Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.11.2007 по делу N А40-32023/07-90-181 Налогоплательщик имеет право на своевременный возврат излишне уплаченной суммы налога или ее зачет в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам, за исключением случаев, когда у налогоплательщика имеется недоимка по налогу или иная задолженность перед бюджетом.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 30 ноября 2007 г. по делу N А40-32023/07-90-181

Резолютивная часть решения объявлена 29 ноября 2007 г.

Решение в полном объеме изготовлено 30 ноября 2007 г.

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

Председательствующего судьи П.И.

при ведении протокола судебного заседания судьей П.И.

рассмотрел дело по заявлению ОАО “Авиакомпания “Красноярские авиалинии“

к Межрегиональной ИФНС России по КН N 6

о признании недействительными решений N 1455, 6488, 6489,

при участии: от заявителя - П.Е. дов. от 21.02.2006 г., от МИ ФНС России по КН N 6 - И. дов. от 09.07.2007 г., Б. дов. от 23.07.2007 г.,

установил:

ОАО “Авиакомпания “Красноярские авиалинии“ обратилось в суд с заявлением о признании
решений МИ ФНС России по КН N 1455, 6488, 6489 о зачете от 29.03.2007 г.

Свои требования заявитель обосновывает тем, что ненормативные акты налогового органа, оспариваемые им, были приняты при отсутствии у него задолженности по ЕСН в федеральный бюджет и НДС и нарушают его права.

Межрегиональная ИФНС России по КН N 6 требования заявителя не признала по основаниям, указанным в письменном отзыве на заявление.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что требования заявителя удовлетворению не подлежат по следующим основаниям:

В судебном заседании установлено, что ОАО “Авиакомпания “Красноярские авиалинии“ обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительными решений Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 6 о зачете N 1455, 6488, 6489.

Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты налога в установленный срок производился взыскание налога в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога.

При этом в силу пункта 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном названной статьей. Согласно пункту 5 этой же статьи зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате
или взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится налоговыми органами самостоятельно.

Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 08.02.2007 г. N 381-О-П, в случае допущения налогоплательщиком переплаты некоей суммы налога в текущем налоговом периоде на данную сумму распространяются все конституционные гарантии права собственности, поскольку ее уплата в таком случае произведена при отсутствии законного на то основания. В связи с этим Налоговым кодексом России закреплено право налогоплательщика на своевременный возврат излишне уплаченной суммы налога или ее зачет в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам, за исключением случаев, когда у налогоплательщика имеется недоимка по налогу или иная задолженность перед бюджетом. Налоговый орган в таких ситуациях самостоятельно направляет сумму излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и иной задолженности в целях обеспечения конституционной обязанности налогоплательщика по уплате законно установленного, но вовремя не уплаченного налога.

Наделение налоговых органов полномочием самостоятельно, то есть без соответствующего заявления и согласия на то налогоплательщика, произвести зачет излишне уплаченной суммы налога в счет погашения недоимки по другим налогам не может рассматриваться как нарушающее справедливый баланс публичных и частных интересов, поскольку позволяет оперативно и эффективно удовлетворить имущественное притязание государства и способствует скорейшему исполнению конституционной обязанности налогоплательщика по уплате налога. Закрепляющий это полномочие пункт 6 статьи 78 НК РФ направлен на защиту прав не только государства или иного публично-правового образования, но и самого налогоплательщика, поскольку исключает дальнейшее начисление пеней, применение налоговых санкций и мер принудительного характера.

В случае, если сумма переплаты превысила сумму задолженности, налогоплательщик вправе по своему усмотрению распорядиться образовавшейся разницей, т.е. подать заявление на возврат этой суммы или на
ее зачет в счет предстоящих платежей. Таким образом, зачет фактически является разновидностью (формой) уплаты налога.

Согласно справке N 9676 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 1 марта 2007 года (л.д. 23 - 26) у заявителя имелась переплата по НДС в размере 83 669 145,77 руб., которая образовалась в результате подтверждения к возмещению сумм налоговых вычетов по НДС по налоговой ставке 0 процентов на основании решений о возмещении сумм НДС от 19.12.2006 г. N 301, от 19.02.2007 г. N 390, от 20.03.2007 г. N 440, а также переплата по единому социальному налогу (ЕСН) в размере 11 941 275,42 руб., образовавшаяся за счет уплаты авансовых платежей по налогу.

В то же время, согласно указанной справке N 9776 от 01.03.2007 г., у заявителя имеются приостановленные к взысканию суммы задолженности по НДС в размере 23 847 504 руб. и ЕСН в размере 9 164 267,91 руб. (графа 5).

Названные суммы задолженности были приостановлены к взысканию в связи с оспаривание обществом этих сумм, доначисленных на основании решений по выездным налоговым проверкам от 31.12.2004 г. N 43 и от 24.03.2006 г. N 12.

Сумма ЕСН в размере 9 164 267,91 руб. была начислена заявителю по решению от 31.12.2004 г. N 43, вынесенному Межрайонной инспекцией ФНС России N 17 по Красноярскому краю, Таймырскому (Долгано-Ненецкому) и Эвенкийскому автономным округам, и оспаривавшему в деле N АЗЗ-1037/2005 Арбитражного суда Красноярского края.

Сумма НДС в размере 23 847 504 руб. (603 009 + 23 244 495) была начислена заявителю в размере 603 009 руб. по решению от 31.12.2004 г. N 43, вынесенному
Межрайонной инспекцией ФНС России N 17, и оспаривавшему в деле N А33-1037/2005 Арбитражного суда Красноярского края, и по решению от 24.03.2006 г. N 12 в размере 23 244 495 руб., вынесенному Межрайонной инспекцией ФНС России N 17, и оспаривавшему в деле N А33-8205/2006 Арбитражного суда Красноярского края.

По результатам рассмотрения дела N АЗЗ-1037/2005 отказано в удовлетворении требований заявителя о признании недействительным доначисления суммы ЕСН в размере 9 164 267,91 руб. на основании решения Арбитражного суда Красноярского края от 13.02.2006 г., оставленного в данной части без изменения постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Красноярского края от 29.06.2006 г.

По результатам рассмотрения дела N А33-8205/2006 отказано в удовлетворении требований заявителя о признании недействительным доначисления суммы НДС в размере 23 244 495 руб. на основании решения Арбитражного суда Красноярского края от 20.11.2006 г., оставленного в данной части без изменения постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Красноярского края от 08.02.2007 г.

По результатам рассмотрения дела N А33-1037/2005 удовлетворены требования заявителя о признании недействительным доначисления суммы НДС в размере 462 796 руб. на основании решения Арбитражного суда Красноярского края от 13.02.2006 г., оставленного в данной части без изменения постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Красноярского края от 29.06.06 г.

Таким образом, по результатам рассмотрения указанных судебных дел подтверждены доначисления 9 164 267,31 руб. суммы ЕСН, а также 23 384 708 руб. НДС (23 847 504 - 462 796).

После вступления в законную силу названных судебных актов и получения их копий налоговым органом, а также с учетом сформировавшейся переплаты по НДС за счет подтверждения указанных выше сумм налога к возмещению, инспекцией в порядке статьи
78 НК РФ были проведены зачеты суммы уплаченного НДС в счет погашения недоимки (задолженности), начисленной на основании решений N 12, 34 по результатам выездных налоговых проверок, а именно:

на основании решения о зачете N 1455 от 28.03.2007 г. была зачтена переплата по НДС в счет задолженности по ЕСН в размере 9 027 837 руб., т.е. в пределах суммы, доначисленной на основании решения N 43 от 31.12.2004 г.;

на основании решения о зачете N 6489 от 29.03.2007 г. была зачтена вся подтвержденная к возмещению по решению инспекции N 440 от 20.03.2007 г. сумма НДС в счет задолженности по НДС в размере 5 125 940 руб.;

на основании решения о зачете N 6488 от 29.03.2007 г., была зачтена часть подтвержденной к возмещению по решению инспекции N 390 от 19.02.2007 г. суммы НДС в счет задолженности по НДС в размере 9 536 384,77 руб.

Всего зачтено из переплаты по НДС в счет задолженности по этому налогу 14 662 324,77 руб., т.е. в пределах суммы НДС в размере 23 384 708 руб., подтвержденной судебными актами по делам N А33-1037/2005, N А33-8205/2006.

При этом, как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 08.02.2007 г. N 381-О-П, задолженность налогоплательщика определяется на основании решения налогового органа по результатам налоговой проверки, о котором он уведомлялся, и, следовательно, ему были известны или должны были быть известны фактические обстоятельства, послужившие основанием для осуществления зачета излишне уплаченного налога в счет образовавшейся задолженности. Поэтому налоговый орган вправе самостоятельно произвести данный зачет без дополнительного предварительного уведомления налогоплательщика. Таким образом, осуществление зачета не квалифицируется в качестве меры принудительного взыскания.
В данном случае налоговый орган в соответствии с пунктом 2 статьи 45 и пунктом 6 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации обязан проинформировать налогоплательщика о принятом решении о зачете, при несогласии с которым налогоплательщик вправе оспорить его в вышестоящий орган или в суд.

Из этого следует, что оспариваемыми нормами статьи 78 НК РФ в той части, в какой они позволяют налоговому органу самостоятельно, т.е. без согласия и предварительного уведомления налогоплательщика, производить зачет излишне уплаченного налога в счет недоимки и задолженности по пеням, конституционные права и свободы заявителя не нарушены.

Кроме того, в пункте 3 рассматриваемого Определения от 08.02.2007 г. N 381-О-П Конституционный Суд РФ отметил, что нормы статьи 78 НК РФ непосредственно не определяют срок, за пределами которого налоговый орган не вправе произвести зачет суммы излишне уплаченного налога в счет имеющейся у налогоплательщика недоимки и задолженности по пеням.

Таким образом, налоговым органом полностью соблюдена установленная статьей 78 НК РФ, с учетом Определения Конституционного Суда РФ от 08.02.2007 г. N 381-О-П, процедура проведения зачета сумм переплаты в счет имеющейся задолженности по НДС и ЕСН.

С учетом изложенного, суд считает, что оснований к удовлетворению требований заявителя не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 137 - 138 НК РФ, в соответствии со ст. ст. 167 - 170, 201 АПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении заявления ОАО “Авиакомпания “Красноярские авиалинии“ о признании недействительными решений о зачете Межрегиональной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 6 N 1455, 6488, 6489 отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию в течение 1-го месяца со дня принятия, в кассационную инстанцию - ФАС МО в течение 2-х месяцев со дня
вступления судебного акта в законную силу.