Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Московской области от 24.07.2007 по делу N А41-К2-7971/07 Заявление об обязании налогового органа произвести зачет излишне уплаченных взносов из накопительной части в страховую часть Фонда обязательного пенсионного страхования удовлетворено, поскольку осуществление зачета, возврата излишне уплаченных страховых взносов является полномочием налоговых органов.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 24 июля 2007 г. по делу N А41-К2-7971/07

Арбитражный суд Московской области в составе:

Председательствующего судьи П.

протокол судебного заседания вел судья П.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) ПБОЮЛ Я.

к ИФНС РФ по Рузскому району Московской области

об обязании налогового органа произвести зачет излишне уплаченных взносов из накопительной части в страховую часть фонда обязательного пенсионного страхования

при участии в заседании:

от истца - Т. по доверенности;

от ответчика - Ш. по доверенности;

установил:

ПБОЮЛ Я. обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к ИФНС РФ по Рузскому району Московской области об обязании произвести зачет излишне уплаченных взносов из накопительной части в
страховую часть фонда обязательного пенсионного страхования в сумме 29 720 рублей.

Истец в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить.

Ответчик в отзыве на иск и в судебном заседании исковые требования не признал, просил суд в удовлетворении иска отказать.

Исследовав материалы дела, заслушав представителя истца и представителя ответчика, арбитражный суд установил:

09 февраля 2007 года индивидуальный предприниматель Я. обратилась в ИФНС РФ по Рузскому району Московской области с заявлением о зачете излишне уплаченных взносов в сумме 29 720 рублей из накопительной части трудовой пенсии в страховую часть.

Однако налоговым органом в проведении предпринимателю Я. зачета излишне уплаченных взносов было отказано.

Не согласившись с данным отказом, индивидуальный предприниматель Я. обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с п. п. 7, 8 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным по тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).

Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Согласно п. 9 ст. 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В обоснование своей правовой позиции налоговый орган указал на то, что действующее законодательство не
предоставляет ему права принимать решения о возврате (зачете) страхователям излишне уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов, поскольку органом, обязанным производить зачет либо возврат страховых взносов, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.

Суд не может согласиться с данным доводом налогового органа по тем основаниям, что в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование определены законодателем как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме уплаченных страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Таким образом, страховые взносы не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации.

Однако, в соответствии со ст. 25 Закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“, контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 15.08.1996 N 115-ФЗ “О бюджетной классификации Российской Федерации“, Федеральная налоговая служба является администратором поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии и накопительной части трудовой пенсии и на нее, как администратора, возложены полномочия по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, по начислению, учету, принятию решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей.

Также Министерством финансов Российской Федерации издан Приказ от 16.12.2004 N 116н, которым
утвержден Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в соответствии с которым возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что налоговый орган, как администратор страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, вправе произвести зачет излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно п. 5 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.03.2007 года N 117 при возмещении расходов по уплате государственной пошлины, понесенных по делу об оспаривании ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственного органа (органа местного самоуправления), с 01 января 2007 года подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный Главой 9 АПК РФ, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как со стороны по делу.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 104, 167, 176, 180 - 182, 216, 319 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

исковые требования удовлетворить.

Обязать ИФНС РФ по Рузскому району Московской области произвести истцу зачет излишне уплаченных страховых взносов из накопительной части трудовой пенсии в страховую часть фонда обязательного пенсионного страхования в сумме 29 720 рублей.

Взыскать с ИФНС РФ по Рузскому району Московской области в пользу индивидуального предпринимателя Я. расходы по уплате государственной пошлины в
размере 1 100 рублей.

Решение может быть обжаловано в тридцатидневный срок в Десятый арбитражный апелляционный суд.