Решения и постановления судов

Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2007 по делу N А41-К2-9255/07 Исходя из положений статьи 29 ЗК РФ к функциям органа местного самоуправления отнесено изготовление кадастровой карты земельного участка и утверждение проекта его границ. Указанные действия носят подготовительный характер для подачи собственником здания, строения, сооружения заявления по определению права в отношении испрашиваемого земельного участка и не направлены на отчуждение или осуществление правомочия распоряжения участком.

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 ноября 2007 г. по делу N А41-К2-9255/07

Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2007 г.

Полный текст постановления изготовлен 19 ноября 2007 г.

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи И.

судей Ч. М.

при ведении протокола судебного заседания Т.

при участии в заседании:

от ООО “СтройИндустрия“: Ш., по доверенности от 15.06.2007 г. б/н, паспорт; М., по доверенности от 15.06.2007 г. б/н, паспорт;

от Администрации Щелковского муниципального района МО - С., по доверенности от 09.01.2007 г. N 5, удостоверение N 73;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Щелковского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 13 августа 2007 г. по
делу N А41-К2-9255/07, принятого судьей А., по заявлению Общества с ограниченной ответственностью “Строй Индустрия“ к Администрации Щелковского муниципального района Московской области о признании незаконным бездействия Администрации по утверждению проекта границ земельного участка площадью 3910 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, город Щелково-7, улица Неделина, дом 2а, под принадлежащим ему нежилым зданием.

установил:

Открытое акционерное общество “Строй Индустрия“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Щелковского муниципального района Московской области (далее - Администрация) о признании незаконным бездействия Администрации по утверждению проекта границ земельного участка площадью 3910 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, город Щелково-7, улица Неделина, дом 2а, под принадлежащим ему нежилым зданием.

Решением Арбитражного суда Московской области от 13 августа 2007 года требования Общества удовлетворены, признано незаконным бездействие Администрации Щелковского муниципального района Московской области, с обязанием в месячный срок утвердить проект границ испрашиваемого земельного участка.

При этом суд мотивировал свои выводы тем, что у Администрации не имелось оснований для отказа Обществу в утверждении границ земельного участка по заявлению от 30.03.2007 г. N 1169-С.

Не согласившись с решением Арбитражного суда Московской области, Администрация обратилась с жалобой в апелляционный суд.

В судебном заседании представитель Администрации доводы апелляционной жалобы поддержал.

Оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, проверив в порядке ст. 266
АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены судебного акта в связи со следующим.

В соответствии с п. 1 ст. 552 Гражданского кодекса РФ по договору продажи здания, строения, сооружения, к покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права и на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.

Пункт 7 статьи 36 Земельного кодекса регламентирует определение границ и размеров земельного участка с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, с учетом красных линий, границ смежных земельных участков.

В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“, распоряжение государственными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления. Таким образом, в соответствии с пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления заявления либо обращения об утверждении проекта границ земельного участка обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект границ.

Довод Администрации Щелковского муниципального района, о том, что у нее отсутствуют полномочия по распоряжению данным участком, не принимаются апелляционным судом по следующим основаниям.

Граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения,
расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом РФ.

Данное право реализуется собственником здания, строения, сооружения, путем подачи в орган местного самоуправления соответствующего заявления с приложением необходимых документов. Площадь земельного участка определяется в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретного вида деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“, местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат точек таких границ. В рассматриваемом случае, площадью земельного участка, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость, на основании правоустанавливающих документов на здание, строение, сооружение.

В соответствии с ч. 7 ст. 36 ЗК РФ в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.

Исходя из положений данной статьи, к функциям органа местного самоуправления отнесено
изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ, при этом исходя из прямого толкования указанной нормы, орган местного самоуправления осуществляет данную функцию в отношении всех земель, вне зависимости от принадлежности тому или иному собственнику.

Указанные действия носят подготовительный характер для подачи собственником здания, строения, сооружения заявления по определению права в отношении испрашиваемого земельного участка, и не направлены на отчуждение или осуществление правомочия распоряжения участком, в том числе в виде предоставления собственнику здания земельного участка на каком-либо виде права.

Апелляционный суд также отклоняет ссылку администрации на постановление по делу N А41-К2-6733/05-ГК, поскольку в данном постановлении предметом рассмотрения были действия администрации по передаче земельного участка, предоставлении его в аренду. В то время как по рассматриваемому делу обжалуется отказ администрации определить границы земельного участка, данные действия не носят распорядительный характер.

Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений процессуального законодательства не установлено.

Правовых оснований к отмене или изменению судебного акта не имеется.

Руководствуясь статьями 266, 268, ч. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области по делу N А41-К2-9255/07 от 13 августа 2007 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Щелковского муниципального района Московской области без удовлетворения.