Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.07.2007 по делу N А40-24608/07-4-152 Непредставление налогоплательщиком одновременно с декларацией по НДС за период, в котором оказаны работы (услуги), документов, перечисленных в п. 4 ст. 165 НК РФ, не является правовым основанием для взимания с него НДС в порядке п. 1 ст. 167 НК РФ. Иное толкование закона привело бы к установлению неравного положения налогоплательщиков, применяющих налоговую ставку 0 процентов.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 6 июля 2007 г. по делу N А40-24608/07-4-152

Резолютивная часть решения объявлена 05 июля 2007 г.

Решение в полном объеме изготовлено 06 июля 2007 г.

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

Председательствующего: Н.,

Членов суда: единолично,

При секретаре: Б.,

С участием: от заявителя - С., дов. б/н от 01.09.2006;

от ответчика - Г., дов. N 94 от 19.09.2006;

рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению ООО “ЛУКОЙЛ - Калининградморнефть“,

к Межрегиональной ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 1,

о признании недействительным решения от 12.04.2007 N 52/598,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью “ЛУКОЙЛ - Калининградморнефть“ просит признать полностью недействительным решение Межрегиональной ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от
11 апреля 2007 г. N 52/598 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное по результатам камеральной проверки уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за июль 2006 г.

В обоснование ссылается, что инспекция признав, что для налогоплательщика отменена обязанность представления таможенной декларации в подтверждение совершения экспортных операций, не признала право заявителя на применение 180-дневного срока на сбор и формирование пакета документов для подтверждение правомерности применения налоговой ставки НДС 0%. По мнению инспекции заявитель, оказывающий услуги по перевалке и транспортировке нефти и газового конденсата, совершающий операции, подлежащие льготированию на основании пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, имеет право не представлять таможенные декларации для подтверждения налоговой ставки 0%, поэтому он должен определять налоговую базу в общем порядке, исходя из наиболее ранней даты: либо как день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав, либо как день оплаты, частичной оплаты, в счет предстоящего выполнения работ (оказания услуг), а не на день, когда будет представлен полный пакет соответствующих документов. По этим основаниям заявителю доначислен НДС в сумме 615510 руб. по сроку уплаты 21.08.2006, предложено внести необходимые исправления в бухгалтерский учет, в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения отказано. Кроме того, налоговым органом нарушен срок проведения камеральной проверки и принятия решения.

Инспекция представила письменный отзыв, в котором против удовлетворения заявленных требований возражает по основаниям, изложенным в оспариваемом решении, просит оказать в удовлетворении заявленных требований (т. 1 л.д. 95 - 96).

Спор по фактическим обстоятельствам дела и правильности оформления представленных вместе с налоговыми декларациями документов между сторонами отсутствует.

Исследовав письменные доказательства,
заслушав объяснения представителей сторон, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, 29.12.2006 заявитель представил в инспекцию уточненную налоговую декларацию по НДС по налоговой ставке 18%. 20.11.2006 заявителем была представлена отдельная налоговая декларация по НДС по налоговой ставке 0% за октябрь 2006 г. с приложением подтверждающих документов в соответствии со ст. 165 НК РФ (т. 1 л.д. 20 - 32, 33 - 81).

По результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по налоговой ставке 18% налоговой инспекцией 12.04.2007 принято оспариваемое решение N 52/598, в соответствии с которым отказано в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 1 резолютивной части); ему предложено уплатить недоимку по НДС по сроку уплаты 21.08.2006 в размере 615510 руб. (п. 2 резолютивной части); предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета (п. 3 резолютивной части) (т. 1 л.д. 12 - 19).

Как указано в оспариваемом решении, в ходе камеральной налоговой проверки декларации по НДС по ставке 0% за октябрь 2006 г. установлено, что заявителем в июле 2006 г. оказаны услуги по перевалке, подпадающие под налогообложение по налоговой ставке 0% на основании пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, на сумму 3653353,89 руб.

Основанием для принятия оспариваемого решения явилось следующее. В соответствии с изменениями, внесенными в Налоговый кодекс РФ с 01.01.2006, организации-перевозчики для подтверждения права на применение ставки 0% освобождаются от обязанности представлять в налоговый орган копии таможенных деклараций. Следовательно, на заявителя не распространяется положение п. 9 ст. 167 НК РФ о возможности определения налоговой базы в течение
180 дней и сбора в течение этого времени комплекта документов в соответствии со ст. 165 НК РФ.

С учетом изложенного налоговый орган приходит к выводу, что с 01.01.2006 на перевозчиков, осуществляющих операции по оказанию услуг, предусмотренных пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, распространяются положения пп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ, то есть, моментом определения налоговой базы является день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг).

В силу п. 3 ст. 153, п. 9 ст. 154 НК РФ налогоплательщик обязан не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, подтвердить обоснованность применения налоговой ставки 0%, либо исчислить НДС с неподтвержденного оборота по ставке 18%. При этом полученная выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ на дату отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Если в момент подачи отдельной налоговой декларации по НДС по налоговой ставке 0% полный пакет документов, подтверждающих право на применение ставки 0% не собран, то НДС с суммы такой реализации исчисляется по ставке 18%. Согласно п. 9 ст. 165 и п. 10 ст. 171 НК РФ суммы налога, уплаченные налогоплательщиком с неподтвержденного в установленный срок экспортного оборота, в случае, если позднее представлен полный комплект документов в соответствии со ст. 165 НК РФ, подлежат возврату налогоплательщику в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 176 НК РФ.

В нарушение п. 9 ст. 167 НК РФ заявителем не собран пакет документов в месяце отгрузки и не начислен НДС с полученной выручки в размере 3653354 руб. с операций по реализации услуг
транспортировки и перевалки.

Факт неисчисления НДС с не подтвержденных в установленный срок экспортных операций установлен налоговым органом при проверке отдельной налоговой декларации по налоговой ставке 0% за октябрь 2006 г. Соответственно, сумма начисленного НДС по ставке 18% по отгрузкам за июль 2006 г., заявленным к подтверждению обоснованности применения нулевой налоговой ставки по НДС в декларации по ставке НДС 0% за октябрь 2006 г., составляет 657604 руб., доначислено с учетом права на вычет входного НДС (42094 руб.) - 615510 руб.

Суд отклоняет доводы инспекции по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение по налоговой ставке 0% производится, в частности, при реализации работ (услуг) непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 2 пункта 1 ст. 164 НК РФ. Положения данного подпункта распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги).

Перечень документов, подтверждающих правомерность применения налоговой ставки 0% в отношении работ (услуг), предусмотренных пп. 2 и пп. 3 п. 1 ст. 164 НК РФ, установлен пунктом 4 ст. 165 НК РФ.

В данный перечень включена таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа и пограничного таможенного органа, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории РФ или ввезен на территорию РФ.

В соответствии с пп. 3 п. 4 ст. 165 НК РФ, указанная таможенная декларация предоставляется в случае перемещения товаров трубопроводным транспортом или по линиям
электропередачи, оказания услуг, непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) товаров, помещенных под таможенный режим международного транзита, с учетом особенностей предусмотренных пп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ, а именно: при вывозе товаров в таможенном режиме экспорта трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи представляется полная таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенного органа, подтверждающими факт перемещения товаров под таможенный режим экспорта.

Таким образом, из анализа положений п. 4 ст. 165 НК РФ прямо следует, что при реализации работ (услуг), предусмотренных пп. 2 и пп. 3 п. 1 ст. 164 НК РФ, для подтверждения применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов по НДС налогоплательщик представляет таможенную декларацию в следующих случаях: если перемещение товаров, независимо от таможенного режима, под который они помещены, производилось трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи; при оказании услуг, непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита.

В силу пункта 9 статьи 165 НК РФ документы (их копии), указанные в п. 4 ст. 165 НК РФ, представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% при реализации работ (услуг), указанных в пп. 2 и пп. 3 п. 1 ст. 164 НК РФ, в срок не позднее 180 дней, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта, международного таможенного транзита, свободной таможенной зоны, перемещения припасов.

Указанный порядок не распространяется на налогоплательщиков, которые в соответствии с п. 4 ст. 165 НК РФ не представляют в налоговые органы таможенные декларации.

В связи с этим у налогового органа и налогоплательщика возникло различное толкование момента определения налоговой базы по услугам, предоставляемым заявителем.

Пунктом 1
ст. 167 НК РФ установлено, что моментом определения налоговой базы, если иное не предусмотрено п. п. 3, 7 - 11, 13 - 15 ст. 167 НК РФ, является наиболее ранняя из следующих дат:

1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Однако иное предусмотрено п. 9 ст. 167 НК РФ, согласно которому при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных пп. 1 - 3, 8 и 9 п. 1 ст. 164 НК РФ, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ. То есть, правовые последствия непредставления пакета документов наступают только по истечении 180-дневного срока таможенного оформления товара. Следовательно, до истечения 180-дневного срока у налогового органа не имелось никаких оснований определять момент определения налоговой базы в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ - как день оказания услуг.

В случае если полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, не собран на 181-й календарный день, считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, международного таможенного транзита, свободной таможенной зоны, перемещения припасов, момент определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) определяется в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ, если иное не предусмотрено п. 9 ст. 167 НК РФ.

Каких-либо исключений для налогоплательщиков, которые в соответствии с п. 4 ст. 165 НК РФ не представляют в налоговые органы таможенные декларации, норма п. 9 ст. 167 НК РФ
не содержит.

Учитывая изложенное, непредставление заявителем одновременно с декларацией по НДС за период, в котором оказаны работы (услуги), документов, перечисленных в п. 4 ст. 165 НК РФ, не является правовым основанием для взимания с него НДС в порядке п. 1 ст. 167 НК РФ. Иное толкование закона привело бы к установлению неравного положения налогоплательщиков, применяющих налоговую ставку 0%.

Таким образом, доначисление заявителю на основании оспариваемого решения суммы НДС является неправомерным.

Вместе с тем суд не усматривает оснований для признания недействительным оспариваемого решения в части отказа в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Решение налогового органа в данной части не влечет для заявителя никаких неблагоприятных последствий и не нарушает его права и законные интересы. Таким же образом не нарушает права заявителя и вынесение оспариваемого решения с незначительным пропуском установленного ст. 88 НК РФ трехмесячного срока проведения камеральной проверки.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 137 - 138, 164 - 165, 167, 171 - 172, 176 НК РФ, ст. ст. 110, 112, 167 - 170, 201 АПК РФ, суд

решил:

признать недействительным, как не соответствующее НК РФ, решение Межрегиональной ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 12 апреля 2007 г. N 52/598 “Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения“, вынесенное в отношении Общества с ограниченной ответственностью “ЛУКОЙЛ - Калининградморнефть“ по результатам камеральной проверки уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за июль 2006 года, в части предложения уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в размере 615510 руб.; предложения внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

В данной части
решение подлежит немедленному исполнению.

В остальной части в удовлетворения заявленных требований отказать.

Взыскать с Межрегиональной ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 1 в пользу ООО “ЛУКОЙЛ - Калининградморнефть“ 1500 руб. в частичное возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца после его принятия, в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.