Решения и определения судов

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.05.2007 по делу N А29-840/2007 Непредставление налоговым органом доказательств, свидетельствующих о невозможности исключения должника из ЕГРЮЛ во внесудебном порядке, а также обосновывающих вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве и может быть погашена задолженность по обязательным платежам, является основанием для возврата заявления о признании отсутствующего должника банкротом.

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 мая 2007 г. по делу N А29-840/2007

(извлечение)

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего П.

судей Д., К.

при ведении протокола судебного заседания председательствующим

при участии в судебном заседании:

от заявителя - не явился

от должника - не явился

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы России

на определение Арбитражного суда Республики Коми от 8 февраля 2007 по делу N А29-840/2007, принятое судом в составе судьи А.,

о возвращении заявления Федеральной налоговой службы России в лице городской ИФНС России

к Обществу с ограниченной ответственностью “Э.“

о признании несостоятельным (банкротом) отсутствующего должника

установил:

Федеральная налоговая служба России в лице городской инспекции Федеральной налоговой службы (далее - ФНС России, уполномоченный
орган) обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании Общества с ограниченной ответственностью “Э.“ (далее - Общество, должник) несостоятельным (банкротом) и об открытии в отношении него конкурсного производства по упрощенной процедуре отсутствующего должника.

Заявленные требования основаны на нормах статей 227 - 230 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ и мотивированы наличием у ООО “Э.“ признаков отсутствующего должника.

Определением Арбитражного суда Республики Коми от 8 февраля 2007 заявление возвращено уполномоченному органу на основании пункта 1 статьи 44 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ и части 2 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом суд указал, что заявление уполномоченного органа не соответствует требованиям статей 39 - 40 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“, поскольку заявителем не представлены предусмотренные статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ (далее - Закон о регистрации) доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения у должника имущества, которое может быть направлено на погашение задолженности по обязательным платежам и денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, от имени которого выступает уполномоченный орган и доказательства, свидетельствующие о невозможности исключения должника из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) во внесудебном порядке.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ФНС России обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить определение от 08.02.2007. Оспаривая судебный акт, заявитель жалобы считает, что заявление уполномоченного органа о признании отсутствующего должника банкротом соответствует требованиям, которые установлены статьями 38, 39, 40 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“, что подтверждается приложенными к заявлению документами.

Заявитель и должник, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не
явились, явку полномочных представителей не обеспечили, должник отзыв на апелляционную жалобу не представил.

Апелляционная жалоба в соответствии со статьей 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается без участия заявителя и должника, по имеющимся в деле документам.

Законность определения Арбитражного суда Республики Коми от 08.02.2007 по настоящему делу проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела и изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.

Из материалов дела следует, что Общество с ограниченной ответственностью “Э.“ зарегистрировано Распоряжением Администрации города Сыктывкара N 467/2000 от 16.11.00 г.

Предприятие длительное время не представляет в налоговую инспекцию бухгалтерскую и налоговую отчетность, не имеет открытых расчетных счетов, сведениями о ведении должником деятельности в течение 12 месяцев, предшествующих подаче настоящего заявления, инспекция не располагает, у должника отсутствует имущество.

В заявлении о признании ООО “Э.“ несостоятельным (банкротом) налоговый орган указывает на наличие задолженности названного лица по платежам в бюджет в общей сумме 108 857 руб. 98 коп.

Согласно статье 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ (далее Закон о банкротстве) и пункту 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).

Основания для признания должника несостоятельным (банкротом) установлены Федеральным законом “О несостоятельности (банкротстве)“.

Уполномоченный орган обратился в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании ООО “Э.“ несостоятельным (банкротом) на основании норм права, содержащихся в параграфе 2 главы XI Федерального закона “О несостоятельности
(банкротстве)“, предусматривающих банкротство отсутствующего должника.

После принятия Закона о банкротстве в действующее законодательство внесены изменения, предусматривающие исключение из Единого государственного реестра юридических лиц недействующих юридических лиц без принятия судом решения о ликвидации на основании решения регистрирующего органа. При этом применение административной процедуры ликвидации не поставлено в зависимость от наличия кредиторской задолженности недействующего лица, в том числе по уплате обязательных платежей в бюджет.

В соответствии со статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом) признается юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету. Такое лицо может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц в административном порядке.

Согласно статье 3 Федерального закона от 02.07.2005 “О внесении изменений в Федеральный закон “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации“ двенадцатимесячный срок применяется и в том случае, если он истек до вступления в законную силу настоящего Федерального закона. Закон вступил в силу со дня его официального опубликования - с 06.07.2005.

Как следует из материалов дела, заявление уполномоченного органа о признании ООО “Э.“ несостоятельным (банкротом) поступило в арбитражный суд 6 февраля 2007 года, то есть после вступления в законную силу положений Закона об административном порядке исключения из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц.

Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 2 и 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
от 17.01.2006 N 100 “О некоторых особенностях, связанных с применением статьи 21.1 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“, при рассмотрении вопроса о принятии заявления налогового органа о принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке или о признании юридического лица банкротом судам необходимо проверять, не является ли юридическое лицо недействующим и проводилась ли процедура исключения его из Реестра по решению регистрирующего органа. Соблюдение указанного порядка не проверяется, если в силу Закона к юридическому лицу не может применяться процедура исключения из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа. Соответствующие доказательства о невозможности применения административного порядка ликвидации недействующего юридического лица должны быть представлены налоговым органом. При поступлении заявления о принудительной ликвидации или о признании банкротом юридического лица, отвечающего признакам недействующего юридического лица согласно пункту 1 статьи 21.1 Закона о регистрации, данное заявление возвращается арбитражным судом заявителю применительно к пункту 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, когда решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принято ввиду поступления возражений на основании пункта 4 статьи 21.1 Закона о регистрации или признано недействительным в судебном порядке.

Аналогичные разъяснения содержатся в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67 “О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц“.

Учитывая, что ООО “Э.“ обладает признаками недействующего юридического лица и установив, что в нарушение указанных выше требований Федеральная налоговая служба России не представила доказательств, свидетельствующих о невозможности исключения должника из ЕГРЮЛ во внесудебном порядке, суд обоснованно возвратил заявление.

Кроме того, пунктами 4,
5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 67 от 20.12.2006 “О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц“ разъяснено, что одновременно с заявлением о признании банкротом отсутствующего должника по смыслу статьи 39 Закона о банкротстве в системном истолковании с положениями пунктов 1 и 3 статьи 59 Закона о банкротстве и статьи 21.1 Закона о регистрации уполномоченный орган представляет доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично может быть погашена задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, от имени которого выступает уполномоченный орган.

Если имущества должника недостаточно для покрытия расходов по делу о банкротстве и в дело не поступили заявления иных кредиторов, готовых нести данные расходы, производство по делу о банкротстве подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В этом случае юридическое лицо подлежит исключению из Единого государственного реестра юридических лиц применительно к статье 21.1 Закона о регистрации.

Из материалов дела следует, что налоговая инспекция не представила в суд доказательств наличия у должника имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, также в дело не поступили заявления иных кредиторов, готовых нести данные расходы.

В силу пункта 1 статьи 228 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ арбитражный суд должен решить вопрос о признании отсутствующего должника несостоятельным (банкротом) при условии представления уполномоченным органом доказательств наличия денежных средств, необходимых для финансирования процедур банкротства. Порядок и условия финансирования
процедур банкротства в отношении отсутствующих должников, в том числе размер вознаграждения конкурсного управляющего, определяются Правительством Российской Федерации.

Исходя из положений пункта 2 статьи 227 Закона о банкротстве и пункта 2 Положения о порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.10.2004 N 573 (далее - Постановление N 573), заявление налогового органа должно содержать сведения о наличии средств, необходимых для финансирования именно процедуры банкротства отсутствующего должника, в данном случае - ООО “Э.“ с указанием источников финансирования.

В подпункте “а“ пункта 2 Постановления N 573 определено, что финансирование процедуры банкротства отсутствующего должника, проводимой по заявлению уполномоченного органа, осуществляется в соответствии со сметой расходов и доходов уполномоченного органа за счет средств, выделенных ему из федерального бюджета.

Представленная уполномоченным органом ксерокопия сметы доходов и расходов по бюджетным средствам на 2007 год свидетельствует лишь об объеме финансирования из федерального бюджета на 2007, но не является доказательством фактического наличия денежных средств, необходимых для финансирования процедуры банкротства отсутствующего должника - ООО “Э.“

Какие-либо иные доказательства о наличии денежных средств для реализации мероприятий, связанных с процедурами банкротства отсутствующих должников, заявителем не представлены.

При указанных обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого определения не имеется.

Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на определения о возвращении заявления уплата государственной пошлины не предусмотрена.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

постановил:

определение Арбитражного суда Республики Коми от 08.02.2007 по делу N А29-840/2007
оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы России - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.