Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Московской области от 14.11.2007 по делу N А41-К2-213/07 Исковые требования об обязании налогового органа возвратить из бюджета суммы излишне уплаченных налогов и процентов удовлетворены, так как переплата по налогам, предъявленная заявителем к возврату, возникла в результате неправильного определения налоговым органом суммы реструктурируемой задолженности налогоплательщика.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 14 ноября 2007 г. по делу N А41-К2-213/07

Арбитражный суд Московской области в составе:

судьи С.А.

протокол судебного заседания вел судья С.А.

рассмотрел в судебном заседании дело по иску (заявлению)

ОАО “Центргазоочистка“

к Межрайонной ИФНС России N 17 по Московской области

о возврате налога и процентов

при участии в заседании:

от истца: П. (доверенность от 20.01.2007 г. N 18/01);

от ответчика: С.С. (доверенность от 09.07.2007 г. N 04-18/22547).

установил:

ОАО “Центргазоочистка“ (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском (с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ, принятых арбитражным судом (т. 6 л.д. 96 - 97)) к Межрайонной ИФНС России N
17 по Московской области (далее - ответчик) об обязании возвратить из бюджета суммы излишне уплаченных налогов и процентов в размере 3 073 776 руб. 51 коп.

В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования.

Ответчик исковые требования не признал, представил отзыв на исковое заявление.

Заслушав представителей сторон, исследовав в полном объеме и оценив в совокупности документы, имеющиеся в материалах дела, суд установил:

Истец обратился к ответчику 19.09.2006 г. и 10.10.2006 г. с заявлениями о возврате излишне уплаченных налогов и процентов, в том числе по налогу добавленную стоимость в сумме 1 975 781 руб., процентов по указанному налогу в сумме 706 831 руб. 45 коп.; по налогу на прибыль в сумме 377 685 руб. 58 коп., процентов по указанному налогу в сумме 128 697 руб. 53 коп. (т. 1 л.д. 77 - 86).

Ответчик направил истцу письмо от 20.10.2006 г., в котором фактически отказал в возврате из федерального бюджета излишне уплаченной суммы налога и процентов (т. 1 л.д. 92). Указанные суммы налоговым органом возвращены истцу не были.

Арбитражный суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно правилам доказывания, установленным ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения
оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Вместе с тем, соответствующих доказательств налоговым органом суду не представлено.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 г. N 137-ФЗ, суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 1 января 2007 года и подлежащие возврату в соответствии со ст. 78 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 г. N 137-ФЗ), возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до указанной даты.

Переплата по налогам, предъявленная истцом к возврату, возникла в результате неправильного определения налоговым органом суммы реструктурируемой задолженности налогоплательщика по решению ИМНС России по г. Дзержинскому Московской области N 1 от 22.10.2001 г. о реструктуризации кредиторской задолженности ОАО “Центргазоочистка“ перед федеральным бюджетом (т. 1 л.д. 117 - 119).

В настоящее время, в связи с реорганизацией налоговых органов ИМНС России по г. Дзержинскому Московской области преобразована в Межрайонную ИФНС России N 17 по Московской области.

Исходя из суммы недоимки, подлежащей включению в реструктуризацию, и платежных документов истца об уплате налога на прибыль и налога на добавленную стоимость за период с 2002 г. по 2005 г. (т. 1 л.д. 19 - 76), истцом излишне уплачено в федеральный бюджет 2 353 466 руб. 58 коп. (1 975 781 руб. по налогу на добавленную стоимость, 377 685 руб. 58 коп. по налогу на прибыль).

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства РФ N 1002 имеет дату 03.09.1999, а не 03.09.1992.

Кроме того, на основании п. 4 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также
задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.09.1992 г. N 1002 (далее - Порядок проведения реструктуризации) истцом уплачивались проценты, исходя из суммы задолженности, включенной в решение N 1 и графики (т. 1 л.д. 19 - 76, 93 - 94, 118 - 119).

Согласно п. 4 Порядка проведения реструктуризации, с сумм задолженности по налогам ежеквартально, не позднее 15-го числа последнего месяца квартала, уплачиваются проценты исходя из расчета 1/10 годовой ставки ЦБ РФ. Проценты начисляются исходя из суммы непогашенной задолженности на дату уплаты процентов.

Арбитражным судом Московской области вынесено решение от 03.05.2005 г. по делу N А41-К2-9783/04 (т. 1 л.д. 14 - 18) об удовлетворении требований ОАО “Центргазоочистка“ к МРИ ФНС России N 17 по Московской области о признании незаконным бездействия ИМНС РФ по г. Дзержинский, выразившегося в не решении вопроса о внесении изменений в решение о реструктуризации задолженности по налогам.

При исследовании судом материалов данного дела установлено, что согласно представленным в материалы дела документам по состоянию на 01 января 2001 г. задолженность по налогу на добавленную стоимость составляла 980 357 рублей, по налогу на прибыль - 240 093 рубля. Таким образом, в решение о реструктуризации неправомерно включена сумма недоимки по налогу на добавленную стоимость в размере 4 223 417 руб., сумма недоимки по налогу на прибыль в размере 778 455 руб.

Решением по указанному делу суд обязал налоговый орган изменить решение о реструктуризации путем исключения из решения суммы налога на добавленную стоимость в размере 4 223 417 руб., суммы налога на прибыль в размере 778 455 руб., а
также уменьшить на указанные суммы налогов графики и решение о реструктуризации от 22.10.2001 г. N 1.

Ст. 16 АПК РФ установлено, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Вместе с тем, по решению о реструктуризации и принятым на его основании графикам погашения задолженности, ОАО “Центргазоочистка“ уплатило 2 932 138 руб. по налогу на добавленную стоимость, 617 778 руб. 58 коп. по налогу на прибыль.

В силу ст. 21 и 78 НК РФ налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов и пеней. Пунктом 8 ст. 78 НК РФ определен трехлетний срок на подачу налогоплательщиком заявления о возврате излишне уплаченного налога в налоговый орган.

Кроме того, вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться применительно к п. 2 ст. 79 НК РФ с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишне уплаченного налога.

Данная правовая позиция содержится в Постановлении Президиума ВАС РФ от 08.11.2006 г. N 6219/06 (т. 6 л.д. 108 - 109).

Суд принимает позицию заявителя о том, что ему стало известно о нарушении прав с момента рассмотрения
03.05.2005 г. Арбитражным судом Московской области дела N А41-К2-9783/04, в результате которого установлено неправильное определение налоговым органом фактической задолженности, подлежащей включению в реструктуризацию. До принятия судом решения у заявителя не было оснований предъявлять заявление о возврате излишне уплаченных налоговых платежей в процессе реструктуризации по решению N 1 от 22.10.2001 г.

Согласно ст. 78 НК РФ налоговый орган при наличии соответствующего заявления налогоплательщика обязан вернуть налогоплательщику излишне уплаченную сумму налогов и пеней за вычетом сумм, подлежащих зачету в установленном данными статьями порядке в счет имеющейся у налогоплательщика задолженности по налогам и пеням. Соответствующая правовая позиция содержится в п. 22 и 23 Постановления Пленума ВАС России от 28.02.2001 г. N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“.

Сторонами была произведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам (т. 6 л.д. 80 - 87).

К возврату истцом предъявлена переплата по налоговым платежам, возникшая в результате неправильного определения налоговым органом суммы реструктурируемой задолженности по решению N 1 от 22.10.2001 г. о реструктуризации кредиторской задолженности ОАО “Центргазоочистка“ перед федеральным бюджетом, в том числе:

- по налогу на добавленную стоимость в размере 1 975 781 руб.;

- по налогу на прибыль в размере 377 685 руб. 58 коп.;

- по процентам по налогу на добавленную стоимость в размере 706 831 руб. 45 коп.;

- по процентам по налогу на прибыль в размере 128 697 руб. 53 коп.

При проведении сверки у истца выявлена переплата:

- по налогу на добавленную стоимость в размере 2 022 262 руб. (из которых, переплата по реструктуризации составляет 1 975 781 руб.);

- по налогу на
прибыль в размере 504 625 руб. 42 коп. (из которых, переплата по реструктуризации составляет 377 685 руб. 58 коп.).

По пени (налог на прибыль), как следует из акта сверки, имеется задолженность в размере 5 985 руб. Данная сумма учтена в расчете истца.

Как следует из имеющихся в деле платежных документов (т. 1 л.д. 50 - 76), всего истцом уплачены проценты в сумме 869 308 руб. (по налогу на добавленную стоимость 731 443 руб., 137 865 руб. по налогу на прибыль).

С суммы задолженности, подлежащей реструктуризации, заявитель должен был уплатить проценты за пользование бюджетными средствами в размере 36 555 руб. 07 коп. (с суммы налога на добавленную стоимость - 27 381 руб. 19 коп., с суммы налога на прибыль - 9 173 руб. 88 коп.) (т. 6 л.д. 78 - 79).

При проведении сверки также выявлено, что налоговым органом уплаченные платежи по процентам в размере 106 458 рублей зачтены в счет уплаты пеней. Данная сумма учтена в расчете истца.

Таким образом, с учетом указанных выше сумм, истцом излишне уплачены проценты в размере 726 294 руб. 93 коп. (597 603 руб. 81 коп. по налогу на добавленную стоимость и 128 691 руб. 12 коп. по налогу на прибыль).

Соответственно, возврату из бюджета подлежит 3 073 776 руб. 51 коп., в том числе: 371 700 руб. 58 коп. - налог на прибыль; 1 975 781 руб. - налог на добавленную стоимость; 597 603 руб. 81 коп. - проценты по налогу на добавленную стоимость; 128 691 руб. 12 коп. проценты по налогу на прибыль.

Возражений против произведенных истцом расчетов, а также
доказательств наличия у него иной недоимки по налогам, сборам и пени, направляемым в федеральный бюджет налоговым органом не представлено.

Следует также отметить, что у истца не могло быть задолженности по текущим налогам, поскольку согласно п. 7 Порядка проведения реструктуризации задолженности, организация утрачивает право на реструктуризацию по обязательным платежам в федеральный бюджет при наличии на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате в федеральный бюджет текущих налоговых платежей, а также при неуплате платежей, предусмотренных графиком. В этом случае налоговым органом в соответствии с п. 8 Порядка проведения реструктуризации задолженности принимается решение о прекращении действия решения о реструктуризации и принимаются меры по взысканию не уплаченных по решению сумм налога, пени, штрафов.

Поскольку налоговый орган до настоящего времени не произвел возврат излишне уплаченных налогов и процентов, и судом не установлено обстоятельств, препятствующих ее возврату, требования истца о об обязании ответчика возвратить сумму излишне уплаченных налогов и процентов в размере 3 073 776 руб. 51 коп. подлежат удовлетворению как основанные на действующем законодательстве и подтвержденные материалами дела.

Истцом была уплачена государственная пошлина в общей сумме 27 444 руб. 98 коп. (т. 1 л.д. 10).

В соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ уплаченная истцом государственная пошлина в сумме 26 868 руб. 88 коп. взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа как стороны по делу. Соответствующая правовая позиция содержится в п. 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.03.2007 г. N 117 “Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации“.

Кроме того, в соответствии со ст. 104, 110 АПК РФ
и ст. 333.20, 333.40 НК РФ государственная пошлина, излишне уплаченная истцом, должна быть ему возвращена из федерального бюджета в сумме 576 руб. 10 коп.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 16, 69, 104, 167 - 170, 174, 176, 319 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

1. Исковое заявление ОАО “Центргазоочистка“ удовлетворить.

2. Обязать Межрайонную ИФНС России N 17 по Московской области возвратить ОАО “Центргазоочистка“ суммы излишне уплаченных налогов и процентов в размере 3 073 776 руб. 51 коп., в 10-дневный срок после вступления настоящего решения в законную силу.

3. Взыскать с Межрайонной ИФНС России N 17 по Московской области в пользу ОАО “Центргазоочистка“ государственную пошлину в сумме 26 868 руб. 88 коп.

4. Исполнительные листы выдать в порядке ст. 319 АПК РФ.

5. Возвратить Компании ОАО “Центргазоочистка“ из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 576 руб. 10 коп., по платежному поручению от 07.12.2006 г. N 278. На возврат государственной пошлины выдать справку.

6. Настоящее решение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные ст. 259, 260, 275 - 277 АПК РФ.