Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.07.2007 по делу N А40-19350/07-33-110 Правомерность применения налоговых вычетов по НДС подтверждается налогоплательщиком путем представления в налоговый орган документов, предусмотренных НК РФ.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 24 июля 2007 г. по делу N А40-19350/07-33-110

Резолютивная часть решения объявлена 17 июля 2007 года.

Полный текст решения изготовлен 24 июля 2007 года.

Арбитражный суд г. Москвы

в составе:

судьи Ч.

при ведении протокола судебного заседания судьей Ч.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ЗАО “ПКТ“

к МИФНС России по КН N 6

о признании недействительными решения N 156 от 20.12.06 г., требований N 633, 190 от 28.12.06 г., встречное исковое заявление о взыскании налоговых санкций в сумме 1 427 045 руб.

при участии:

от заявителя - О. по дов. от 01.***.07 г. N 120/2007

от ответчика - Б. по дов. от 11.04.07 г. N
57-04-05/5

установил:

ЗАО “ПКТ“ обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительными ненормативных актов - решения N 156 от 20.12.06 г., требований N 633, 190 от 28.12.06 г.

Определением суда от 20.06.07 г. принято встречное исковое заявление МИФНС России по КН N 6 о взыскании налоговых санкций в сумме 1 427 045 руб.

В обоснование заявленных требований Общество ссылается на то обстоятельство, что НДС доначислен неправомерно, т.к. расхождений по книгам покупок не имеется, указывает на то, что оснований для исчисления НДС по реализации за август 2006 г. в связи с неподтверждением реализации документально не имеется, т.к. не истекли 180 дней и полный пакет документов не собран, ссылается на ст. 165, 167 НК РФ, в заявлении о взыскании налоговых санкций просит отказать.

Инспекция заявление о признании ненормативных актов не признала по основаниям, указанным в отзыве, указывает на то, что НДС доначислен в соответствии со ст. 167 НК РФ по реализации за август 2006 г. в связи с непредставлением документов, подтверждающих данную реализацию и 180-дневный срок предоставления документов на общество не распространяется, считает, что имеются расхождения между книгами покупок и данными указанными в декларации, просит удовлетворить встречное исковое заявлении о взыскании налоговых санкций.

Рассмотрев материалы дела, исследовав письменные доказательств, заслушав объяснения сторон, суд считает, что заявление о признании недействительными ненормативных актов подлежит удовлетворению, во встречном исковом заявлении следует отказать по следующим основаниям.

Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6 (далее налоговый орган) была проведена камеральная проверка налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за август 2006 года Закрытого акционерного общества “Первый контейнерный
терминал“ (далее ЗАО “ПКТ“).

По результатам указанной проверки налоговый орган вынес Решение N 156 от 20.12.2006 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым:

- установлено, что ЗАО “ПКТ“ не исчислена и не уплачена сумма НДС по ставке 18% в сумме 7 135 223,74 рублей по реализации выполненных работ и оказанных услуг в августе 2006 года;

- принято решение о привлечении ЗАО “ПКТ“ к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 1 427 135 рублей;

- ЗАО “ПКТ“ предложено уплатить суммы:

а) налоговых санкций в виде штрафа в размере 1 427 045 рублей;

б) не полностью уплаченного НДС в размере 7 135 223,74 рублей;

в) пени за несвоевременную уплату НДС в размере 92 354,74 рублей;

- ЗАО “ПКТ“ предложено внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.

На основании указанного решения налоговым органом были выставлены:

1) требование об уплате налога N 633 по состоянию на 28 декабря 2006 года;

2) требование об уплате налоговых санкций N 190 от 28 декабря 2006 года.

В указанном решении;

налоговый орган признал правомерным отражение в декларации в августе 2006 года реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 18% в сумме 242 487 281 рублей, что составило 0,8764504 доли от выручки (абзац 7 на странице 4 оспариваемого решения),

сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая возмещению, по мнению налогового органа, составила 21 213 823,44 рублей (последний абзац на странице 7 оспариваемого решения),

налоговый орган отказал в вычете ЗАО “ПКТ“ налога на добавленную стоимость в сумме 1 126 036,56 рублей (абзац 3 на странице 5 оспариваемого решения), указав что данная сумма вычета завышена.

налоговый орган указал, что подлежит доначислению налог
на добавленную стоимость по ставке 18% в сумме 6 009 187,18 рублей по реализации выполненных работ и оказанных услуг в августе 2006 г., применение ставки 0% по которым документально не подтверждено (абзац 3 на странице 8 оспариваемого решения).

Из представленных документов следует, что Общество оказывает услуги по организации и сопровождению перевозок иностранным организациям, облагаемым по ставке 0%.

В оспариваемом решении налоговый орган указал: “Экспортная реализация, осуществленная в текущем отчетном периоде, по которой не собран полный пакет документов составляет 33 384 373,20 рублей. В представленной 20.09.2006 г. в налоговый орган налоговой декларации по налоговой ставке 0 процентов за август 2006 года ЗАО “ПКТ“ не отразило в разделе 3 по строке 010 графы 2 реализацию работ (услуг), применение ставки 0 процентов по которой не подтверждено, в сумме 33 384 373,20 рублей; по строке 010 графы 3 сумму налога, исчисленную по ставке 18% в сумме 6 009 187,18 рублей... реализацию августа 2006 г. в размере 33 384 373,20 руб. следует включить в налоговую базу при исчислении налога на добавленную стоимость по ставке 18%“.

При этом налоговый орган, сославшись на пункт 9 статьи 165 Налогового кодекса РФ и пункт 9 статьи 154 Налогового кодекса РФ, указал: “Момент определения налоговой базы (в случае непредставления таможенной декларации) определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 167 НК РФ, то есть моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат: либо день выполнения работ (оказания услуг), либо день оплаты, частичной оплаты, в счет предстоящего выполнения работ (оказания услуг).

Рассчитывая сумму экспортной реализации, по которой не собран пакет документов (абзацы 3 и
4 на странице 6 решения), налоговый орган исходил из того, что в декларации по ставке 0% заявлены отгрузки:

мая 2006 года - 24 551 348,36 руб.,

июня 2006 года - 6 777 147,75 руб.,

июля 2006 года - 3 054 812,09 руб.,

августа 2006 года - 798 069,80 руб.

Итого: 35 3 81 378 руб.

В оспариваемом решении не указано, на основании каких документов налогоплательщика сделан приведенный выше вывод налогового органа.

Фактически же, по книге продаж, послужившей основанием для отражения выручки в декларации, реализация в разрезе периодов выполнения работ (оказания услуг), включенная в декларацию, составила:

май 2006 года - 24 279 512,79 руб.,

июнь 2006 года - 6 742 638,44 руб.,

июль 2006 года - 2 996 514,51 руб.,

август 2006 года - 1 162 711,89 руб.

Итого: 35 181377,63 руб.

Данная сумма соответствует справке по книге продаж (в разрезе периодов (л.д. 36 - 41 т. 1), налоговому регистру (л.д. 74 т. 1), представленному в Инспекцию, данным налоговой декларации (л.д. 61 т. 1).

Таким образом, финансовые показатели, отраженные в бухгалтерском регистре отражены следующим образом.

----------------------------------------T-----------¬

¦Показатели ¦значения ¦

+---------------------------------------+-----------+

¦Выручка по выполнению работ (услуг) - ¦276 669 724¦

¦всего без НДС, в том числе экспорт ¦ ¦

+---------------------------------------+-----------+

¦Экспорт ¦ 34 182 443¦

+---------------------------------------+-----------+

¦внутренний рынок ¦242 487 281¦

+---------------------------------------+-----------+

¦Дебиторская задолженность по экспортным¦ 85 376 848¦

¦услугам на начало месяца ¦ ¦

+---------------------------------------+-----------+

¦Выручка оплаченной экспортной продукции¦ 35 181 378¦

¦за отчетный месяц ¦ ¦

L---------------------------------------+------------

За август 2006 года ЗАО “ПКТ“ оказало услуг в отношении экспортируемых грузов на сумму 34 182 443 руб., что подтверждается данными бухгалтерского учета. По этим операциям на момент их выполнения (или сразу после) у налогоплательщика имелись следующие документы:

- контракт налогоплательщика с иностранным или российским лицом на выполнение указанных работ (оказание указанных услуг);

- транспортные и товаросопроводительные документы, подтверждающие вывоз товаров за пределы таможенной территории РФ в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса: коносаменты, заверенные администрацией судна, и поручения на погрузку экспортных грузов с отметкой таможенного органа. В августе 2006 года ЗАО “ГОСТ“ от покупателей и заказчиков получило оплату за выполненные работы (оказанные услуги) в сумме 35 181 378 руб. Оплачены были услуги, оказанные в разные периоды, т.к. договорами с покупателями заказчиками предусмотрена отсрочка платежа до 90 дней.

С получением оплаты у ЗАО “ПКТ“ формируется последний недостающий документ,
предусмотренный ст. 165 НК РФ.

Именно поэтому в книге продаж по экспорту и в налоговой декларации по НДС по ставке 0% за август 2006 года отражена налоговая база в размере 35 181 378 руб.

Стоимость услуг, оказанных в августе, но не оплаченных на последний день месяца, равно как и оказанных ранее, но не оплаченных, отражена в разделе 4 налоговой декларации по графе “Предполагаемый экспорт“ (л.д. 63 т. 1).

Таким образом, на сумму реализации за август 2006 г. в размере 33 384 373,20 руб. полный комплект документов, предусмотренный ст. 165 НК РФ не собран.

Суд не согласен с доводами Инспекции в отношении того, что поскольку заявитель не должен представлять в комплекте документов ГТД, то на него не распространяются положения ст. 165 НК РФ в отношении 180 дневного срока, в течение которого НДС не исчисляется исходя из следующего.

Из пояснений заявителя следует, что при разработке порядка формирования документооборота по реализации товаров (работ, услуг) и заполнения книг; продаж по экспорту, установленного учетной политикой предприятия на 2006 год (л.д. 90 - 92 т. 3) “ЗАО “ПКТ“ руководствовалось следующими положениями законодательных и нормативных актов:

В момент выполнения работ (оказания услуг) покупателю выставляется акт выполненных работ (оказанных услуг). В бухгалтерском учете делается проводка по дебету счета 62 N “Расчеты с покупателями и заказчиками“, кредиту счета 90 “Продажи“. Определяется выручка по методу начисления, формируется дебиторская задолженность покупателя (при отсрочке платежа). Акт оформляется на основании поручений на отгрузку экспортных грузов и коносаментов, в соответствии с согласованными тарифами.

Основание: ПБУ 9/99 “Доходы организации“, утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 N 32н (пункты 5 и 6):

Доходами от
обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (далее - выручка).

Выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности (с учетом положений пункта 3 настоящего Положения).

В течение пяти дней с даты оформления акта выполненных работ (оказанных услуг) покупателю выставляется счет-фактура, где указывается ставка НДС 0%.

Основание: Налоговый кодекс РФ (ст. 164 и ст. 168):

Ст. 164 пункт 1. Налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации:

1) товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса;

2) работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 настоящего пункта.

Ст. 168 пункт 3. При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг) или со дня передачи имущественных прав.

Для отражения выставленного покупателю счета-фактуры по экспортным операциям в книге продаж необходимо соблюдение следующих условий:

Работы (услуги) выполнены, покупателю выставлен счет-фактура;

Выполненные работы оплачены покупателем;

Собран полный комплект документов, подтверждающих правомерность применения налоговой ставки 0%, предусмотренный ст. 165 НК РФ.

Основания:

Налоговый кодекс РФ (п. 1 ст. 146, п. 9 ст. 167):

Объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 3, 8 и 9 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам)
является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.

Налоговый кодекс РФ (п. 4 ст. 165):

При реализации работ (услуг), предусмотренных подпунктами 2 и 3 п. 1 ст. 164 настоящего Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы:

контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на выполнение указанных работ (оказание указанных услуг);

выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя указанных работ (услуг) на счет налогоплательщика в российском банке.

таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление вывоза и (или) ввоза товаров, и пограничного таможенного органа, через который товар был вывезен за пределы территории РФ. Указанная декларация (ее копия) представляется в случае перемещения товаров трубопроводным транспортом или “по линиям электропередачи, оказания услуг, непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита. У ЗАО “ПКТ“ обязанность предоставления данного документа отсутствует, что не отрицается налоговым органом.

копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории РФ в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса.

Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 (пункты 16 - 17):

В книге продаж регистрируются выписанные и (или) выставленные счета-фактуры во всех случаях, когда возникает обязанность по исчислению налога на добавленную стоимость (с учетом положений статей 2 и 3 Федерального закона от 22 июля
2005 г. N 119-ФЗ). Регистрация счетов-фактур в книге продаж производится в хронологическом порядке в том налоговом периоде, в котором возникает налоговое обязательство.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ налогообложение НДС производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ (товары, вывезенные в таможенном режиме экспорта, а также товары, помещенные под таможенный режимом свободной таможенной зоны), при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса РФ. При этом указано, что “положение настоящего подпункта распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки товаров на таможенной территории“.

Таким образом, при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с товарами, вывезенными в таможенном режиме экспорта (в частности, при реализации работ (услуг) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации товаров, выполняемых (оказываемых) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями, и иных подобных работ (услуг)), налогообложение НДС осуществляется по ставке 0%.

В соответствии с пунктом 9 статьи 165 Налогового кодекса РФ “документы (их копии), указанные в пунктах 1 - 4 настоящей статьи, представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпунктах 1 - 3 и 8 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, в срок не позднее 180 дней, считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, международного таможенного транзита, свободной таможенной зоны, перемещения припасов. Указанный порядок не распространяется на налогоплательщиков, которые в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи не представляют в налоговые органы таможенные декларации.

Указание на необходимость представления таможенной декларации содержится только в подпункте 3 пункта 4 статьи 165 Налогового кодекса РФ. Таможенная декларация (ее копия) представляется в случае перемещения товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи, оказания услуг, непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита, с учетом особенностей, предусмотренных подпунктом 3 пункта 1 настоящей статьи“.

Исходя из указанных положений пункта 9 статьи 165 и пункта 4 статьи 164 Налогового кодекса РФ, следует, что при реализации налогоплательщиком операций, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ, не являющихся перемещением товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи, оказанием услуг, непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита, налогоплательщик не обязан среди документов, подтверждающих обоснованность применения ставки НДС 0%, представлять в налоговый орган таможенную декларацию.

Указанные положения пункта 9 статьи 165 Налогового кодекса РФ, на который ссылается налоговый орган, определяют срок представления документов, подтверждающих правомерность применения ставки 0% при осуществлении операций, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса РФ. Более того, положения статьи 165 Налогового кодекса РФ озаглавлены: “Порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов“. В то же время, правила определения момента определения налоговой базы НДС содержатся не в статье 165 Налогового кодекса РФ, а в статье 167 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 167 Налогового кодекса РФ в целях главы 21 Налогового кодекса РФ моментом определения налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 3, 7 - 11, 13 - 15 статьи 167 Налогового кодекса РФ, является наиболее ранняя из следующих дат: 1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав; 2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Таким образом, общим правилом определения момента определения налоговой базы по НДС является день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав или день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав или день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, в зависимости от того, что наступит ранее. Исключения из указанного правила определения момента определения налоговой базы по НДС предусмотрены пунктами 3, 7 - 11, 13 - 15 статьи 167 Налогового кодекса РФ.

Согласно абзацу 1 пункта 9 статьи 167 Налогового кодекса РФ “при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 3, 8 и 9 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса“.

Таким образом, для операций, предусмотренных подпунктами 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ, Налоговый кодекс РФ устанавливает особое правило определения момента определения налоговой базы - день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса РФ. Указанное правило абзаца 1 пункта 9 статьи 167 Налогового кодекса РФ установлено для всех операций, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ, независимо от того, подлежит ли представлению в налоговый орган для подтверждения обоснованности применения ставки 0% таможенная декларация, так как в приведенной норме отсылка к пункту 9 статьи 165 Налогового кодекса РФ отсутствует.

В соответствии с абзацем 2 пункта 9 статьи 167 Налогового кодекса РФ “в случае, если полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса, не собран на 181-й календарный день считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, международного таможенного транзита, свободной таможенной зоны, перемещения припасов, момент определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, если иное не предусмотрено настоящим пунктом“.

До истечения 180-ти календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта, независимо от того, требуется ли в соответствии с Налоговым кодексом РФ представление в налоговый орган таможенной декларации, момент определения налоговой базы по операциям, предусмотренным подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ, не наступает. Если полный пакет документов не собран на 181-й день, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта, подлежит применению правило определения налоговой базы, предусмотренное пунктом 1 статьи 167 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, при совершении операций, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ, у Заявителя отсутствует обязанность по уплате НДС до истечения 180-ти календарных дней считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта.

Налоговый орган в решении N 156 от 20 декабря 2006 г. доначислил НДС на сумму в размере 33 384 373,20 рублей, составляющих реализацию за август 2006 г., т.е. сумма НДС была доначислена налоговым органом до истечения 180 календарных дней считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта, что противоречит пункту 9 статьи 167 Налогового кодекса РФ.

В связи с изложенным, суд считает, что доначисление НДС в сумме 6 009 187,18 руб. с суммы 33 384 373,20 руб. произведено неправомерно.

Инспекцией установлено, что ЗАО “ГОСТ“ представило в МИ ФНС России по КН N 6 налоговую декларацию по НДС за август 2006 года, с указанием суммы НДС, исчисленной с реализации товаров (работ, услуг) в размере 43646815.00 руб. (строка 180); налоговые вычеты в размере 22339860.00 руб. (строка 280); сумма НДС, исчисленная к уплате в бюджет за данный налоговый период по товарам (работам, услугам), применение ставки 0% по которым не подтверждено - 0 руб. (строка 310); суммы НДС, исчисленной к уплате в бюджет в размере 21306955.00 руб. (строка 330).

Заявителем также была представлена налоговая декларация по ставке 0% за август 2006 года с указанием реализации услуг по организации и сопровождению перевозке товаров на экспорт в размере 35181378.00 руб.; налоговых вычетов в размере 2951881.00 руб. (раздел 2 “суммы налога по операциям при реализации товаров (работ, услуг) применение ставки 0% по которым подтверждено“.

В решении указано, что для подтверждения суммы НДС, подлежащего вычету в размере 2951881 рублей, налогоплательщиком представлены следующие документы:

книга покупок за август 2006 г.

выборочно счета-фактуры, подтверждающие приобретение товаров (работ, услуг), с приложением данных о возмещении входного НДС по материальным ресурсам, использованным при производстве и реализации экспортной продукции, в порядке ст. 172 НК РФ.

налоговый регистр раздельного учета “Входного НДС“.

Согласно учетной политике ЗАО “Первый контейнерный терминал“ для целей налогообложения на 2006 год порядок учета налога на добавленную стоимость, предъявленного поставщиками имущества (работ, услуг), следующий:

Ведется раздельный учет сумм НДС по расходам относящимся:

к реализации по операциям, облагаемым НДС по ставке 18%;

к реализации по операциям, облагаемым НДС по ставке 0%;

к реализации по операциям, не облагаемым НДС.

Учет НДС, приходящегося на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) ведется пропорционально объему выручки по указанным операциям.

Суммы НДС, предъявленного поставщиками при приобретении товаров, предназначенных для перепродажи на экспорт, учитывается обособленно.

Сумма НДС, предъявленного поставщиками по товарно-материальным ценностям, работам, услугам, используемым при выполнении экспортных работ (оказании экспортных услуг) возмещается пропорционально подтвержденному (ст. 165 НК РФ) экспорту работ (услуг).

В тех налоговых периодах, в которых доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5 процентов общей величины совокупных расходов на производство, все суммы налога, предъявленные продавцами используемых в производстве товаров (работ, услуг) в указанном налоговом периоде, подлежат вычету в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 172 НК РФ.

Согласно расчету налога на добавленную стоимость за август 2006 г. (справка бухгалтера), представленному ЗАО “ПКТ“, реализация товаров (работ, услуг) в отчетном периоде составляет 276669724 рублей (90 счет), в том числе реализация на внутренний рынок - 242487281 рублей, что составляет 0,8764504 доли от выручки (242487281 / 276669724).

В налоговом регистре раздельного учета “входного“ НДС (справке бухгалтера) сумма налога на добавленную стоимость, уплаченная поставщикам за выполненные работы, оказанные услуги за август 2006 г. всего, составляет 25 482 671 руб.

В ходе проверки налоговой декларации по НДС за август 2006 г., книги покупок за август 2006 г. инспекцией установлено, что сумма налога на добавленную стоимость, уплаченная поставщикам за выполненные работы, оказанные услуги всего составляет 24 204 248,68 руб.

Инспекция, используя порядок расчета входного НДС, утвержденный учетной политикой налогоплательщика, а также на основании данных первичных документов бухгалтерского и налогового учета, произвел перерасчет суммы налогового вычета, в соответствии с которым, НДС, приходящийся на косвенные затраты по внутреннему рынку за август 2006 г. составляет 21 213823,44 рублей (24204248,68 x 0,8764504).

Следовательно, налогоплательщиком, по мнению Инспекции, завышена сумма налога на добавленную стоимость, подлежащего возмещению из бюджета на 1 126 036,56 рублей (22339860 - 21213823,44).

В представленных на рассмотрение суда книгах покупок отражены следующие итоговые числовые значения:

-----T----------------------------------------------T-----------------------¬

¦ N ¦ Показатель ¦ Сумма ¦

¦п/п ¦ ¦ ¦

+----+----------------------------------------------+-----------------------+

¦1. Данные книги покупок (л.д. 115 - 150 т. 1; л.д. 1 - 5 т. 2) ¦

+----T----------------------------------------------T-----------------------+

¦1.1.¦Всего покупок без учета авансов, включая НДС, ¦ 153 893 920,40 ¦

¦ ¦в том числе ¦ ¦

+----+----------------------------------------------+-----------------------+

¦1.2.¦ Покупки, облагаемые налогом по ставке 18% ¦ ¦

+----+----------------------------------------------+-----------------------+

¦1.3.¦ Всего покупок без НДС ¦ 128 779 015,34 ¦

+----+----------------------------------------------+-----------------------+

¦1.4.¦ Сумма НДС ¦ 24 688 760,69 ¦

+----+----------------------------------------------+-----------------------+

¦1.5.¦ Покупки, не облагаемые налогом ¦ 426 144,37 ¦

+----+----------------------------------------------+-----------------------+

¦2. Данные книги покупок “НДС переходного периода“ (л.д. 104 - 105 т. 1)¦

+----T----------------------------------------------T-----------------------+

¦2.1.¦ Всего покупок, включая НДС, в том числе ¦ 5 204 521,03 ¦

+----+----------------------------------------------+-----------------------+

¦2.2.¦ Покупки, облагаемые налогом по ставке 18% ¦ ¦

+----+----------------------------------------------+-----------------------+

¦2.3.¦ Всего покупок без НДС ¦ 4410611,07 ¦

+----+----------------------------------------------+-----------------------+

¦2.4.¦ Сумма НДС ¦ 793 909,96 ¦

L----+----------------------------------------------+------------------------

Сумма итоговых строк этих двух документов отражается в строке 3 (“НДС по книге покупок за отчетный месяц“) налогового регистра раздельного учета “входного“ НДС. В приведенной таблице это сумма: строка 1.4 + строка 2.4

24 688 760,69 + 793 909,96 = 25 482 670,65 (руб.).

В налоговом регистре за август 2006 года в строке 3 указано значение 25 482 671 руб., что не отрицается налоговым органом (л.д. 74 т. 1).

Для проверки правильности формирования суммы налоговых вычетов по декларации по НДС и суммы налога, подлежащей возмещению по декларации по НДС по ставке 0%, заявителем формируется внутренний расчетный документ “Книга покупок с учет коэффициентов“. Форма данного документа не отличается от законодательно установленной формы книги покупок, однако порядок ее заполнения не соответствует Правила утвержденным постановлением Правительства N 914. Суммы счетов-фактур предъявленных поставщиками, в этой книге разбиты пропорционально выручке, облагаемой НДС по различным ставкам (18% и 0%). Итоговые значения этой расчетной книги покупок равны суммам НДС, отражаемым в декларациях по различным ставкам.

Именно этот документ, в результате допущенной технической ошибки, был представлен налоговый орган одновременно с декларациями по НДС.

Ссылка налогового органа на данный документ как объект камеральной проверки неправомерна. Пунктом 3 ст. 88 НК РФ установлено, что, если камеральной налоговое проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствие сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправлен“я в установленный срок.

Данная норма закона императивна и не предусматривает исключений. Довод налогового органа о том, что сообщение налогоплательщику о противоречиях и несоответствиях в представленных документах, является исключительно правом, а не обязанностью налогового органа не основан на норме закона.

В ходе камеральной проверки налоговым органом неоднократно были затребованы документы и сведения относительно данных налоговых деклараций по НДС и по НДС по ставке 0%. Ответы на запросы, документы и сведения, представлены налогоплательщиком в установленный законом срок. Однако, об обнаруженных противоречиях в проверяемой книге покупок, налоговый орган налогоплательщику не сообщил и пояснений не потребовал.

Также, обосновывая свой расчет налоговых вычетов по книге покупок, налоговый орган настаивает на том, что сумма НДС по графе “Покупки облагаемые налогом по ставке 18%, сумма НДС“ определяется аналогично налоговой базе и должна составлять 18% от суммы, указанной в графе “Покупки облагаемые налогом по ставке 18%, всего покупок без НДС“.

При этом налоговым органом оставлены без внимания следующие положения Налогового кодекса РФ:

Пункт 2 ст. 171 Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления...

Пункт 1 ст. 172 Налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.

А также не учтена норма пункта 10 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914) при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в книге покупок регистрируются таможенная декларация на ввозимые товары и платежные документы, подтверждающие фактическую уплату таможенному органу налога на добавленную стоимость.

Ни таможенная декларация, ни платежный документ, подтверждающий уплату НДС на таможне, не предусматривает такого показателя как “стоимость товаров, работ, услуг без НДС“. Следовательно, в этом случае у налогоплательщика нет основания для заполнения этой графы книги покупок. Соответственно, в графе “Покупки облагаемые налогом по ставке 18%, всего покупок без НДС“ указывается нулевое значение, а в графе “Покупки облагаемые налогом по ставке 18%, сумма НДС“ - сумма, фактически уплаченная на таможне при ввозе товаров.

В частности, такая операция отражена в книге покупок (л.д. 119 т. 1). Сумма уплаченного на таможне НДС составила 1 508 478,17 руб. Документы, подтверждающие правомерность налогового вычета представлены в налоговый орган одновременно с декларацией.

Следовательно, примененный налоговым органом расчет суммы налогового вычета неправомерен и не соответствует фактическим обстоятельствам, т.к. Инспекция исчисляла НДС с общей суммы, в то время как НДС в сумме 1 508 478,17 руб., это НДС уплаченный таможенным органам включается полностью.

Для отражения в налоговой декларации по НДС внутреннего рынка право на налоговые вычеты реализуется в момент возникновения этого права, поскольку дополнительное его подтверждение не установлено законодательными и нормативными актами.

В соответствии со ст. 170 НК РФ суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.

Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных за налоговый период.

Учетной политикой ЗАО “ПКТ“ на 2006 год установлен следующий порядок расчета налоговых вычетов:

Настоящим положением устанавливается раздельный учет сумм НДС по расходам, относящимся:

к реализации по операциям, облагаемым НДС по ставке 18%;

к реализации по операциям, облагаемым НДС по ставке 0%;

к реализации по операциям, не облагаемым НДС.

Учет НДС, приходящегося на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) ведется пропорционально объему выручки по указанным операциям.

Расчет налоговых вычетов в соответствии с учетной политикой осуществляется в налоговом регистре раздельного учета “входного“ НДС.

Данные налогового регистра (л.д. 74 т. 1).

-------------------------------------------------T-----------¬

¦ ПОКАЗАТЕЛИ ¦ ЗНАЧЕНИЯ ¦

+------------------------------------------------+-----------+

¦Выручка по отгрузке - всего без НДС, в том числе¦276 669 724¦

+------------------------------------------------+-----------+

¦экспорт ¦ 34 182 443¦

+------------------------------------------------+-----------+

¦внутренний рынок ¦249.487 281¦

+------------------------------------------------+-----------+

¦Коэффициент экспорта ¦ 0,1235496¦

+------------------------------------------------+-----------+

¦Коэффициент внутреннего рынка ¦ 0,8764504¦

+------------------------------------------------+-----------+

¦НДС по книге покупок отчетного месяца ¦ 25 482 671¦

+------------------------------------------------+-----------+

¦НДС, приходящийся на косвенные затраты по ¦ 3 148 375¦

¦экспортной продукции ¦ ¦

+------------------------------------------------+-----------+

¦НДС, приходящийся на косвенные затраты по ¦ 22 334 296¦

¦внутреннему рынку ¦ ¦

L------------------------------------------------+------------

В декларации указана сумма 22 339 860 руб. (22 334 296 руб.+5 563 руб. авансы) (л.д. 50 т. 1).

В соответствии с приведенными выше данными налогового регистра НДС, предъявленный поставщиками, приходящийся на выполненные работы августа, составил 3 148 375 руб. (или 0,1235496 от суммы НДС по книгам покупок).

Но, в отличии от налоговых вычетов по оборотам внутреннего рынка, возникновение права на налоговые вычеты и право на предъявление НДС к возмещению из бюджета законодательно разделены во времени и основаниям.

Право на налоговые вычеты по экспортным операциям возникает аналогично праву на вычеты по операциям внутреннего рынка. Это установлено ст. 171 НК РФ.

А право на применение налоговых вычетов по экспортным операциям (предъявление НДС к возмещению из бюджета) установлено специальной нормой - пунктом 3 ст. 172 НК РФ: Вычеты сумм налога, предусмотренных пунктами 1 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 настоящего Кодекса, производятся в порядке, установленном настоящей статьей, на момент определения налоговой базы, установленный статьей 167 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 9 ст. 167 НК РФ налоговая база и сумма НДС, подлежащая возмещению из бюджета, определяется на последний день месяца, в котором собран полный комплект документов. Поскольку для ЗАО “ПКТ“ последним по времени получаемым документом является платежный документ (выписка банка), то и сумма НДС подлежащая возмещению из бюджета определяется пропорционально подтвержденным (оплаченным) экспортным услугам.

Порядок расчета закреплен в учетной политике предприятия.

В соответствии с представленным налоговым регистром сумма НДС, подлежащая возмещению по декларации по НДС по ставке 0% за август 2006 года рассчитана следующим образом.

Данные налогового регистра (л.д. 74 т. 1).

---------------------------------------------------------------T-----------¬

¦ ПОКАЗАТЕЛИ ¦ ЗНАЧЕНИЯ ¦

+--------------------------------------------------------------+-----------+

¦НДС, не предъявленный бюджету (по затратам, ¦ 6 883 205¦

¦приходящимся на экспорт, не подтвержденный в прошлых ¦ ¦

¦налоговых периодах) ¦ ¦

+--------------------------------------------------------------+-----------+

¦НДС, приходящийся на косвенные затраты по экспортной продукции¦ 3 148 375¦

+--------------------------------------------------------------+-----------+

¦Итого НДС, подлежащий возмещению по экспорту ¦ 10 031 580¦

+--------------------------------------------------------------+-----------+

¦Дебиторская задолженность по экспортной продукции на ¦ 85 376 848¦

¦начало месяца ¦ ¦

+--------------------------------------------------------------+-----------+

¦Экспорт по отгрузке за отчетный месяц ¦ 34 182 443¦

+--------------------------------------------------------------+-----------+

¦Итого ¦119 559 291¦

+--------------------------------------------------------------+-----------+

¦Выручка оплаченной экспортной продукции за отчетный месяц ¦ 35 181 378¦

+--------------------------------------------------------------+-----------+

¦Коэффициент соотношения выручки оплаченной к отгруженной ¦ 0,294259¦

+--------------------------------------------------------------+-----------+

¦НДС, подлежащий возмещению из бюджета по оплаченной ¦ 2 951 881¦

¦экспортной выручке ¦ ¦

L--------------------------------------------------------------+------------

Данная сумма указана в декларации (л.д. 61 т. 1).

Суд считает, что расчет произведенный в решении и дополнительных пояснениях (в которых Инспекция признает допущенную арифметическую ошибку, но считает, что ошибка допущена в сторону уменьшения) суд считает неверным.

Инспекцией произведен расчет путем исчисления 18% от всей суммы, указанной в книге покупок, не учитывая, что НДС уплаченный на таможне включается полностью к вычету.

Судом исследованы книги покупок, регистр бухгалтерского учета, налоговые декларации, расхождений в регистре бухгалтерского учета с данными книги покупок не имеется.

В случае расхождения регистра бухгалтерского учета с данными книг покупок (рабочий вариант) Инспекция должна была потребовать объяснения у налогоплательщика. Из решения следует, что претензии к документам Инспекция не имеет, в книге покупок, представленной в Инспекцию и в суд указаны одни и те же документы, та же реализация, а НДС указан в первоначальной книге покупок в связи с особенностями налогового учета. Сумма налоговых вычетов указана в декларациях правильно.

В связи с изложенным, суд считает, что Инспекцией неправомерно доначислен Обществу НДС в размере 7 135 223,74 руб., соответствующие пени и налоговые санкции в сумме 1 427 045 руб. по п. 1 ст. 122 НК РФ.

Налогоплательщик не был заблаговременно извещен о дате и месте рассмотрения материалов камеральной проверки, у него не были затребованы дополнительные пояснения и документы, в связи с чем Инспекцией нарушены положения ст. ст. 88, 101 НК РФ.

В связи с изложенным, суд считает, что оспариваемое решении и вынесенные на основании его требования об уплате налога и налоговых санкций являются неправомерными.

Оснований для удовлетворения встречного искового заявления о взыскании налоговых санкций не имеется.

Расходы по госпошлине возлагаются на ответчика в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

На основании изложенного, ст. ст. 88, 101, 164, 165, 167, 171 - 173 НК РФ, руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 201, 216 АПК РФ, суд

решил:

признать недействительными ненормативные акты МИФНС России по КН N 6, вынесенные в отношении ЗАО “Первый Контейнерный Терминал“ - решение N 156 от 20 декабря 2006 г.

О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, требование N 633 об уплате налогов по состоянию на 28.12.06 г., требование N 190 от 28.12.06 г. об уплате налоговых санкций как не соответствующие налоговому законодательству.

Отказать МИФНС России по КН N 6 в заявлении о взыскании налоговых санкций в сумме 1 427 045 руб. с ЗАО “Первый Контейнерный Терминал“.

Взыскать с МИФНС России по КН N 6 в пользу ЗАО “Первый Контейнерный Терминал“ госпошлину в сумме 6 000 руб. за счет средств федерального бюджета.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в месячный срок после принятия решения.