Решения и постановления судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.10.2007 по делу N А40-30854/07-35-184 Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС на установленные Налоговым кодексом РФ налоговые вычеты. Названные налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 10 октября 2007 г. по делу N А40-30854/07-35-184

Резолютивная часть решения объявлена 26 сентября 2007 г.

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

судьи П.

при ведении протокола судебного заседания судьей

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО “Саэл Глобал“

к ИФНС России N 9 по г. Москве

о признании недействительным решения

при участии:

от заявителя - Ш. по дов.от 18.01.2007 г.

от заинтересованного лица - З. по дов. от 25.06.2007 г. (служ. удост. УР N 182706)

установил:

ООО “Саэл Глобал“ обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения Инспекции ФНС РФ N 9 по г. Москве N 17-04-707/737 от 27 февраля 2007
г. полностью.

В обоснование своих требований Заявитель утверждает о неполучении им требований и незаконности вынесенного решения.

Инспекция требований Заявителя не признала, в удовлетворении требований просит отказать, ссылаясь на непредставление Заявителем документов, подтверждающих налоговые вычеты, на требования о предоставлении документов.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения сторон, суд считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Заявитель 15.11.2006 г. представил в Инспекцию уточненную налоговую декларацию по НДС за 1 квартал 2006 г., в соответствии с которой отразил сумму НДС с реализации в размере 1 722 951 руб., а также сумму НДС, предъявленную налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), подлежащую вычету в размере 16 624 905 руб.

По результатам камеральной проверки данной декларации Инспекция вынесла решение N 17-04-707/737 от 27 февраля 2007 г. о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым Заявитель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, за неуплату НДС в виде штрафа в размере 344 590 руб., а также Заявителю предложено уплатить налог в сумме 1 722 951 руб. и пени в размере 203 480,50 руб., а также уменьшить на исчисленные в завышенных размерах суммы налогового вычета в размере 16 624 905 руб.

Основанием для вынесения оспариваемого решения послужил довод о непредставлении Заявителем документов,
подтверждающих налоговые вычеты по требованиям о представлении документов.

Как указано Инспекцией в оспариваемом решении, требования о предоставлении документов, направленные по адресу, имеющемуся у Инспекции в электронной базе данных, получены Заявителем не были, так как они вернулись с отметкой почты России “организации не значится“.

Также Инспекцией направлялось требование по адресу ул. Электродная д. 2, стр. 12 - 13, 14 офис 504, которое вернулось с отметкой “возвращено по истечении срока хранения“.

Таким образом, данные требования Заявителем получены не были.

В соответствии с положениями главы 21 Кодекса расчет налога на добавленную стоимость, подлежащего внесению в бюджет по итогам налогового периода, осуществляется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных бухгалтерского учета и счетов-фактур.

Определяя сумму налога к уплате, налогоплательщик в силу пункта 1 статьи 171 Кодекса имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 Кодекса налоговые вычеты.

Порядок применения налоговых вычетов определен статьей 172 Кодекса. Согласно пункту 1 данной статьи налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3,
6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.

Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

Требования к счетам-фактурам, которые могут служить основанием для принятия покупателями к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных за товары (работы, услуги), определены статьей 169 Кодекса.

Таким образом, правило пункта 1 статьи 172 Кодекса об осуществлении налоговых вычетов на основании счетов-фактур означает, что налогоплательщик вправе отразить к вычету в налоговой декларации суммы налога на добавленную стоимость только по счетам-фактурам, отвечающим установленным требованиям, а налоговый орган вправе проверить соблюдение налогоплательщиком этих требований с учетом положений, регламентирующих проведение налоговых проверок, и отказать в вычетах, произведенных налогоплательщиком в нарушение правил Кодекса.

Правила главы 21 Кодекса, в том числе регламентирующие порядок подачи налоговых деклараций (статьи 174, 176 Кодекса), не устанавливают обязанности налогоплательщиков одновременно с налоговой декларацией представлять в налоговый орган первичные документы, обосновывающие налоговые вычеты.

Исходя из абзаца четвертого статьи 88 и статьи 93 Кодекса при проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у
налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Поэтому обязанность представить в налоговый орган документы, подтверждающие налоговые вычеты, возникает у налогоплательщика только при направлении ему налоговым органом соответствующего требования.

В рассматриваемом случае, Заявитель требования о предоставлении документов не получал, что подтверждено Инспекцией в оспариваемом решении.

Тем не менее, документы, подтверждающие налоговые вычеты у Заявителя имеются и были представлены в материалы дела.

Претензий к составу и правильности заполнения данных документов Инспекция не выдвигала.

В соответствии с определением Конституционного суда от 12.07.2006 г. N 267-О часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предполагает, что налогоплательщик вправе предоставить, а арбитражные суды обязаны исследовать документы, которые являются основанием получения налогового вычета, независимо от того, были ли эти документы истребованы и исследованы налоговым органом при решении вопроса о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности и предоставлении налогового вычета.

В соответствии с п. 7 ст. 166 НК РФ в случае отсутствия у налогоплательщика бухгалтерского учета или учета объектов налогообложения налоговые органы имеют право исчислять суммы налога, подлежащие уплате, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам.

Кроме того, согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ в случае непредставления налогоплательщиком в течение более двух месяцев документов, необходимых для расчета налогов, налоговый орган вправе
определять суммы налогов, подлежащих внесению налогоплательщиком в бюджет (внебюджетные фонды) расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных налогоплательщиках.

Определение расчетным путем суммы налога, подлежащего внесению в бюджет, производится на основании данных о доходах и расходах. При невозможности установить одну из составляющих, необходимых для исчисления налога, следует руководствоваться соответствующим правилом, предусмотренным пунктом 7 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, создающим дополнительные гарантии прав налогоплательщика и обеспечивающим баланс публичных и частных интересов.

Вывод суда подтверждается Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 мая 2004 г. N 668/04.

Следовательно, при отсутствии документов, подтверждающих налоговые вычеты, Инспекция должна была воспользоваться правом, предоставленным ей п. 7 ст. 31 НК РФ и п. 7 ст. 166 НК РФ и рассчитать размер налоговых вычетов расчетным путем на основании данных об иных налогоплательщиках.

Однако сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, была определена Инспекцией без учета сумм налоговых вычетов, определенных расчетным путем.

В силу п. 6 ст. 108 НК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы.

Таким образом, учитывая наличие у Заявителя документов, подтверждающих налоговые вычеты, доказательств занижения Заявителем налоговой базы или неправильного исчисления налога, повлекших неуплату НДС Инспекцией не представлено.

Кроме того, Инспекция,
принимая решение о привлечении к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ по результатам проведенной камеральной проверки, не известила Заявителя о времени и месте рассмотрения дела.

Пунктом 1 ст. 101 НК РФ установлено, что материалы проверки рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. В случае представления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений по акту налоговой проверки материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно. Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то материалы проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие.

Согласно ст. 10 Налогового кодекса РФ общий порядок привлечения к ответственности регулируется главами 14, 15 Налогового кодекса РФ.

При этом, как следует из положений п. 1 ст. 101 Налогового кодекса РФ, налогоплательщику гарантированы следующие права: присутствовать при рассмотрении материалов любой проверки (выездной, камеральной), проведенной в отношении его, давать письменные объяснения и возражения.

Данные права налогоплательщика корреспондируются с установленной обязанностью налогового органа заблаговременно извещать налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов.

Определением Конституционного Суда N 267-О от 12.07.2006 г. установлено, что взаимосвязанные положения частей третьей и четвертой статьи 88 и пункта 1 статьи 101 НК РФ предполагают, что налоговый орган,
проводящий камеральную налоговую проверку, при обнаружении налоговых правонарушений обязан требовать от налогоплательщика представления объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, и уведомлять его о дате и месте рассмотрения материалов проверки руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.

Отсутствие указанных действий налогового органа, повлекло к невозможности Заявителем дать свои пояснения и дополнительные документы по поводу правильности применения им налоговых вычетов, что привело к вынесению необоснованного решения и как следствие повлекло нарушения прав налогоплательщика.

В силу п. 6. ст. 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований настоящей статьи может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 рублей подлежат взысканию с Инспекции.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 46, 88, 93, 101, 122, 171, 172, 176 НК РФ, ст. ст. 65, 69, 110, 167, 168, 169, 170, 171, 176, 177, 197, 200, 201 АПК РФ, суд

решил:

Признать недействительным решение Инспекции ФНС РФ N 9 по г. Москве N 17-04-707/737 от 27 февраля 2007 г. полностью, как не соответствующее ст. 88, 93, 101, 171, 172, 176 НК РФ.

Взыскать с Инспекции ФНС РФ N 9 по г. Москве в пользу ООО “Саэл Глобал“ 2 000 рублей
расходов по уплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в Девятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок с момента изготовления в полном машинописном виде.