Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Московской области от 18.07.2007, 24.07.2007 по делу N А41-К2-9746/07 В удовлетворении исковых требований о признании незаконными действий по постановке на кадастровый учет земельного участка и признании недействительным кадастрового учета указанного земельного участка отказано, поскольку не представлено доказательств нарушения оспариваемыми действиями прав и законных интересов заявителя.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

18 июля 2007 г. Дело N А41-К2-9746/0724 июля 2007 г. “

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 18 июля 2007 г.

Текст решения в полном объеме изготовлен 24 июля 2007 г.

Арбитражный суд Московской области в составе: председательствующего судьи С.Н., протокол судебного заседания вел судья С.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) администрации Дмитровского муниципального района Московской области к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области (Управление Роснедвижимости по Московской области), 3-е лицо - ОАО “ТехноПарк Дмитров“, об обжаловании действий, при участии в заседании: от заявителя - К., по доверенности N 1271/01-12с от 18.05.2007, от ответчика
- С.А., по доверенности N 11-8 от 11.01.2007, от 3-го лица - Б., доверенность от 09.07.2007, Т., доверенность от 13.07.2007

УСТАНОВИЛ:

администрации Дмитровского муниципального района Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:04:0011202:210, площадью 227247 кв. м, расположенного в Московской области, г. Дмитров, ул. 2-я Левонабережная, д. 12 и признании недействительным кадастрового учета указанного земельного участка.

В обоснование своего заявления администрация Дмитровского муниципального района Московской области указала, что Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области осуществило постановку на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 227247 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Дмитров, ул. 2-я Левонабережная, д. 12, с присвоением ему кадастрового номера 50:04:0011202:210.

По мнению заявителя действия ответчика не соответствуют закону и нарушают права и экономические интересы муниципального образования.

Заявитель полагает, что у ответчика отсутствовали основания для постановки спорного земельного участка на кадастровый учет, так как межевание (идентификация на местности) спорного земельного участка были проведены с грубыми нарушениями действующего законодательства и прав третьих лиц, а именно: нарушены требования ст. ст. 1, 17, Федерального закона “О землеустройстве“ N 78-ФЗ от 18.06.2001; ст. ст. 1, 20 Федерального закона “О государственном земельном кадастре“; п. 3 Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 396 от 07.06.2002.

В границах спорного земельного участка расположены объекты недвижимости (здания насосной, электроподстанции и дежурки), что подтверждается сведениями, содержащимися в кадастровом плане, право собственности, на которые ОАО “ТехноПарк Дмитров“ не было подтверждено сведениями
из ЕГРП, что является нарушением.

В кадастровом плане неверно определены размер и границы спорного земельного участка, нарушены права смежных землепользователей - администрации Дмитровского муниципального района.

Кроме того, не весь земельный участок площадью 227247 кв. м, находится на праве постоянного бессрочного пользования у ОАО “ТехноПарк Дмитров“. Часть спорного земельного участка, площадью 9,9236 га была изъята в муниципальную собственность и предоставлена в аренду АО “Агромелиосервис“ (правопреемником которого является “ТехноПарк Дмитров“).

ОАО “ТехноПарк Дмитров“ расторг договор аренды на указанный земельный участок, площадью 9,9236 га, но не зарегистрировал его надлежащим образом, в связи с чем были нарушены нормы Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“. Право постоянного (бессрочного) пользования ОАО “ТехноПарк Дмитров“ на земельный участок 9,9236 га было прекращено, в связи с передачей данного участка в аренду.

Таким образом, земельный участок 9,9236 га находящийся в границах общего земельного участка 227247 кв. м, обременен правами аренды, что не было учтено ответчиком при постановке его на кадастровый учет (л.д. 4 - 9).

Управление Роснедвижимости по Московской области заявленные требование не признало, по существу пояснило следующее.

Кадастровый учет земельного участка площадью 227247 кв., расположенного по адресу: г. Дмитров, ул. 2-я Левонабережная, д. 12 был проведен в соответствии с действующими Федеральными законами N 28-ФЗ от 2 января 2000 г. “О государственном земельном кадастре“ и N 78-ФЗ от 18 июня 2001 г. “О землеустройстве“.

В архиве Управления Роснедвижимости по Московской области, в государственном фонде данных, согласно Постановлению Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 514 “Об утверждении Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда
данных, полученных в результате проведения землеустройства“, имеется землеустроительное дело по земельному участку ОАО “ТехноПарк Дмитров“ площадью 227247 кв., расположенному по адресу: г. Дмитров, ул. 2-я Левонабережная, д. 12.

21.11.2005 Территориальным отделом Управления Роснедвижимости по Московской области были рассмотрены вышеуказанные землеустроительные материалы и утверждена карта (план) границ сформированного (отмежеванного) земельного участка.

По имеющимся данным на все объекты, находящиеся на кадастровом плане ОАО “ТехноПарк Дмитров“ имеются свидетельства о праве собственности. Объекты недвижимости (насосная, электроподстанция, дежурка) входят в единый объект - очистные сооружения, площадью 71,90 кв. м, инв. N 46:208:002:000009940:0015, лит. С, Р, П, П, ПI расположенный по адресу: Московская область, г. Дмитров, ул. 2-я Левонабережная, д. 12.

Участок площадью 9,9 га отдельно не сформирован и не является объектом кадастрового учета.

Ответчик считает, что при выдаче кадастрового плана по участку N 50:04:0011202:210 отсутствовали какие-либо нарушения порядка проведения государственного кадастрового учета, определенного Федеральным законом “О государственном кадастровом учете“ и при подготовке материалов межевания учтены законные интересы смежных землепользователей, а границы земельного участка согласовывались в установленном порядке (п. 4 ст. 69 ЗК РФ).

Также ответчик полагает, что заявление администрации Дмитровского муниципального района не подлежит удовлетворению из-за пропуска срока исковой давности, так как еще 13 сентября 2005 г. заместитель главы администрации Дмитровского района обладал исчерпывающей информацией по устанавливаемым границам и характеристикам данного земельного участка.

Представитель ОАО “ТехноПарк Дмитров“ возражал на заявленные требования, по доводам, изложенным в отзыве (л.д. 40 - 44). Поддержал ходатайство о пропуске срока давности обращения в суд.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд считает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Постановлением главы администрации
Дмитровского района Московской области N 2651 от 30.07.1992 ОКБ ВНИИГиМ - правопреемником которого являлся ОАО “Агромелиосервис“, впоследствии ОАО “ТехноПарк Дмитров“, был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 25,68 га в г. Дмитрове по ул. 2-й Левонабережной, д. 12, что подтверждено государственным актом на правопользование землей от 03.08.1992 (л.д. 10 - 15).

Факт того, что земельный участок площадью 25,68 га находился полностью на праве постоянного (бессрочного) пользования у ОАО “ТехноПарк Дмитров“ был подтвержден решением Арбитражного суда Московской области от 21 октября 2004 г. по делу N А41-К1-18927/03 (л.д. 46 - 47).

В соответствии с данными Территориального отдела Дмитровского района Управления Роснедвижимости по Московской области земельный участок площадью 227247 кв. м, с кадастровым номером 50:04:0011202:210, принадлежащий ОАО “ТехноПарк Дмитров“ на праве постоянного (бессрочного) пользования, входит в границы земельного участка площадью 256800 кв. м, предоставленного ОАО “ТехноПарк Дмитров“ на праве постоянного (бессрочного) пользования согласно постановления главы администрации Дмитровского района N 2651 от 30.07.1992 (л.д. 62).

Согласно Постановлению Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 514 “Об утверждении Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства“, в государственном фонде данных Управления Роснедвижимости по Московской области, имеется оформленное в соответствии с требованиями законодательства, включая инструкции по межеванию земель и утвержденное в надлежащем порядке землеустроительное дело по земельному участку ОАО “ТехноПарк Дмитров“ площадью 227247 кв., расположенному по адресу: г. Дмитров, ул. 2-я Левонабережная, д. 12.

Территориальным отделом Управления Роснедвижимости по Московской области Дмитровского района были рассмотрены вышеуказанные землеустроительные материалы и 21.11.2005 утверждена карта (план) границ сформированного (отмежеванного)
земельного участка.

На основании пункта 3 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 514, согласование границ земельного участка с заинтересованными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления осуществляются разработчиком совместно с заказчиком в соответствии с договором о проведении землеустройства. Так как, одним из смежников являлся орган местного самоуправления, согласование границ по смежеству с этим органом обязательно в силу п. 4 ст. 69 ЗК РФ.

В силу ст. 69 Земельного кодекса РФ основной целью участия органов местного самоуправления при формировании существующих земельных участков является участие в процедуре согласования границ.

Согласно пункту 9 вышеназванного Положения, материалы межевания объектов землеустройства утверждаются территориальным органом Роснедвижимости после получения заказчиком землеустроительной документации необходимых согласований.

Участие заявителя в согласовании границ спорного земельного участка подтверждается актом согласования границ земельного участка от 13.09.2005, подписанного заместителем главы администрации Дмитровского муниципального района Г. и заверенным печатью администрации. Возражений по установленным (согласованным) границам размежеванного земельного участка площадью 227247 кв. м у администрации Дмитровского муниципального района на дату согласования границ и подписания акта не было.

Пункт 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ предписывает утверждение проекта границ земельного участка органом местного самоуправления только в случае отсутствия кадастровой карты (плана) вновь формируемого земельного участка. В этом случае орган местного самоуправления в месячный срок обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ. Как следует из материалов дела, земельный участок площадью 227247 кв. м не является вновь формируемым. Кадастровый план (карта) земельного участка площадью 227247 кв. м изготовлен в
соответствии с требованиями закона и участок площадью 227247 кв. м как объект права сформирован. В связи с чем, дополнительное согласование органом местного самоуправления границ земельного участка площадью 227247 кв. м выделенного полностью из земельного участка площадью 25,68 га, не требуется.

По данным государственного земельного кадастра имеются сведения по образованным из земельного участка площадью 25,68 га земельному участку, площадью 227247 кв. м с кадастровым номером N 50:04:0011202:210 и земельным участкам под отчужденными зданиями и сооружениями с кадастровыми номерами: 50:04:0011202:141; 50:04:0011202:168; 50:04:0011202:169; 50:04:0011202:171; 50:04:0011202:186; 50:04:0011202:187; 50:04:0011202:188; 50:04:0011202:204; 50:04:0011202:205; 50:04:0011202:206; 50:04:0011202:256; 50:04:0011202:257; 50:04:0011202:265; 50:04:0011202:266; 50:04:0011202:267.

По данным государственного фонда при формировании границ вышеперечисленных земельных участков их границы согласовывались с органом местного самоуправления, о чем свидетельствуют материалы межевания - акты согласования границ земельных участков с извещениями и расписками из государственного фонда.

Выданный 30 мая 2006 г. кадастровый план N 50:04:0011202:210 на участок площадью 227247 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, город Дмитров, улица 2-я Левонабережная, 12, отражал фактическое уменьшение площади земельного участка 25,68 га за вычетом площадей 15 земельных участков под отчужденными ОАО “ТехноПарк Дмитров“ зданиями и сооружениями. Все участки, входящие в состав участка 25,68 га и образующие в сумме площадь 25,68 га, прошли кадастровый учет с присвоением кадастровых номеров, указанных выше. Никаких других участков, в границах участка площадью 25,68 га, а также внутри участка 227247 кв. м не имеется.

Утверждения заявителя об отчуждении земельного участка, площадью 9,9236 га по договору аренды не может быть принято судом, так как не соответствует материалам дела. Доказательств подтверждения прекращения права бессрочного (постоянного) пользования на указанный участок суду не представлено.

Отношения, возникающие
при осуществлении деятельности по ведению государственного земельного кадастра, регулируются Федеральным законом “О государственном земельном кадастре“.

В соответствии с п. 2 ст. 6 Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ “О государственном земельном кадастре“, земельный участок как объект земельных отношений - это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке.

В соответствии со ст. ст. 7, 19 Федерального закона “О государственном земельном кадастре“ предусматривается обязательность проведения кадастрового учета вновь образованных земельных участков, однако земельный участок площадью 9,9236 га отдельно не сформирован, в связи с чем не является объектом кадастрового учета. Таким образом, как объект недвижимости участок площадью 9,9236 га не существует.

Доводы заявителя об отсутствии у ОАО “ТехноПарк Дмитров“ прав собственности на объекты, расположенные в границах спорного земельного участка не соответствуют материалам дела.

На все объекты, находящиеся на кадастровом плане ОАО “ТехноПарк Дмитров“ имеется свидетельство о праве собственности. Указанное обстоятельство подтверждается выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним.

Статья 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает право на обращение в суд с заявлением об оспаривании действий государственных органов в случае, если оспариваемые действия не соответствуют закону или иному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Основанием для принятия решения суда о признании оспариваемых действий государственного органа недействительными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанными действиями гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина
или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

В нарушение указанной нормы права администрация Дмитровского муниципального района не указала, какие права и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц нарушены действиями Управления Роснедвижимости по Московской области по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 227247 кв. м, принадлежащего на праве постоянного (бессрочного) пользования ОАО “ТехноПарк Дмитров“.

В силу части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, может быть реализовано в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов.

Как следует из материалов дела о наличии заявления ОАО “ТехноПарк Дмитров“ об утверждении границ спорного земельного участка администрации Дмитровского муниципального района было известно из письма заявителя в адрес администрации с просьбой утверждения границ спорного участка от 28.12.2005, что подтверждается штампом секретариата администрации (входящий номер 3535).

Таким образом, установленный законом срок для обжалования действий ответчика по постановке на кадастровый учет земельного участка, принадлежащего ОАО “ТехноПарк Дмитров“ заявителем пропущен.

На основании ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Доказательств незаконности действий ответчика по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка заявителем суду не представлено.

В соответствии со ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и
не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Проверив соответствие действий Управления Роснедвижимости по Московской области по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, принадлежащего на праве постоянного (бессрочного) пользования ОАО “ТехноПарк Дмитров“ действующему законодательству, суд пришел к выводу о том, что оспариваемые действия совершены в полном соответствии с указанными нормами, основания для признания оспариваемых действий незаконными у суда отсутствуют.

Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176, 177, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных требований отказать.