 30.11.2006 (т. 1 л.д. 63 - 72).

Также заявителем представлены в материалы дела платежные поручения (т. 1 л.д. 16 - 28) согласно Списку “посольств и представительств иностранных государств, в отношении которых ЗАО “Компания “МТУ-Информ“ применяет “0“ ставку, заявленную в ноябрь 2006 года, в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ“ (л.д. 80).

Указанные платежные поручения были представлены в налоговый орган сопроводительными письмами от 20.11.2006, 20.12.2006, 22.01.2007 (т. 1 л.д. 79).

Таким образом, судом установлено, что в распоряжение налогового органа на момент вынесения решений по итогам камеральной налоговой проверки заявителем представлен полный пакет документов, необходимый для подтверждения налоговой ставки 0 процентов по НДС согласно Правилам (договоры, официальные письма, счета-фактуры), а также документы, подтверждающие оплату предоставленных услуг (платежные поручения).

В связи с чем, довод налогового органа о непредставлении обществом полного пакета документов в подтверждение права на применение налоговой ставки 0 процентов подлежит признанию судом не соответствующим фактическим обстоятельствам дела.

В п. 6 Правил указано, что организация или индивидуальный предприниматель, реализующие товары (работы, услуги) для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами, производят налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 Налогового кодекса РФ, в порядке, определенном п. 4 ст. 176 Налогового кодекса РФ.

Согласно п. 4 ст. 176 Налогового кодекса РФ суммы налога, исчисленные и уплаченные в
соответствии с п. 6 ст. 166 Налогового кодекса РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в п. 6 ст. 164 Налогового кодекса РФ, а также при наличии пакета документов, предусмотренных ст. 165 Налогового кодекса РФ. Возмещение НДС производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком отдельной налоговой декларации по НДС по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0 процентов и документов, предусмотренных ст. 165 Налогового кодекса РФ.

В течение указанного срока налоговый орган проверяет обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм или об отказе (полностью или частично) в возмещении.

Однако предусмотренный ст. 165 Налогового кодекса РФ порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов не применяется при реализации услуг для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами.

При реализации услуг для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов применяются указанные выше Правила.

При этом Правилами не установлен срок, в течение которого налогоплательщик обязан подтвердить обоснованность применения нулевой ставки и представить документы, предусмотренные п. 4 и 5 Правил. Также в Правилах отсутствует требование о представлении платежных документов, датированных периодом оказания услуги. Следует отметить, что налоговое законодательство в целом не запрещает представление в налоговый орган документов, подтверждающих оплату (для подтверждения ставки 0% за ноябрь 2006 года), датированных позднее, чем ноябрь 2006 года, то есть позднее налогового периода, за который подана налоговая декларация.

Если для реализации товаров (работ, услуг), указанных в пп.
1 - 3 и 8 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ (экспорт), моментом определения налоговой базы является последний день месяца, в котором будет собран полный пакет документов, но не позднее 181-го дня со дня перемещения товаров в режиме экспорта (п. 9 ст. 167 Налогового кодекса РФ), то такая отсрочка для момента определения налоговой базы при реализации услуг иностранным представительствам Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена.

Следовательно, момент определения налоговой базы по НДС при реализации услуг иностранным представительствам определяется на общих основаниях в соответствии с п. 1 ст. 167 Налогового кодекса РФ.

На основании приведенной нормы моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав; день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 N 266-О в Российской Федерации как правовом государстве законы о налогах должны содержать четкие и понятные нормы. Именно поэтому Налоговый кодекс Российской Федерации предписывает, что необходимые элементы налогообложения (налоговых обязательств) должны быть сформулированы так, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он обязан платить (пункт 6 статьи 3), а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах толкуются в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3); формальная определенность налоговых норм предполагает их достаточную точность, чем обеспечивается их правильное понимание и применение; расплывчатость налоговой нормы может привести к не согласующемуся с конституционным принципом правового государства произвольному и дискриминационному ее применению государственными органами и должностными лицами в их отношениях с налогоплательщиками и
тем самым - к нарушению конституционного принципа юридического равенства и вытекающего из него требования равенства налогообложения, закрепленного пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, сомнения, противоречия и неясности, возникшие в связи с неопределенностью налогового законодательства в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг) иностранным дипломатическим и приравненным к ним представительствам, в соответствии с п. 7 ст. 3 Налогового кодекса РФ, толкуются в пользу налогоплательщика.

Установив, что услуги связи оказаны заявителем в ноябре 2006 года, суд считает обоснованным, что данные о такой реализации содержатся в налоговой декларации по НДС за ноябрь 2006 года вне зависимости от даты фактической оплаты оказанных услуг, а поэтому заявитель правомерно включил в налоговую декларацию за ноябрь 2006 года реализацию услуг дипломатическим и приравненным к ним представительствам.

Суд считает, что общество правомерно указывает на то, что период оказания услуг и период их оплаты могут различаться: на территории Российской Федерации услуги связи с 01.01.2006 оплачиваются после их оказания, поэтому, по состоянию на дату определения налоговой базы и исчисления налога общество не может получить оплату услуг связи от дипломатических представительств, по не зависящим от него причинам.

Таким образом, требование налогового органа о представлении документов, подтверждающих оплату оказанных услуг, является незаконным, а вынесение решения, основанного на непредставлении указанных документов, необоснованным.

Судом установлено, что фактическое оказание услуг связи иностранным посольствам в ноябре 2006 года и оплата этих услуг подтверждены необходимыми документами, представленными в налоговый орган к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за ноябрь 2006 года.

Данное положение не опровергается инспекцией. Следовательно, условия, при наличии которых налогоплательщик вправе
рассчитывать на налоговую выгоду, им выполнены.

Данная правовая позиции соответствует выводам Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 08.11.2007 N 14010/07.

В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Уплаченная заявителем при подаче заявления государственная пошлина подлежит взысканию с инспекции на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ с учетом позиции, изложенной в п. 5 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167, 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

признать незаконным, не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации, решение МИ ФНС России по КН N 7 от 19.03.2007 N 30/15-42 “Об отказе (полностью или частично) в возмещении сумм налога на добавленную стоимость“ в части пунктов 1, 2 резолютивной части решения, принятое в отношении ЗАО “Компания “МТУ-Информ“ (в настоящее время ОАО “КОМСТАР - Объединенные ТелеСистемы“).

Признать незаконным, не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации, решение МИ ФНС России по КН N 7 от 19.03.2007 N 41/15-43 “Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения Закрытого Акционерного общества “Компания “МТУ-Информ“ по результатам проверки обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов“ в части пунктов 2, 3 резолютивной части решения, принятое в отношении ЗАО “Компания “МТУ-Информ“ (в настоящее время ОАО “КОМСТАР - Объединенные ТелеСистемы“).

Взыскать с МИ ФНС России по КН N 7 в пользу ОАО “КОМСТАР - Объединенные ТелеСистемы“ госпошлину в сумме 4 000 руб.

Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок после принятия решения.